Делегируйте, обучайте и объясняйте
Делегируйте, обучайте и объясняйте
Будучи целеустремленным человеком, вы делаете все гораздо быстрее, чем большинство знакомых вам людей. Так зачем делегировать задачи кому‑ то другому, если можно быстро выполнить их самому? Представьте, что четырехлетний мальчик – ваш сын или племянник – пришел к вам с ботиночками в руках. Он не может сам завязать шнурки. Вы просто завяжете шнурки или научите его, как это делать? Если вы завяжете ему шнурки сегодня, то и завтра, и послезавтра, и через год тоже будете делать это? Представьте, что завязываете ему шнурки день за днем в течение 10 лет или даже дольше. Конечно, смешно думать, что 18‑ летний парень не способен завязать себе шнурки. Но допустим, член вашей команды обратился к вам с проблемой. Он не знает, что делать, и просит совета. Вы объясняете, как бы сами поступили на его месте, разбираете ситуацию и находите решение. Сотрудник доволен, но чему он научился? Мало чему. Он понял, что в случае возникновения проблемы всегда сможет положиться на вас, потому что вы будете думать вместо него. Так всегда происходит, когда вы решаете проблемы за людей, вместо того чтобы помочь им освоить навыки и обрести уверенность в том, что они сами могут это сделать. Будь то на работе или дома, вы должны развивать способности окружающих людей и направлять их, пока они не научатся справляться с задачей так же хорошо, как вы.
Говорите людям, чего вы хотите, а не как это сделать
Возможно, вам нелегко наблюдать за тем, как другие справляются с задачами хуже вас. Но если вы будете все делать сами, это приведет к постоянному переутомлению, напряжению и необходимости «расхлебывать» чужие проблемы. Как люди смогут чему‑ то научиться и усовершенствовать свои способности, если вы все делаете за них?
Обучение – очень простой и прямолинейный процесс. Не нужно читать толстые книжки или ходить на курсы, чтобы понять это. Я считаю, что есть только один ключевой принцип: объясните людям, чего вы хотите от них, а не как это сделать. Допустим, вы хотите, чтобы ваша коллега Таня организовала ежегодный рождественский ужин для всей команды сотрудников. Вы можете сказать, каких результатов ждете от нее – заказать стол на 12 человек в ресторане со средними ценами на 15‑ е декабря. Или же объяснить, как это сделать – взять телефонный справочник и обзвонить, как минимум, 20 ресторанов, попросив выслать вам по факсу их меню. Подумайте об этом. Что касается того, как следует выполнить то или иное задание, существует огромное количество вариантов. Таня могла бы поискать ресторан в Интернете, вместо того чтобы воспользоваться телефонным справочником. Она могла бы обзвонить друзей и получить рекомендации. Или отправить электронные письма всем членам команды и узнать их мнение. Чрезмерно активные и нетерпеливые менеджеры часто попадают в эту ловушку и объясняют людям, как следует выполнить работу, вместо того чтобы задать им конечную цель. Они сосредоточиваются на подходе, а не на результате. Но заставляя других людей выполнять задание точно так же, как это делаете сами, вы лишаете их всякой возможности найти более эффективный способ. Вы невольно вынуждаете их следовать определенным инструкциям и действиям, словно дрессированных обезьянок, вместо того чтобы дать им возможность включить мозги. Указывая людям, как выполнить задачу, вы ограничиваете их свободу в поисках подхода – вы предполагаете, что они слишком глупы и им нельзя доверять. А когда говорите людям, что нужно сделать, вы тем самым предоставляете им большую свободу для проявления инициативы.
Итак, если хотите, чтобы люди научились чему‑ то и развивались, сосредоточьтесь на результатах, которых они должны достичь в конечном итоге. Только в этом случае они научатся мыслить самостоятельно, станут более уверенными и, в итоге, снимут с ваших плеч часть нагрузки.
Задавайте больше вопросов
Допустим, вы хотите поручить коллеге масштабный и сложный проект, но он не знает, с чего начать. Что тогда? Объяснить людям, чего вы от них хотите, – это только начало. Ограничившись этим, вы ничему их не научите, а просто свалите на них всю работу. Коучинг и обучение сводятся к тому, чтобы дать людям возможность обдумать, как достичь желаемых результатов. А для этого нужно задавать вопросы. Когда человек не знает, что делать, вам, вероятно, не терпится поделиться своими мыслями, объяснить, как бы вы это сделали. Однако наиболее эффективный способ – задавать вопросы. • «Вы что‑ нибудь уже придумали? » • «Какие еще варианты у вас есть? » • «Какой вариант вы считаете самым эффективным? » • «Почему? » Возможно, ваш коллега придет к тому же решению, какое вы хотели посоветовать, или найдет абсолютно другой подход. В любом случае это будет его идея. И у него есть личная заинтересованность в том, чтобы она оказалась эффективной. Он чувствует, что контролирует ситуацию, обладает возможностями и ответственностью. Задавайте открытые вопросы, которые призывают людей думать. Избегайте закрытых вопросов, которые представляют собой просто утверждения со знаком вопроса на конце, например. • «Возможно, стоит сделать это так? » • «Вы не думаете, что было бы глупо делать это так? » • «Эти цифры ведь не сходятся? » Если на ваш вопрос можно ответить «да» или «нет», то это не открытый вопрос, а утверждение, сформулированное (неудачно) в виде вопроса. Любой может давать советы и указывать людям, что делать. Но задавать умные вопросы могут только лучшие из лучших. И отныне вы тоже это будете делать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|