Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников




В данной части работы мы опирались на опыт приобщения младших дошкольников к народным традициям воспитателей различных детских садов.

Так, например, в МБДОУ №270 г. Ижевск, в воспитательной работе часто используются народные подвижные игры.

Представляем вам фрагмент занятия с использованием данных игр:

Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы будем играть с вами в народные подвижные игры. Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор на нем изображен.

Муз. руководитель: Какой узор на платочке? -  Мордовский. Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего? Считалкой. Саша, посчитай, пожалуйста.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна —

Оставайся ты одна.

(Встают в круг. Водящий (Солнышко) в кругу. )

 

Муз. руководитель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.

Пильгса, пильгса,

Топатамо.

Шине! Кафта, колма, ниле — Так!

Тени бойкане кундак.

 

Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.

Показывает детям следующий платочек с татарским узором.

Муз. руководитель: Какой узор на платочке? Татарский. В какую игру мы будем играть? В татарскую народную игру. А называется она «Буш урьш» — «Займи место»

Муз. руководитель: Вова, посчитай, пожалуйста.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Встают в круг. Водящий в татарской шапочке за кругом.

 

Муз. руководитель: Правила игры: круг должен остановиться при слове «Беги». Когда дети бегут навстречу друг другу вокруг круга, не должны дотрагиваться до детей, стоящих в круге. Начинаем играть.

Дети: Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу

Как гусыня гогочу

Никого в дом не пущу

Тебя хлопну по плечу

Тебя хлопну по плечу

«Беги»!

Водящий и ребёнок бегут по кругу навстречу друг другу.

Показывает платочек с русским узором.

 

Муз. руководитель: Какой узор на платочке? Русский. В какую игру мы будем играть? В русскую народную игру «Горелки». Выберем водящего. Розанна, посчитай.

Мы делили апельсин,

 Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

А для волка — кожура.

Разбегайтесь кто куда!

Встают в пары. Водящий впереди, с поднятой рукой с платочком.

 

Воспитатель: Правила игры: кто первым добежит до водящего, берёт у него платочек, а другой «горит». Дети последней пары бегут к водящему, не задевая детей, стоящих в колонне. Кто первый дотронется до платочка, тот водящий.

 Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три! Беги!

Сзади стоящие дети бегут к водящему. Игра продолжается 3-4 раза.

 

Воспитатель: Ребята, в какие народные игры мы с вами играли? В мордовскую игру, татарскую игру, русскую игру. Понравилось вам играть? Да! Вы молодцы, хорошо играли! Перед введением данной игры с младшими дошкольниками изучают узоры разных народов.

В этом же детском саду создан мини-музей. Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой группе оформлен «Уголок Удмуртии».

 

В МБДОУ «Детский сад «Ромашка» в Алнашском районе, большое внимание уделяется приобщению дошкольников к удмуртским национальным традициям.

В детском саду «Ромашка» создан кружок по обучению детей удмуртскому языку и привитию культурного наследия. В младшем дошкольном возрасте обучение строится на воспитании устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее, глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций и, конечно же, фольклор. Младшие дошкольники знакомятся и заучивают небольшие песенки, потешки, прибаутки, частушки, загадки. Колыбельные песни, потешки, прибаутки – они доставляют ребёнку большое удовольствие и радость. Ещё не понимая их содержание, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность и музыкальность.

С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. В играх используются мячи, куклы, специальные палочки, камушки и т. д. Дети младшего дошкольного возраста играют в игру «В палочки». Дети называют себя разными именами: «колокольчик», «цветок», «сундук» и др. Все участники сообщали водящему свои имена. Потом ему завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал ловить игроков: когда поймает, должен узнать — назвать имя, выбранное игроком. После водил тот, чьё имя угадано.

Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях воспитатели отводят время на небольшие инсценировки сказок на русском и удмуртском языках: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Ныл но коньы», «Египеча» с использованием кукол, масок.

На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т. д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на удмуртском языке.

В ДОУ «Ромашка» проводятся фольклорные праздники — яркие, красочные: «Масленица», «Пасха», «Осенины»! Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала на русском и удмуртском языках являются одной из форм закрепления языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...