Особенности изучения драматических произведений в школе.
«Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене». С обращенностью к театру связана и литературная форма драмы, где характеры действующих лиц создаются «речевым языком, а не описательным», по выражению М. Горького. Позиция автора скрыта здесь больше, чем в произведениях других родов, и ее выявление требует от читателя внимания и размышления. Без прямой помощи писателя, опираясь на монологи, диалоги, реплики и ремарки, читатель должен вообразить место действия, время, обстановку, в которой живут герои, представить их внешний облик, манеру говорить и слушать, их движения и жесты. При этом надо понять и почувствовать, что скрывается за словами и поступками в душе каждого из действующих лиц. В центре драматического произведения обычно стоит жизненный конфликт, разрешение которого идет в напряженной борьбе персонажей друг с другом, с обстоятельствами, с самими собой. Конфликт в драме — это та пружина, которая движет действие и обнаруживает характер. Отсюда целеустремленность и активность действия в драме. Эти особенности драмы в значительной мере определяют специфику изучения ее в школе. ЧТЕНИЕ И ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Опыт говорит, что «школьники даже в старших классах читают плохо, часто и неправильно дополняют своим воображением текст пьесы... Они не используют авторских указаний, данных в форме перечня действующих лиц, ремарок, описания декорации и обстановки действия. Поэтому полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время, причем текст может читать сам учитель, привлекая в отдельных случаях запись пьесы (пластинки, магнитофон). Иногда педагог прочитывает лишь первое действие. При этом он обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т. е. показывает, как надо читать драму. Дальнейшие действия ученики читают самостоятельно. В процессе чтения кратко объясняются непонятные слова; между чтением отдельных актов можно, пробудив воображение, помочь им представить сцену и действующих лиц, как бы перенести их в театр. Нельзя забывать на вступительных занятиях о предварительном комментарии к пьесе. Отсутствие в драматическом произведении разъяснений автора заставляет преподавателя ввести в свой рассказ все то, без чего ученик не в состоянии сразу включиться в активную работу над пьесой.
АНАЛИЗ ДРАМЫ. Педагог дожжен позаботиться, чтобы школьники почувствовали неумирающую ценность тех драматических произведений, которые они изучают, их значение для нашего времени. Эта центральная задача реализуется на всех этапах изучения произведения. Прежде всего учитель, как и при изучении эпического произведения, определяет, так сказать, сверхзадачу, концепцию, к решению которой он стремится в работе с учениками над данным произведением. Концентрация в драме жизненных конфликтов, значимость каждого явления как в развитии действия, так и выявлении характеров делает целесообразным идти в анализе «вслед за авто-ром», т. е. последовательно работать над действиями пьесы. Одни методисты и педагоги-практики считают, что первым этапом работы является комментированное чтение каждого действия или полностью, или выборочно. Отбор явлений зависит от задач, которые ставит перед собой учитель. С точки зрения других исследователей и учителей, прежде чем переходить к работе над действиями, надо, чтобы в сознании учеников появилось представление о пьесе в целом. Поэтому первые вопросы должны фиксировать внимание школьников на всей пьесе, помочь ее осмыслить. Вопросы, которые ставятся на этом уроке, должны заставить учащихся почувствовать основной конфликт, возникновение его. Это может быть вопрос о названии пьесы. Если даже не появится исчерпывающего ответа, то уже сама постановка вопроса, почему пьеса называется «Ревизор», «Горе от ума» или «Гроза», всегда прокладывает пути к пониманию конфликта драмы в дальнейшем.
Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, — иначе говоря, им в процессе анализа предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения. Характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. Поэтому при анализе драмы предметом постоянного внимания должна быть речь персонажа, ее своеобразие. Слово в пьесе, всегда звучащее слово, в устах каждого персонажа в определенном сценическом контексте становится речью с ее интонацией, ритмом, мелодией. Поэтому так важно научить ученика не только вдумываться, но и вслушиваться в слово, в речь персонажа. Важен подтекст. ЗАВЕРШАЮЩИЕ УРОКИ. На завершающих уроках, по сути дела, встают в осложненном, обобщающем виде те вопросы, какими ученики занимались в процессе анализа. Пути работы могут быть теми же, что и на заключительных занятиях по эпическому произведению, но не-которые особенности диктуются своеобразием драмы. Подытоживающие, завершающие занятия нередко начинаются уже в работе над последним действием пьесы, когда разрешается в пьесе конфликт и драматург как бы подводит итоги. Особую роль приобретает на завершающей стадии изучения драматического произведения выразительное чтение учащихся. Оно является проверкой глубины понимания ими характера героя. Это должно проявиться в трактовке учащимися каждой сцены. Такой же цели может служить чтение по ролям отдельных сцен пьесы учащимися. По-разному может подойти учитель к вопросу о том, как распределять роли. Инициатива может идти от педагога, хотя желательно прислушаться и к тому, какая роль и почему при-влекает ученика. Домашним заданием к уроку, на котором запланировано чтение, может быть письменное или устное составление характеристики героя.
Среди вопросов к этому заданию могут быть такие: почему вы выбрали именно эту роль? Какое место в пьесе занимает ваш персонаж? Какой вам представляется его внешность, ма-нера держаться, говорить? В каких обстоятельствах он изображен? Что вы знаете о его прошлой жизни? Каковы его отношения с другими действующими лицами? К чему он стремится? После обсуждения в классе характеристик героев читается несколько центральных сцен, в которых участвуют разные исполнители одной и той же роли. Их чтение оценивается классом. На завершающих занятиях целесообразно устраивать своеобразные конкурсы чтения отдельных сцен в качестве проверки глубины понимания учащимися пьесы. Задание дается нескольким ученикам, а после чтения предлагается классу сравнить, кто из читавших с большей полнотой донес чувства и мысли автора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|