Крест осмиконечный православный
Крест осмиконечный православный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. " А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (... ) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала " распяли Его" (Ин. 19: 18), а потом только " Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19: 19). Именно сначала по жребию поделили " одежды Его" воины, " распявшие же Его" (Мф. 27: 35), а уж только потом " поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27: 3. 7). Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же " крестом Его" (Мф. 27: 32, Мк. 15: 21, Лк. 23: 26, Ин. 19: 17), то есть так же, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19: 25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.
Крест седмиконечный
Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием - из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского - из Русского; или московской школы: " Распятие" работы Дионисия - из Третьяковки, датированное 1500 годом.
Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном. В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста? Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря " золотому подножию, к престолу приделанному" (Пар. 9: 18), который, как и поныне у нас - христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: " и помажь им, - сказал Господь, - жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (... ) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30: 26-29). Таким образом, подножие крестное - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий " грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2: 24) Креста, " принеся в жертву Себя Самого" (Евр. 7: 27) и, таким образом, " сделавшись Первосвященником навек" (Евр. 6: 20), утвердил в Своем лице " священство непреходящее" (Евр. 7: 24). Так и утверждается в " Православном исповедании Восточных Патриархов": " На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого" (М., 1900, стр. 38). Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания, - поясняет св. Дмитрий Ростовский.
" Давид говорит: " превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно" (Пс. 99: 5). А Исаия от лица Христова говорит: " прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60: 13), - поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: " небо престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. 66: 1): этому подножию - земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: " сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пис. 109: 1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает? " (Розыск, кн. 2, гл. 24). На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: " и когда Я вознесен буду от земли" (Ин. 12: 32) - " от подножия ног Моих" (Ис. 66: 1), то " прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60: 13) - " подножие жертвенника" (Исх. 30: 28) новозаветного - Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, " врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109: 1), и поэтому " поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно! " (Пс. 99: 5), " подножию, к престолу приделанному" (2 Пар. 9: 18).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|