Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крест "Просфорный - Константиновский"




Крест " Просфорный - Константиновский"

 

Впервые эти слова по-гречески " IC. XP. NIKA", что означает - " Иисус Христос - Победитель", были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.

" Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. 3: 21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.

По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: " IС. ХС. НИКА". Эта " просфорная" печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

 

 

Крест старопечатный " плетеный"

 

" Это плетенье получено от древнехристианского искусства, - авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, - где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях" (Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51).

Наиболее часто изображения " плетеных" крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

 

Крест " криновидный"

 

Белые полевые лилии называются по-славянски " крины сельные". В книге " Русское медное литье" можем видеть нательный " крестик с криновидными концами из Серенска XI-ХII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI-ХII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси" (М., 1993, стр. 159).

Вообще же символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает: " Я, - говорит Господь, - лилия долин" (Песн. 2; 1), преобраздующих небесного Жениха.

" Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, - пишет Ориген о Христе, - и, пришедши в долину, делается лилией. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли".

" Выслушайте Меня, Благочестивые дети, - призывает всех Слово Божие, - цветите, как лилия" (Сирах. 39: 16-18), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым благоуханием Всесовершенному.

 

Крест четвероконечный " каплевидный"

 

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.

Греческое Евангелие II века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого " каплевидного" четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30).

 

А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются " каплевидные" энколпионы (по-греч. - " на груди" ).

Вначале Христовы " капли крови, падающие на землю" (Лк. 22: 44) стали уроком борьбы с грехом даже " до крови" (Евр. 12: 4); когда же на кресте из Него " истекла кровь и вода" (Ин. 19: 34), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.

" Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею" (Апок. 1: 5), спасшему нас " Кровию креста Своего" (Кол. 1: 20), - Слава вовек!

 

Крест " распятие"

 

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии - как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения VII-IX веков.

Святой VI века Анастасий Синаит написал апологетическое (по-греч. - " защита" ) сочинение " Против акефалов" - еретической секты, отрицающей соединенность во Христе двух естеств. К этому сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение, как, впрочем, можем и видеть на рукописи Венской Библиотеки.

Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие - " истинно Сущий", потому что " Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий" (Исх. 3: 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Из православного догмата Креста (или Искупления), несомненно, вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими " все концы земли" (Ис. 45: 22).

Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест. Об этом говорил и пророк Иеремия от лица христоненавистников: " вложим древо в хлеб Его" (11: 19), то есть - древо крестное наложим телу Христову, хлебом небесным называемому (Свт. Димитрий Рост., цит. соч. ).

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.

 Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь " самоспасения".

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...