Крест "терновый венец"
Крест " терновый венец"
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе " Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце " Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог сказал согрешившему Адаму, что " проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3: 17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27: 29), Марк (15: 17) и Иоанн (19: 2) повествуют о том, что " воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову" , " и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53: 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: " венец правды" (2 Тим. 4: 8), " венец славы" (1 Пет. 5: 4), " венец жизни" (Иак. 1: 12 и Апок. 2: 10).
Крест " виселицеобразный"
Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах " трех вселенских учителей".
" Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется", - учит нас сам украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф. ). Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом: " я (... ) желаю хвалиться (... ) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6: 14)!
Крест " виноградная лоза"
" Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15: 1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его. " Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15: 5). " Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, - писал граф А. С. Уваров в своем труде " Христианская символика"; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения" (стр. 172 - 173).
Крест " лепестковый"
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - " крест всякой формы есть истинный крест". Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве " лепестковый" крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI века собора Святой Софии Киевской. " Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом", - поясняет знаменитый учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин. От видимого к невидимому, от временного к вечности - таков путь человека, Церковью ведомого к Богу через постижение благодатных символов. История их многообразия неотделима от истории спасения человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|