2.2 Опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников
В данной части работы мы опирались на опыт приобщения младших дошкольников к народным традициям воспитателей различных детских садов. Так, например, в МБДОУ №270 г. Ижевск, в воспитательной работе часто используются народные подвижные игры. Представляем вам фрагмент занятия с использованием данных игр: Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы будем играть с вами в народные подвижные игры. Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор на нем изображен. Муз. руководитель: Какой узор на платочке? - Мордовский. Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего? Считалкой. Саша, посчитай, пожалуйста. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел месяц погулять, А за месяцем луна — Оставайся ты одна. (Встают в круг. Водящий (Солнышко) в кругу. )
Муз. руководитель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем. Пильгса, пильгса, Топатамо. Шине! Кафта, колма, ниле — Так! Тени бойкане кундак.
Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим. Показывает детям следующий платочек с татарским узором. Муз. руководитель: Какой узор на платочке? Татарский. В какую игру мы будем играть? В татарскую народную игру. А называется она «Буш урьш» — «Займи место» Муз. руководитель: Вова, посчитай, пожалуйста. Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть, К нам сорока прилетела И тебе водить велела. Встают в круг. Водящий в татарской шапочке за кругом.
Муз. руководитель: Правила игры: круг должен остановиться при слове «Беги». Когда дети бегут навстречу друг другу вокруг круга, не должны дотрагиваться до детей, стоящих в круге. Начинаем играть.
Дети: Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу Как гусыня гогочу Никого в дом не пущу Тебя хлопну по плечу Тебя хлопну по плечу «Беги»! Водящий и ребёнок бегут по кругу навстречу друг другу. Показывает платочек с русским узором.
Муз. руководитель: Какой узор на платочке? Русский. В какую игру мы будем играть? В русскую народную игру «Горелки». Выберем водящего. Розанна, посчитай. Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, А для волка — кожура. Разбегайтесь кто куда! Встают в пары. Водящий впереди, с поднятой рукой с платочком.
Воспитатель: Правила игры: кто первым добежит до водящего, берёт у него платочек, а другой «горит». Дети последней пары бегут к водящему, не задевая детей, стоящих в колонне. Кто первый дотронется до платочка, тот водящий. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три! Беги! Сзади стоящие дети бегут к водящему. Игра продолжается 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, в какие народные игры мы с вами играли? В мордовскую игру, татарскую игру, русскую игру. Понравилось вам играть? Да! Вы молодцы, хорошо играли! Перед введением данной игры с младшими дошкольниками изучают узоры разных народов. В этом же детском саду создан мини-музей. Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой группе оформлен «Уголок Удмуртии».
В МБДОУ «Детский сад «Ромашка» в Алнашском районе, большое внимание уделяется приобщению дошкольников к удмуртским национальным традициям.
В детском саду «Ромашка» создан кружок по обучению детей удмуртскому языку и привитию культурного наследия. В младшем дошкольном возрасте обучение строится на воспитании устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее, глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций и, конечно же, фольклор. Младшие дошкольники знакомятся и заучивают небольшие песенки, потешки, прибаутки, частушки, загадки. Колыбельные песни, потешки, прибаутки – они доставляют ребёнку большое удовольствие и радость. Ещё не понимая их содержание, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность и музыкальность. С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. В играх используются мячи, куклы, специальные палочки, камушки и т. д. Дети младшего дошкольного возраста играют в игру «В палочки». Дети называют себя разными именами: «колокольчик», «цветок», «сундук» и др. Все участники сообщали водящему свои имена. Потом ему завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал ловить игроков: когда поймает, должен узнать — назвать имя, выбранное игроком. После водил тот, чьё имя угадано. Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях воспитатели отводят время на небольшие инсценировки сказок на русском и удмуртском языках: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Ныл но коньы», «Египеча» с использованием кукол, масок. На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т. д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на удмуртском языке. В ДОУ «Ромашка» проводятся фольклорные праздники — яркие, красочные: «Масленица», «Пасха», «Осенины»! Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала на русском и удмуртском языках являются одной из форм закрепления языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|