Слушайте то, что не произносится
Слушайте то, что не произносится
Умение слушать сводится не только к тому, чтобы обратить внимание на человека и отложить все дела, которыми вам хотелось бы заняться. Это только первый шаг, простой. Второй шаг – научиться читать между строк. Умение слушать – это понимание не только того, что говорит собеседник, но и того, о чем он умалчивает. Люди не всегда говорят то, что думают. Например, друг говорит: «Все в порядке», но его голос дрожит, и он отводит взгляд. Коллега отзывается о своем повышении: «Да это неважно», хотя еле сдерживает улыбку. Каковы чувства, скрывающиеся за словами людей? Возможно, они слишком стесняются говорить о своих достижениях и хотят, чтобы вы похвалили их. Возможно, их гордость страдает, или они взволнованы, чувствуют себя неуверенно, злятся, или им кажется, что их никто не любит?
Как стать эффективнее: резюмируем слова и чувства Когда речь идет о чем‑ то важном, люди с высокой аффилиацией добьются большего успеха, если снизят темп беседы. Так вы сможете избежать риска завладения разговором и доминирования в нем. Для того чтобы показать, что вы уделяете человеку все свое внимание, постарайтесь резюмировать его мысль. Иногда следует переформулировать сказанное – подробно или в нескольких словах. Помните: то, что осталось недосказанным, может быть важнее произнесенных слов. Если вы сомневаетесь в том, что хотел сказать человек, всегда лучше задать вопрос, чем утверждать что‑ либо: «Насколько я понимаю, вы расстроены, да? » будет менее самоуверенным, чем фраза «Вы расстроены». Помните, что в данном случае вы не имеете в виду «Все наладится» или «Не волнуйтесь». Кроме того, вы не должны вклиниваться в его речь со своей точкой зрения или советом. По крайней мере, пока. Резюмировать слова собеседника – значит просто воспроизводить то, что, как вам кажется, было сказано. Приведу примеры.
• «Так значит Джоанна огрызнулась на тебя, а ты не понимаешь, чем это вызвано? » • «Давай‑ ка проясним. Ты пытался связаться с Яном, но он не отвечает на звонки. Дерек сейчас на встрече. У тебя есть время до трех часов, чтобы разобраться с этим, и ты не знаешь, что делать? » • «Если я правильно понял, ты не знаешь, поднять этот вопрос или ждать, пока все разрешится само собой? » • «Ты так взволнован, да? »
Конечно, у вас может быть абсолютно обоснованное и верное мнение, которое вы хотели бы озвучить. Но первое правило диалога гласит: чтобы другие слушали вас, вы должны сначала выслушать их. Более того, вы должны показать, что выслушали. Перефразируйте, резюмируйте, проверьте, правильно ли вы поняли. Поняв не только слова, но и чувства человека, вы обеспечите себе выгодную позицию, чтобы высказать свое мнение.
Когда говорить? (Если вообще говорить)
Теперь ваша очередь говорить. Или нет? Если в разговоре возникла пауза, это еще не значит, что вам пора высказываться. Более тихим и сдержанным людям с низкой аффилиацией нужно время, чтобы собраться с мыслями, прежде чем вновь заговорить. Вы должны дать им время, привыкайте к этому. Даже если пауза слишком затягивается, не всегда нужно нарушать ее. Подумайте, можете ли вы сказать что‑ то стоящее собеседнику в этот момент? Я консультировал одного управляющего, которого критиковали за излишнюю торопливость во время обсуждения обзора результатов работы, за то, что он делает поспешные выводы и никого не слушает. Я помог ему совладать со своими инстинктами. Однажды он сказал мне, что добился успехов. Он объяснил:
«Прежде чем заговорить, я спрашиваю себя: «Мой комментарий получит чье‑ либо одобрение? » Если я могу сказать что‑ то, что продвинет обсуждение вперед, то я говорю. Если то, что я хочу сказать, показывает только, какой я умный, я сижу молча».
Другой менеджер объяснила свою тактику на пути к умению слушать:
«Я все еще чувствую потребность решать проблемы за людей и говорить им, что бы я сделала на их месте. Но я научилась нажимать на кнопку «пауза» и задавать открытые вопросы, например: «Чем я могу помочь? », вместо того чтобы говорить другим, что им следует делать».
Прежде чем заговорить, нажмите кнопку «пауза» и спросите себя: «Кто‑ нибудь одобрит мое замечание? »
Превратите свои лучшие намерения в действия
Тот факт, что вам надо меньше говорить и больше слушать, – скорее всего, не новость. Думаю, вы сами понимаете, что должны научиться слушать. Возможно, вам не раз говорили, что вы больше «вещаете», чем воспринимаете. Остается вопрос: почему вы так делаете? Дело в том, что вы забываете, переключаете внимание на другие вопросы. Вы отвлекаетесь. Вас можно понять, но это не оправдание. Если для вас это важно, нужно использовать напоминания, а также попросить коллег и друзей поддержать вас, пока вы будете тренироваться меньше говорить и больше слушать – действительно слушать. Вот примеры того, как другие справились с этой задачей. • Одна клиентка, Элизабет, перед встречами пишет на своем блокноте слово «слушать». • Другой клиент, Марк, просит свою личную помощницу постучать по стакану, когда он перестает ее слушать. Он кладет в стакан 5 фунтов каждый раз, когда делает это. Для того чтобы заинтересовать свою помощницу, он разрешает ей тратить их на собственное усмотрение. • Найлл попросил коллегу и близкого друга Алистера подсчитать, сколько раз он перебивает участников собраний. Три раза – и в следующую пятницу вечером Найлл угощает всех пивом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|