1.2 Исследование проблемы воспитания дошкольников посредством народных традиций
Использование народных традиций в воспитании дошкольников решает следующие воспитательно-образовательные задачи: 1) способствовать формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей о культуре, истории народов; 2) формировать эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию; 3) развивать умение творчески и самостоятельно применять полученную информацию в новых или сходных ситуациях, задействуя свой этнокультурный опыт. Исходя из вышеперечисленных задач, мы проанализировали научно психолого-педагогическую литературу по изучению дошкольниками народных традиций, а также изучили программы и методические разработки в рамках нашего исследования. Многие ученые подчеркивают необходимость изучение фольклорных элементов в дошкольных учреждениях. Например, в исследовании Е. И. Корнеевой рассматривается роль фольклорных праздников и развлечений в патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. Решение данной проблемы обусловило цель и задачи программы воспитательно-образовательной работы. Содержание приобщения детей к народной традиционной культуре предполагало использование сезонных народных праздников: Осенины — Урожай; Новый год — Коляда; Масленица — Проводы Зимы; Веснянка — Кликанье Весны. В основу работы была положена методика «сгущенности» эмоционально познавательного материала по доминирующим целям (С. А. Козлова, С. Н. Морозюк). Доминантой определены сезонные народные праздники. В данном исследовании подчеркивается важность реализации содержания работы с детьми через комплексные игры-занятия, развлечения, праздники и совместную деятельность детей и взрослых.
В рамках стимулирования познания и задействования исторических сведений происходит развитие интереса у дошкольников к прошлому предметов, их преобразованию и созиданию. В связи с этим, значимым является исследование О. В. Дыбиной. Используя игры — путешествия в прошлое предметов, автор подробно рассматривает многофункциональность предметно-исторического мира (информативная, эмоциогенная и регуляторная), объясняющая историю создания вещи). Данный механизм приобщения детей к историческим сведениям реализует, по нашему мнению, принцип гуманитарности — человек и его место (отношение) в рукотворном мире. Г. Н. Данилина подчеркивает важность и своевременность приобщения детей к культуре и истории. Этот тезис реализован в программно-методическом пособии. Предлагаемое пособие строится на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей отечества. Содержание работы идет по следующим направлениям: «Путешествие в историю», «Вижу чудное раздолье», «Быт и традиции», «В чудесном мире русского языка», «Творение рук человеческих». Содержание разделов предполагает задействование культурологического подхода, научности, достоверности, доступности знаний. Для реализации программного содержания предлагается интегрированный подход включения сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Рассмотрению специфики приобщения детей к национальным традициям посвящено специальное исследование Т. Ю. Купач. По мнению автора, культурно-исторические традиции — это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т. д. — все то, чем наполнена культурно-историческая среда. Педагогическая позиция взрослого, как считает Т. Ю. Купач, заключается в реализации воспитательного потенциала данных традиций: развитие направленности личности ребенка; использование всех факторов воспитания; различных видов детской деятельности, гуманистический характер традиций, учет особенностей региона и т. д. Содержание воспитания детей отражает следующие традиции: семейные; трудовые; фольклорные; краеведческие; социальные; праздничные.
Данный подход находит отражение в исследованиях Е. С. Бабуновой, Л. Г. Зенковой, C. Д. Кириенко, Е. Н. Кергиловой, М. Б. Кожановой, Н. А. Платохиной, X. А. Тагировой, Е. А. Тупичкиной, Г. В. Луниной, Г. Н. Гришиной и др. Многообразие народных традиций, их воспитательная ценность нашло отражение в программах национального возрождения. Так, исследователи А. Г. Абсалямова, Р. Л. Агишева, Т. И. Бабаева, С. Д. Кириенко, М. Б. Ко-жанова, С. Н. Федорова, А. Н. Фролова и др. доказали значимость средств этнографической культуры в воспитании социально-культурного поведения детей. Содержание работы предполагает активное познание детьми окружающего мира: природный мир; предметный мир, мир других людей; мир моего «Я». К основным средствам этнографической культуры отнесены фольклор, народные игры, праздники, которые приобщают детей к национальным традициям башкир. Содержание программы осуществляется с помощью различных тем («Я и моя семья», «Башкиры», «Башкирский фольклор», «Чувашские праздники», «Марийские игры», и др. ). Данные программы внедрены в практику работы дошкольных учреждений регионов России. Значимость воспитательного потенциала культурных традиций своего народа представлено в программно-методическом пособии Л. В. Кокуевой. Автор основные цели и задачи воспитания видит в реализации духовно — нравственного воспитания дошкольников. Решение задач воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) предполагает задействование народных праздников («Именины березки», «Масленица», «Святки», «Рождество», «Пасха» и т. д. ). Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к народному наследию и чувства сопричастности ему, является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Приобщение идет через народную песню, сказку, былину, народно-прикладное искусство, народные игрушки, народный костюм, народную архитектуру жилищ. Содержание этнокультурного воспитания осуществляется через такие формы как посиделки, посещение краеведческих и этнографических музеев мини-музеев в ДОУ, познавательные беседы, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческой продуктивной и игровой деятельности детей.
Социально-педагогический смысл широкого применения народных традиций в работе с детьми заключается в воспитании предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, своему народу, чувства патриотизма, осознания своей национальной принадлежности. В связи с этим, перспективным является разработка проблемы межнационального общения и этики, детально изученные в работах А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, М. И. Богомоловой, С. А. Козловой, С. Н. Султановой, Э. К. Сусловой, Н. Флегонтовой и др. Анализ данных исследований показал возможность широкого использования этнокультурного наследия в воспитании дошкольников. Так, А. П. Усова указывала на значение народного творчества в национальном воспитании детей. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песня, игры доступны всем детям, имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к людям разных национальностей. В исследовании Р. И. Жуковской обоснованы принципы формирования дружеского отношения детей к людям разных национальностей; методика ознакомления детей с родным краем, трудом, бытом, искусством народа той республики, где он живет; показана доступность подачи детям познавательного материала, включающего элементарные географические сведения: особенности климата, ландшафта (леса, реки, моря), основных природных богатств (нефть, уголь, хлопок, хлеб); также нужно знакомить с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством, давать детям возможность попробовать национальные блюда, играть в национальные игры. Конкретизация содержания работы с детьми показывает возможность задействования элементов этнокультуры в становлении этнокультурной воспитанности.
Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Проблема воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме поднимается во многих исследованиях (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, Л. М. Захарова, С. Н. Султанова, В. Д. Ботнарь, Р. Ш. Халикова, Д. Вавилова, Л. Г. Васильева, М. Б. Кожанова и др. ). Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребенка, его личность, его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность и самобытность. Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является не только общее, но и национальное воспитание ребенка. В связи с этим, следует подчеркнуть, что дошкольное детство — начальный этап становления этнокультурной личности. Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию полиэтнического развития, у него начинает формироваться отношение к национальной символике. Анализ исследований показывает, что этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность: национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты. Для нашего исследования является значимым определение механизма поликультурного воспитания детей, который реализуется в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д. ); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Разнообразие средств воспитания межнационального общения обеспечивает следующие линии в развитии ребенка: всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый», «детский сад — семья», «семья — ребенок — школа — социум» с целью постижения детьми сложной науки жить среди людей; культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность; концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира; использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия; примеры великого братства народов, подвигов во имя людей; знакомство с современными войнами и их последствиями: беженцами, гуманитарной помощью и другим, являющим детям страницы человеческого благородства и межнационального родства; организация детских праздников — богатейшего материала для ознакомления дошкольников с культурой разных народов, воспитания добра и милосердия; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку. Анализ исследований показал многообразие спектра средств, форм и методов работы направленного на активное, эмоционально-положительное отношение к культуре межнационального общения: беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов; занятия по ознакомлению с культурой и традициями разных стран; фольклор народов мира; наблюдения, опыты, экспериментирование; целевые прогулки, экскурсии в мини-музеи; доброжелательное общение с детьми разных национальностей. Определив культурологический и гуманистический принципы как ведущие в воспитании у детей культуры межнационального общения, мы тем самым выделяем образовательное поле культуры народов как источник построения содержания этнокультурного воспитания. В специальном исследовании М. И. Богомоловой вводится понятие аффилиации в воспитании культуры межнационального общения. Понятие аффилиация (от англ. Affilion — соединение, связь; to affiliate — присоединять, присоединяться), означающее стремление человека быть в обществе других людей. Касательно детей дошкольного возраста аффилиация воспринимается как потребность (мотивация) в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви. Аффилиация проявляется в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь и поддержку и принимать их от него. В арсенале ценных и эффективных средств национального и межнационального воспитания М. И. Богомолова называет разные виды общения детей с людьми другой национальности, сюжетно-ролевые игры, переписку как средств опосредованного общения и др. Эффективность дошкольного этнокультурного воспитания невозможно представить без использования народного искусства и народного творчества. Данное направление представлено в работах Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой, Ценность этнокультуры в воспитании и развитии, авторы рассматривают под углом зрения деятельностного подхода, который реализуется в предоставлении детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства, которая будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызовет эмоционально-ценностное отношение к этим видам деятельности. Субъектная, деятельностная позиция детей проявляется в трех направлениях: для оформления интерьера образовательного учреждения (создание эстетической среды); с целью ознакомления детей с народным искусством; для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для прямого следования, а затем и для творческого осмысления и применения. Авторами подробно изучено место народного искусства в образовательном процессе детского сада; показано воспитательное значение устного народного творчества, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства; описаны психолого-педагогические основы этнохудожественного воспитания и развития детей (значимость интегрированных и тематических занятий, необходимость диагностики, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям, наличие вариативных дополнительных образовательных программ). У ребенка на протяжении дошкольного детства формируется «целостная картина мира» (И. Э. Куликовская)»образ мира» (С. Д. Смирнов), «этническая картина мира» (Р. Рэдфилл). Дошкольное детство — начало процесса становления мировоззрения человека. Оно, как многогранное образование, включает в себя: мироощущение (познание мира в чувствах, эмоциях, формирование положительного отношения); миропонимание — понимание мира, поиск причин и следствий; мироистолкование — специфическое объяснение человеком мира истории, общества, культуры; миропреобразование — форма активного отношения человека к действительности; выбор стиля взаимоотношений с людьми. Становление образа мира рассматривается как один из компонентов структуры индивидуальности личности ребенка. Образ мира — отражение мира в целостной, многомерной и многоуровневой системе представлений (А. Н. Леонтьев). Становление картины мира в сознании человека осуществляется в культурной, символической среде через искусство, язык, миф, народное творчество. По мнению исследователей, первичное познание мира, развитие мышления ребенка, становления его как личности, приобщение к духовным ценностям нации осуществляются в процессе усвоения родного языка. Основываясь на лингвокультурологическом принципе, авторы изучение родного языка рассматривают основой формирования мировоззрения, ключом к накопленной веками народной культуре, незаменимым средством сохранения традиций и преемственности поколений, обеспечивает развитие у детей чувства равенства языков и культур. На протяжении дошкольного детства, по мнению И. Э. Куликовской, происходит смена картин мира, от мифопоэтической до универсально-символической, что должно послужить отправной точкой в определении основных подходов, дифференциации методов, форм, направлений работы по приобщению детей к национальному миру культур, воспитанию культуры межнационального общения. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе рФ «Об образовании» (1992 г. ) для дошкольных образовательных учреждений разработан целый ряд комплексных программ «нового поколения» («Детство», «Радуга», «Развитие»), в которых, так или иначе, находит отражение проблема национального воспитания детей дошкольного воз — раста («Мой родной дом», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др. ). Рассмотрим подробнее на характеристике и анализе некоторых программ аспект воспитания детей дошкольного возраста посредством национальных традиций. В содержании базисной «Программы обучения и воспитания в детском саду» 2007 г. под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой этнокультурное воспитание представлено в разделах: · «Умственное воспитание», в котором предусматривается формирование интереса к своей родословной, государственным и народным праздникам, родной стране, достопримечательностям, культуре, традициям родного края; · «Нравственное воспитание», в котором большое внимание уделяется развитию дружеских взаимоотношений, коллективной деятельности; · «Художественная литература», где происходит знакомство детей с русскими народными волшебными сказками, произведениями игрового фольклора (прибаутки), календарные обрядовые песни, небылицы, былины и др.; · «Художественно-эстетическое воспитание» предполагает знакомить с народным искусством с учетом региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и регионе. Для восприятия наиболее доступна народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), а также народные игрушки — забавы (пирамидка, грибок, матрешка); · «Игровая деятельность» — театрализованные постановки по мотивам народных сказок, дидактические игры на воспитание гуманных или патриотических чувств, способствующих развитию комплексных социокультурных качеств. Программа «Истоки» Л. А. Парамоновой включает раздел «Элементарные историко-географические представления». Основная цель введения данного раздела в программу — воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно — исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве. Задачи, которые ставятся авторами программы на данных занятиях: - приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры; - воспитывать у детей чувство любви к своей Родине; - развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что: - существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями; - каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам, которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать; - жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур. Таким образом, формирование самосознания ребенка — дошкольника в программе связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии, и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Можно сказать, что задачи этнокультурного воспитания, в данном случае, решаются, в основном, посредством нравственного и умственного воспитания. Программа «Детство» В. И. Логиновой предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. В программе «Радуга» Т. Н. Дороновой этнокультурное воспитание включено в разделы «Изобразительная деятельность и ручной труд» (эстетическое воспитание) и «Занятия по развитию речи» (умственное воспитание). Основу данных разделов составляет устное народное творчество, ознакомление с образцами декоративно-прикладного искусства. Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы — О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для этого авторами были установлены следующие приоритеты: - окружающие ребенка предметы должны быть национальными, и воспитывать чувство красоты, любознательности. - необходимо широко использовать все виды фольклора, так как в устном народном творчестве наилучшим образом сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. - большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. - очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. «Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель программы — введение детей в традиционную русскую культуру, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения, дружбы между людьми разных национальностей. Программа включает следующие разделы: 1. «Семейный круг» — приобщение детей и родителей к семейной культуре; 2. «Круглый год» — знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря; 3. «Святые наши имена» — освоение историкокультурного наследия России с опорой на памятные даты именного календаря; 4. «Круг чтения» — ознакомление с народным устно-поэтическим наследием; 5. «Музыкальное наследие» — освоение традиционной отечественной музыкальной культуры; 6. «Встанем в круг! » — освоение народной игровой культуры на занятиях по физическому воспитанию. 7. «Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды, быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности); 8. «Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах). Каждый возрастной период обеспечивается подпрограммами. Парциальная программа «Живой мир образов», разработанная Р. Г. Казаковой и др., включает три направления работы по привитию любви к национальным традициям: - ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью; — ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры; - изучение исторических документов и классических произведений русской литературы. В связи с разнообразием предлагаемых методических подходов к воспитанию дошкольников в рамках федеральной программы издаются методические и практические пособия для работников дошкольных образовательных учреждений. В книге Г. А. Ковалевой «Воспитывая маленького гражданина. » представлены модели гражданского воспитания начиная с дошкольного возраста, и тематические блоки работы с детьми. Кроме того, в пособии есть сценарии, конспекты и сетки занятий с детьми разных возрастных групп. В пособии Г. Н. Данилиной «Дошкольнику — об истории и культуре России» предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций. Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности. Весь материал систематизирован и представлен в виде конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста, также даны примерный перечень изучаемых художественных произведений и тематика продуктивной деятельности. В книге Н. В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» при работе над темой «Родная страна» особое внимание уделяется следующим направлениям: - рассказам детям, что Россия — страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей; - знакомству с различными традициями русского народа, с его культурой. В руководстве для воспитателей «Как научить детей любить родину» (авторы — составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова) для работы с детьми разработан цикл занятий по народной культуре. Этот цикл состоит из 5 ступеней: народная философия и народная педагогика, жилище как Космос, искусство народных праздников, традиционные народные ремесла. Такой подход помогает детям понять, как друг с другом соединялись предки и потомки; осознать, что народная культура — это целостный мир, где внутренняя идеальная сущность любого предмета тесно связана с его внешним обликом. В учебном пособии «Родной дом» (авторы — М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова). Пособие с помощью загадок, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, заботы, взаимопомощи. Практические задания в пособии развивают эстетический вкус, способствуют развитию памяти, речи, наблюдательности, самостоятельности, воли, терпения, тренируют мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Обобщая сведения о программах воспитания дошкольников на основе национальных традиций можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений воспитания детей: - в процессе постижения детьми основ традиционной народной культуры и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Н. Новицкая и др. ); - через социализацию детей и вхождение их в общественные отношения, характеризующиеся коллективистской направленностью и ориентацией на духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменокова, Н. И. Алексеева, т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева и др. ); - через ознакомление детей с искусством родного народа (Л. М. Данилова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, О. П. Радынова, О. А. Соломенникова и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|