Чтение художественного текста
Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой. Изучение художественного произведения начинается с чтения его. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком. Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно. Учителя - практики различают следующие виды комментариев: предварительный, историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, лексико-фразеологический, идейно-стилевой, коннотативный (контекстуальный), подытоживающий. Такие уроки требуют от учителя не только основательных знаний, но и определенных творческо-исполнительных способностей, так как словесник должен донести до ребят «аромат» произведения, его неповторимость. Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя. Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником. В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В У-У1 классах техника чтения у детей недостаточно высокая, и, читая про себя, дети не чувствуют удовольствия. Да и классное чтение в этих классах сопряжено с рядом трудностей. 10 -11 - летние школьники не могут в течение длительного времени слушать напряженно без перерыва. Они любят, когда им читают вслух, но через 20-25 мин их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах остро стоит вопрос о совершенствовании техники чтения. Поэтому есть тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой. Однако это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять с работой над техникой чтения. Произведение во всей силе должно звучать на уроке, а техникой чтения следует заниматься в процессе анализа, отчасти индивидуально. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли. Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся. Поэтому одним из действенных средств организации чтения является доброжелательный, заинтересованный и серьезный анализ итогов чтения.
Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения. 1. Чтение произведения и определение его жанра. 2. Чтение и пометка непонятных слов. 3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению. 5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке. 6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту). 10. Чтение, деление текста на части. 11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка. 12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 13. Чтение текста и сбор пословицы из слов. 14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 16. Чтение по ролям. 17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка. 19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик. 20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д. 21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения. 22. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 23. Установление путём чтения причинно-следственных связей. 24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения. 25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима». 26. Чтение текста голосом героя. 27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели. 28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой. 29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова. 31. Чтение и дописывание предложений словами из текста. 32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов. 33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда. 35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил. 36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста. 37. Чтение и выполнение тестовой работы. 38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени. 39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики. 40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов. 41. Чтение и пересказ от лица героя произведения. 42. Чтение, представление и описание героя произведения. 43. Чтение сказки и изменение хода событий. 44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. 45. Чтение, придумывание продолжения рассказа. 46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению. 47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты». 48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова? 49. Чтение, расшифровка обряда. 50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. 52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия. Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|