Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем заканчивается произведение?




2. Ответы на вопросы – это события плана. Их необходимо разместить в хронологическом порядке и придумать им названия.

3. Возможно ли объединить данные события общим названием?

 

Освоение сюжетно-коммпозиционной основы в произведении – это работа над эпизодом.

 

Роль эпизода:

1. Обнаружить связь эпизодов в цепи событий.

2. Анализ образов, представленных в эпизоде их связь с представленными или последующими событиями.

 

РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ГЕРОЯ.

 

Литературный герой одна из форм литературной реальности, без которой нельзя понять проблематику произведения.

 

Создавая образ человека, писатель создаёт его как целостную личность.

 

Для изучения в школе важно, что персонаж несёт этическую авторскую оценку. Поэтому, одной из проблем, обсуждаемых на уроке, является выявление позиции автора к герою.

 

В разных классах процесс знакомства с литературным героем не может быть одинаков.

Ученики 5 – 7 классов видят в литературных героях живых людей.

 

Задача учителя – научить детей понимать художественную условность, и вместе с тем сохранить свойство узнавать человека в герое.

 

В 7-11 классах для понимания условности персонажа вводится понятие тип героя. (Например – «маленький человек»)

 

В старших классах объясняется не столько поведение, сколько нравственная позиция.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ.

 

Алгоритм выявления авторской позиции:

1. Определить настроение, которое рождается под влиянием авторского описания.

2. Определить место, которое занимает данный объект в произведении.

3. Выявить связи данного объекта с другими объектами внутри произведения, с другими произведениями автора и других авторов.

4. Определить художественные детали, выражающие авторскую оценку

5. На основании знаний биографии, критической литературы и самого текста, выявить авторскую композицию.

 

Особенности изучения лирики в школе.

Основная цель изучения лирики в школе – формирование образной системы, мышления ученика, а так же знакомство с творчеством писателей.

Лирика отличается от эпоса и драмы, в первую очередь, характером эмоционального воздействия. Поэтому она способна влиять на формирование личности. Для нас важно, что действительность в лирике воссоздается в форме непосредственного переживания. Соответственно, человеческие переживания становятся объектом лирики. В лирике наблюдаются открытость выражения авторского сознания (лирический герой).

Важнейшей особенностью стихотворения является ритм. Именно ритм, многозначность слова, особая поэтическая интонация является не только элементами форм, но и создают ее содержание. Содержательность формы особенно заметна в лирике. Именно поэтому ее так трудно анализировать в школе.

«Произведения других искусств живут в душах людей, как впечатления, как память о встрече с этим произведением. Лирические стихи сами по себе врастают в души каждого из нас».

В. Кожинов.

Проблема интерпретации литературного произведения.

Спорный вопрос. Задача учителя – учить детей интерпретировать стихотворение, опираясь на анализ текста. Изучение лирических произведений в школе складывается, прежде всего, из работы над конкретным произведением.

5-7 класс.

Пушкин, Лермонтов, Твардовский, Симонов. В центре – стихотворения, которые рассматриваются вне контекста общего творчества, хот образ автора и его личность присутствует в любом анализе.

Умения:

- уметь воспринимать богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения;

- научиться выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи;

- овладеть понятиями: стихотворный размер, рифма, знать тропы (эпитеты, метафора, олицетворение, гипербола, ритор вопросы и восклицания, антитеза), фонетика (аллитерация и ассонанс);

- уметь видеть подтекст, соотносить образы и лирический сюжет с биографией поэта.

Анализ стихотворения в этих классах идет двумя путями: опора на факты биографии, связанные с созданием произведения; обращение непосредственно к впечатлениям учащихся, оживляющим их представление и эмоциональную память.

Нередко восприятие поэзии сопровождается слушанием музыки, созданием эмоционального фона для текстов или рассматриванием репродукций художников. Данный прием может использоваться на разных этапах изучения стихотворения.

Приемы анализа:

1. Обучение выразительному чтению:

- образцовое чтение учителем;

- актерское исполнение;

- авторское исполнение.

 

2. Эвристическая беседа.

Ход беседы должен быть таков, что на главном плане выделяются мысли и эмоциональная активность учащихся, при этом беседа не должна нарушать личного отношения к стихотворению.

3. Составление киносценария и коллажей.

8-11 класс.

В старшей школе все линии анализе лирики сохраняются, но усложняется лирический материал, а так же теоретические вопросы. Само стихотворение рассматривается в контексте (творчества писателя или историко-литературном процессе). Каждое лирическое стихотворение вписывается в творчество художника и позволяет открыть новую грань поэтического мира.

Способы рассмотрения поэтических текстов:

1. Целостный монографический анализ наиболее сложных и программных произведений поэта.

2. Объединение тематически нескольких стихотворений с опорой на общие мотивы, идеи, переживания.

3. Самостоятельное чтение учащимися произведений и их анализ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...