Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование икт в преподавании литературы. Электронные учебники по литературе.




Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Сегодня просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
  • самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда

Владея информационно-коммуникационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.

Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:

  • стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);
  • программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
  • компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
  • электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
  • справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);
  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс).

Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, я стала постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ:

Слайды 16-17.

1) Интерактивные проверочные работы.

Портал http://gramota.ru.слайд

Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы.

Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются, в помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы).

3) Создание презентаций.

В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока.

самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме.

Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе помогают решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  • сэкономить время на опрос учащихся;
  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

5. Метод проектов.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение детских работ в виде презентации, докладов с помощью компьютерных программ - новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мультимедийный проектор.

Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, школьники имеют максимальную возможность для самореализации. Обязательная задача педагога – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа над мультимедийным проектом состоит из четырех этапов:

1. Постановка проблемной ситуации и формирование группы.

2. Сбор и обработка материала.

3. Презентация проекта.

4. Обсуждение результатов.

Так, в 11 классе группа учащихся работала над проектом «М.А.Булгаков. Жизнь и творчество». Результаты работы были представлены в виде презентации «М.А.Булгаков». Результатами проектной деятельности по орфографии стали презентации «Орфография», «Односоставные предложения». Показать

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке разные, но при их внедрении решается важная задача: сделать урок интересным.

6. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. В последние годы на нашем рынке и в школах появилось множество программных продуктов на лазерных дисках по многим школьным дисциплинам. Несмотря на это дисков по русскому языку и литературе мало. Они больше подходят для индивидуального применения дома учениками старших классов. В классе на уроке их применить очень сложно.

Подведем итог.

Что дает мне использование информационно-коммуникационных технологий?

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...