Пример проведения занятия в форме деловой игры
Деловая игра 1. Концепция игры. Группам по 3-4 человека придумать план реализации проекта и составить диаграмму Ганта. 1. Составить перечень мероприятий, которые обеспечивают получение конечного результата; 2. Распределить мероприятия по ранжиру (по временной последовательности); 3. Описать длительность каждого мероприятия; 4. Составить таблицу: выписать по горизонтали – временные промежутки (дни недели, месяцы, кварталы), по вертикали – список ранжированных дел; 5. Составить диаграмму – расположить мероприятия в координатной плоскости 6. Необходимо обозначить стрелками на плане связи между делами, и последовательность их реализации; 7. Обозначить на диаграмме точки контроля: каждый этап должен заканчиваться точкой контроля, в которой рассматривается и корректируется расхождение запланированного с реальностью. 8. Необходимо проанализировать все параллельные и последовательные работы. 9. Составить список всех необходимых для выполнения задачи ресурсов. 10. Составить план по недостающим ресурсам, предусмотреть источники, из 11. Составить список всех лиц, которые участвуют в процессе. 12. Проанализировать все препоны и барьеры на пути к цели, найти обходные пути. 13. Предусмотреть альтернативные элементы плана в наиболее неясных и проблемных местах. Цель: Упражнение используется для отработки навыков эффективного планирования.
Деловая игра 2. Деловая игра «Бомбоубежище» занимает важное место в практике менеджмента. Исходная позиция: участники сидят за столами по кругу Реквизиты: бумага для записей, авторучки. Количество участников: 6 – 24 Инструкция 1 «Давайте представим себе следующую трагическую ситуацию - на Земле началась ядерная война. Но вам повезло, совершенно случайно вы оказались в особо прочном бункере. Наверху все разрушено, уровень радиации очень высок, все погибли. В вашем бункере есть необходимые запасы воды, топлива, воздуха, пищи. Их немного, но примерно год прожить можно. Есть некоторая надежда, что постепенно уровень радиации понизится до безопасных величин и тогда можно будет выйти на поверхность. Что с остальными жителями Земли вам не известно. Очень может быть, что вам придётся начать все сначала и основать новую цивилизацию».
Далее участникам предлагается примерный перечень ролей. Роли: 1. Подросток. Девочка, 15 лет. Школьница, учится хорошо, симпатичная. Сейчас находится в шоковом состоянии: молчит и тихо плачет. Нравится мальчик-подросток 16-ти лет, который тоже оказался в бункере. 2. Подросток. Мальчик, 16 лет. Физически сильный и ловкий. Спортсмен. Учится плохо, двоечник. Не равнодушен к девочке-школьнице. 3. Мужчина, 25 лет, учится в институте физической культуры (вечернее отделение), занимается альпинизмом. Здоров, физически крепок. Служил в МЧС. При этом склонен к конфликтному поведению. Был уволен из МЧС за драку. 4. Мужчина, 48 лет. Физик, специалист в области атомного ядра, профессор. Хорошо эрудирован, разбирается в электронике, строительстве, средствах связи. Сердечно-сосудистое заболевание. 5. Девушка-студентка, 19 лет. Учится в Университете физкультуры по специальности «легкая атлетика». Привлекательная, общительная, но, кроме спортивных успехов, других результатов нет. Беременна. 6. Девушка, 21 год, учится в медицинском институте. Учится посредственно, и не вполне понятно, сможет ли она самостоятельно лечить людей. Любит шить, вязать. 7. Мужчина, 32 года, боевой офицер-ракетчик. Знает, что делать, чтобы выжить в сложившейся ситуации. Хорошо физически подготовлен, занимается восточными единоборствами. Тяга к алкоголизму.
8. Женщина, 26 лет, тренер по общефизической подготовке. Проводит исследования по педагогике, собиралась защищать диссертацию. Работала учителем в школе и инструктором по туризму. Владеет тремя иностранными языками. 9. Мужчина, 58 лет, академик РАН. Очень образованный человек. Знания в области гуманитарных наук (история, философия, психология). Преподаватель. Имеет много публикаций. 10. Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария. Если у ведущего возникает желание изменить данный перечень ролей, то необходимо помнить, что каждая роль, помимо сильных, ценных для данной ситуации качеств, имеет и слабые, отрицательные черты. Поэтому не представляется возможным однозначно выделить какие-либо роли как позитивные, так и негативные для описанной выше ситуации. После распределения ролей дается следующая инструкция. Инструкция 2: «Но вдруг обнаружилось, что кислорода становится катастрофически мало. Дело в том, что бункер рассчитан на меньшее количество людей. Значит, кто-то должен выйти на поверхность и погибнуть, иначе неизбежно погибнут все. Определитесь, кто из вас должен уйти из бункера. При этом обратите внимание, что остаться должны те, кто важнее всего для того, чтобы человечество смогло возродиться. Конечно, добровольно выйти никто не захочет, поэтому каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется покинуть бункер. Кислорода в бункере хватит на 10 - 15 минут». Какое количество человек должно быть исключено определяет ведущий, в зависимости от количества участников, обычно это 2-3 человека. Тайминг: 10 - 15 минут на обсуждение В течении этого времени ведущий может имитировать чрезвычайные ситуации: выключение света, сильный звук (стук) и т.д. Если в отведенное время групповое решение не принято, то ведущий напоминает, что воздух в убежище заканчивается, и просит в течении 2-х минут принять решение. Если же решение не принято, то дискуссия останавливается, и все участники признаются проигравшими.
Цель ролевой игры: Отработка умений: общение в ситуации взаимного оценивания и жесткого выбора; отстаивание своих интересов (по роли). Применение различных способов влияния, а также использование навыков группового взаимодействия. Игра дает возможность участникам задуматься о своих личных ценностях. Обсуждение. Примерные вопросы: · Что Вы чувствовали в процессе игры? · Какие эмоции испытывали? · Чем были вызваны эти эмоции? · От чего зависел конечный результат – выбор относительно тех участников, которые покинули бункер? · Какие способы убеждения вы использовали и т.д.? При необходимости в сценарий деловой игры могут быть внесены изменения и дополнения
Деловая игра 3. «Рынок» Участники делятся на команды – предприятия, действующие на рынке потребительских товаров и услуг. Каждая компания получает определенную сумму денег на развитие. Средства компания может вкладывать в производство, в рекламу, в персонал и др. Кроме того, каждый участник является еще и клиентом и получает средства на собственные нужды. Каждый участник продает свою рабочую силу своему предприятию. Условия для игры имеют как предприятия, так и каждый участник. Раунд 1. Организация. Игроки создают компании, договариваются о заработной плате. Раунд 2. Производство. Предприятия создают товары и услуги. Раунд 3. Продажа. Компании продают свои товары и услуги, а клиенты – приобретают, тратят свои личные деньги. Раунд 4. Расчет финансов. Каждая компания и каждый житель подсчитывает свои финансы. Компании выдают заработную плату сотрудникам (на расходы на след.этап). Раунд 5. Аналитический. Команды проводят анализ и принимают решение о совершенствовании своего производства. Раунд 6. Производство. Команды совершенствуют свои продукты, чтобы привлечь больше прибыли. Раунд 7. Продажа. Раунд 8. Подсчет финансов и определение победителей. Побеждает команда, компания которой заработала наибольшее количество денег. Данная игра помогает понять взаимосвязь личных интересов и интересов компании, обучает эффективному поведению на рынке, пониманию потребностей потребителей и клиентоориентированности, развивает навыки обслуживания клиентов, понимания взаимосвязи доходов компании и работы с клиентами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|