Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1. Философия антиглобализма. Современные лики глобализации




Таблица 1

Сравнительная количественная характеристика современных геоцивилизаций [77]

 

Современная геополитика продолжает изучение государств как акторов геополитического процесса, но с учётом снижения роли государственных органов в современных международных отношениях и повышения значения ООН, военно‑ политических блоков, региональных международных организаций, экономических и культурных международных структур[78]. Геополитическая же концепция В. В. Жириновского является более гибкой, можно сказать, диалектичной: признавая важную роль общественных организаций, он при этом не допускает ни малейшего принижения роли государства и его структур в решении важнейших геополитических вопросов.

Квинтэссенцией геополитических поисков В. В. Жириновского можно, пожалуй, назвать разработку новой научной и учебной дисциплины – этногеополитики. В его работе «Этногеополитика», адресованной студентам, преподавателям, широкому кругу читателей, дано популярное изложение инновационного материала, фактически новой учебной дисциплины, приведены в целостную систему его многочисленные теоретические разработки, представлена этногеополитическая модель современного мирового порядка, раскрыта роль России как генеративно‑ политического центра восточно‑ христианской православной цивилизации[79]. В предисловии к книге, адресованном в первую очередь молодому поколению читателей, профессор Н. А. Васецкий пишет: «Этногеополитика – это очки для вас, бинокль и микроскоп одновременно, чтобы вовремя издалека и вблизи увидеть те опасности, которые нам грозят и которые мы, конечно, сможем преодолеть. Если будем более образованными, чем сейчас»[80].

В этом образном выражении отражена сущность философской позиции В. В. Жириновского: идя вперёд, не забывать оглядываться назад, чтобы не сбиться с пути; видя горизонты будущего, не отрываться от действительности; рассматривая геостратегическое положение государства, не забывать конкретного человека, ибо он, человек, как утверждал ещё древний философ Протагор, является мерой всех вещей [81].

 

 

Часть 3

Философия антиглобализма

 

Глава 1

Современные лики глобализации

 

Среди актуальных проблем современности следует особо выделить попытки учёных и философов разрешить дилемму «глобализм – антиглобализм». Эта дилемма выступает отражением происходящих в мировом сообществе политических, экономических, экологических, военно‑ политических, культурологических и иных процессов, обусловленных глобализацией.

Глобализация с каждым годом набирает обороты и сегодня, можно сказать, затрагивает интересы всех, без исключения, жителей планеты. Позитивные последствия начальных периодов глобализации 70–80‑ х годов прошлого столетия (расширение рынка, международное разделение труда, распространение передовых технологий, повышение производительности труда и др. ) давно уступили место деструктивным процессам. Главный вопрос, волнующий людей: что же будет с человечеством, удастся ли ему выжить в условиях обострения проблем, вызванных глобализацией?

А проблемы серьёзные: загрязнение окружающей среды, усиление разрыва между богатством и бедностью, рост преступности, эскалация военных конфликтов по всему миру и т. п. При этом всё большую роль играют разгорающиеся межцивилизационные и межконфессиональные конфликты (рис. 2).

И растут эти проблемы быстрее, чем «глобализаторы» находят пути их решения. Пожалуй, самое опасное для судьбы мирового сообщества, что дает себя знать всё острее и чаще, – это столкновение, противостояние, конфликты интересов государств, вовлечённых в орбиту глобализации. Серия экономических кризисов, затронувших интересы большинства государств, вскрыла очевидный факт – глобализация, ставшая формой экономического тоталитаризма, уже не является панацеей от экономических проблем. Национальные экономики многих стран сильно страдают от глобализации.

Глобализация – явление глубоко противоречивое. Для многих людей она несёт социальную деградацию и, как результат, подталкивает их к совершению деструктивных поступков. Рост терроризма – одно из опаснейших проявлений глобализации.

Люди, философски мыслящие, стали серьёзно задумываться не только о своей судьбе, но и о будущем человечества. «Классика философской рефлексии, – пишет известный аналитик Ю. В. Курносов, – учит, что в меняющемся мире надо и думать по‑ новому. Увы, все мы стали свидетелями того, что столкновение цивилизаций уже произошло: оно вызвано, в частности, развитием глобализационных процессов, которые лишь на четверть проектны, а на три четверти объективны, хотя и инспирированы глобальными группами „мировой закулисы“… Война идентичностей, раз начавшись, будет продолжаться»[82]. Как видим, В. В. Жириновский не одинок в своих оценках и прогнозах на будущее. По его словам, всемирная тенденция к глобализации пока приносит России только минусы[83].

Вполне естественно, что в противовес глобализации возник антиглобализм – набирающее обороты политическое движение, направленное против негативных проявлений глобализации. Движение выдвигает свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан и целых государств: списание долгов развивающимся странам, увеличение расходов на образование и здравоохранение, сокращение бедности, защита окружающей среды и т. д.

Антиглобализм возник в конце 90‑ х годов XX века, его зарождение и развитие совпало с началом активной политической деятельности В. В. Жириновского. Мог ли деятельный политик, как никто другой разбирающийся в международных вопросах, остаться в стороне и не участвовать в решении проблем, вызванных глобализацией и очень сильно затронувших Россию? Разумеется, нет!

Рассмотрим некоторые основные аспекты антиглобалистской деятельности В. В. Жириновского.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...