Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Демократия и правопорядок. Экономическая философия В. В. Жириновского




Глава 4

Демократия и правопорядок

 

В. В. Жириновский, убеждённый демократ, рассматривает идею демократии в качестве важнейшей составной части национальной идеологии. При этом, как истинный философ, в своих воззрениях на демократию не допускает крайностей. Демократическое будущее России В. В. Жириновский видит с сильной властью главы государства в форме президентской республики. В то же время она должна стать подлинно демократическим, социальным, светским государством, с твёрдым правопорядком и свободой для граждан. Главное здесь состоит в том, чтобы устранить возможность появления противоречия между формальной демократией и её фактической реализацией всем обществом. Такая демократия «не будет ни псевдодемократией радикал‑ демократов, ни диктатурой пролетариата или „общенародным“ государством коммунистов»[54].

Правопорядок – особый идеал философии В. В. Жириновского. «Пусть это понятие никого не пугает, – предостерегает он. – Ведь оно означает порядок на основе права. В нашем понимании правопорядок необходим для реализации свободы и демократии, а не для поддержания чьей‑ то безграничной власти или, упаси боже, установления диктатуры личности или партии.

В нашем понимании свобода и демократия вовсе не означают вседозволенность в поведении отдельного человека, групп лиц, партий и движений… Свобода и демократия несовместимы с анархией, с дезорганизованностью функционирования общественного и государственного механизмов»[55].

В. В. Жириновский – и как философ, и как юрист – является убежденным сторонником философии права, которую принято называть классической. И в древние времена (Платон, Аристотель), и в Новое время (Фома Аквинский, Спиноза, Локк, Кант и др. ) философия права конституировала себя в качестве раздела моральной философии, целью которой было и остаётся органическое соединение законности, уважения к правам граждан с морально‑ этическими нормами. Продолжая эту традицию, В. В. Жириновский пишет: «Правопорядок – это идеал, к которому стремится наше общество, уставшее от беззакония, государственного хаоса и преступности… Закон должен соблюдаться и властями, и всеми гражданами»[56].

 

Глава 5

Экономическая философия В. В. Жириновского

 

В ходе анализа философии В. В. Жириновского важное место занимает рассмотрение его экономических воззрений. Имеются ли достаточные основания для такого анализа? Ведь многие считают, что В. В. Жириновского как публичного политика интересуют, главным образом, проблемы политики, геополитики, международной жизни и т. п. Так могут считать лишь те, кто поверхностно знает всё многообразие творчества В. В. Жириновского. В его собрании сочинений под названием «Политическая классика» немало чисто экономических работ, а уж имплицитно экономические проблемы встречаются чуть ли не в каждом его сочинении. За прошедшие 15 лет после завершения издания «Политическая классика» В. В. Жириновский никогда не ослаблял своего внимания к вопросам экономики, значение которой в современных условиях значительно возросло.

Анализ экономических воззрений В. В. Жириновского начнём с того, что он, критически относясь ко многим постулатам К. Маркса, в частности, к его преувеличению роли экономического фактора в жизни общества, признаёт, что экономика, действительно, имеет исключительную значимость в жизни людей. Тезис К. Маркса о том, что люди должны есть, пить, красиво одеваться, прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, В. В. Жириновский называет простой житейской мудростью (бытовой идеологией).

Однако роль экономики в жизни общества и отдельных людей нельзя абсолютизировать, считает В. В. Жириновский. «…Для русского человека, – пишет он, – характерны и поведение, и мышление, выраженные в формуле: не хлебом единым. Отсюда исключительно высокая степень духовности русского народа. Абсолютизация материального благосостояния и потребительства, преклонение перед „золотым тельцом“ – всё это характерно для Запада. Отсюда и истоки безнравственности (бездуховности), поразившей Европу и Америку»[57].

Не отрицая вклада классической политической экономии и политэкономического учения К. Маркса в развитие экономической практики, В. В. Жириновский считает необходимым руководствоваться прежде всего объективными законами экономического развития общества, познавать их и учитывать их в экономической политике. При этом В. В. Жириновский заявляет: «Нам не нужны экономические эксперименты ни тоталитарного социалистического общества, ни эксперименты „демократов“ с насильственным насаждением в стране стихии рыночной экономики. Учитывая состояние экономики России, мы считаем подходящей для неё регулируемую государством рыночную экономику… России нужна своя экономическая доктрина. Ни западная, ни восточно‑ азиатская доктрины нам не подходят»[58].

Таков ответ либерального философа В. В. Жириновского на дискутируемый вопрос о том, что необходимо сегодня России: план или рынок? Будучи либерал‑ демократом и хорошо зная мировую историю, В. В. Жириновский отвергает радикализм доморощенных и зарубежных сторонников экономического либерализма, с их идеями невмешательства государства в механизм свободного рынка и конкуренции: «Радикал‑ демократы под песни о правах какого‑ то абстрактного человека украли у миллионов конкретных русских людей пятьсот миллиардов долларов. Эти деньги легли в западных банках»[59].

В вопросе о роли государства в экономической жизни общества В. В. Жириновский придерживается диалектического принципа конкретности, предполагающего точный учёт всех условий, характеризующих состояние экономики в тот или иной исторический момент. В этом его позиция совпадает со взглядами русского мыслителя И. А. Ильина, который писал: «…Нет единого государственного строя, который был бы наилучшим для всех стран и народов… Демократия предполагает исторический навык, приобретаемый народом в результате большого опыта и борьбы, она предполагает в народе культуру законности, свободы и правосознания; она требует от человека политической силы суждения и живого чувства ответственности… Пусть другие народы будут счастливы и несчастливы по‑ своему и пусть не мешают нам строить Россию по‑ русски, жизненно и исторически верно, без доктринёрства и без слепого подражания Западу»[60].

Да, пройти уверенной поступью, подняв знамя либерализма и опираясь при этом на регулирующую роль и силу государства, либеральному демократу нелегко! Идти по этому непростому пути приходится не одному, а вести за собой большую партию парламентского типа, четверть века входящую в состав парламента России. Есть ли у ЛДПР соответствующая установкам лидера программа?

Да, есть – она называется Программой Русского прорыва и состоит из 28 чётких и ясных пунктов совершенно новой модели экономики. Назовём лишь некоторые из пунктов данной программы.

1. Провести в России полномасштабную индустриализацию – импортозамещающую, учитывающую экономическую составляющую и отражающую интересы людей.

2. Списать просроченные задолженности сельскохозяйственных организаторов, фермеров, все тех, кто трудится на земле, сделать это за счёт дополнительных доходов федерального бюджета.

3. Увеличить расходы бюджета на развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства жилья, дорог за счёт непомерно раздутых и не работающих на российских граждан валютных резервов.

4. Особое внимание – борьбе с коррупцией, которая пропитала все поры нашего общества и легла тяжким бременем на экономику и социальную сферу. «Коррупционерам от власти и бизнеса предъявить особый счёт – пожизненный…»[61].

Все 28 пунктов программы направлены на то, чтобы увеличить мощь и геополитическое влияние Российского государства, что очень важно, ибо без этого наша экономическая модель в России не заработает, не даст ожидаемой эффективности. О какой эффективности, о какой заинтересованности в результатах собственного труда может идти речь, когда доходы бедных в России меньше в 15 раз, чем богатых? Специалисты же говорят о том, что доходы бедных меньше в 40 раз! Это социальная катастрофа! [62]

Такая оценка ситуации – не преувеличение. Нужны экстренные меры, однако, с горечью констатирует В. В. Жириновский, для сокращения масштабов бедности пока не создано ни экономических, ни социальных предпосылок. Причём бедность приобретает застойный характер, она локализуется в отдельных группах и регионах, что порождает необратимые изменения в образе жизни людей и их психологии. Это чрезвычайно опасно для общества, для его будущего.

Центральным понятием в системе экономических взглядов В. В. Жириновского является собственность. Как философ, В. В. Жириновский стремится проникнуть в самую сердцевину феномена собственности, в её природу. Следуя традициям философов Нового времени, В. В. Жириновский рассматривает собственность в качестве неотъемлемого права каждого человека владеть, пользоваться и распоряжаться благами, законно им приобретёнными. Государство же обязано так отрегулировать отношения собственников, чтобы в обществе восторжествовал принцип социальной справедливости. Согласно Гегелю, обеспечение собственности – «это ось, вокруг которой вращается всё законодательство и с которой так или иначе соотносятся большей частью права граждан»[63].

Будучи не только философом, но и политиком, В. В. Жириновский стремится внести свой вклад в действующее законодательство таким образом, чтобы существующие институты собственности функционировали более эффективно в интересах развития экономики и всех других сфер жизни общества. По глубокому убеждению В. В. Жириновского, которое прослеживается во всём его творчестве, «социальный порядок зиждется на предпринимательском духе и воле отдельных лиц, на духовности народа и оправдывается в той мере, в какой защищает права личностей»[64].

Однако, защищая свободу личности как либерал, В. В. Жириновский, как философ и государственник, признает относительный характер свободы, имеющей свою меру, свои формы политического и экономического существования, поступает в соответствии с принципами диалектики. «Лозунги современной России, – предупреждал В. В. Жириновский ещё в начале 90‑ х годов, – типа „можно всё, что не запрещено законом“ или „берите столько суверенитета, сколько проглотите“, при отсутствии надлежащей правовой базы и сломе рычагов государственного управления – преступны, а их реализация ведет к анархии, распаду, хаосу, войне и тирании… В стране должны быть сильная власть, которую признают все, уважают, подчиняются ей и исполняют её требования и постановления»[65].

Наш современник В. В. Жириновский, как уже не раз отмечалось, очень сильно напоминает древнегреческого Сократа, беспощадно, саркастически высмеивающего лжедемократов. «Наши „реформаторы“, – гневно восклицает Жириновский, – лишь на словах приверженцы С. Витте, П. Столыпина, на деле же они – „проводники затасканных западных идей“. А между тем отечественные мыслители П. Кропоткин, Д. Менделеев, В. Вернадский более 100 лет назад заложили миропорядок, основанный не на разрушительной конкурентной борьбе, а на созидающей взаимопомощи, открыли путь к мирному благополучному будущему человечества третьего тысячелетия»[66].

Стержневым основанием собственности всегда был и продолжает оставаться труд. Одной из несомненных заслуг В. В. Жириновского является то, что благодаря его личной позиции и активной поддержке ЛДПР, Государственная Дума третьего созыва приняла Трудовой кодекс, новым концептуальным положением которого являются идеи социального партнёрства – партнёрства между работниками и работодателями, органами государственного управления и органами местного самоуправления в интересах регулирования всей системы трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В этом документе – своеобразной конституции трудовых отношений – достигнут оптимальный баланс между интересами работников, работодателей и государства. При этом несомненным достоинством Трудового кодекса является его социальная направленность и гарантия защиты человека труда.

Однако конституировать, законодательно закрепить трудовые отношения, отношения собственности, безусловно, важно, но недостаточно для экономического и социального благоденствия. Нужно проводить в жизнь соответствующую политику! И в этом плане В. В. Жириновский последователен на всём протяжении своей политической деятельности. Вот лишь некоторые его призывы:

 

– Российская нефть – народу!

– Прибыль от продажи природных ресурсов распределяется между всеми гражданами, а не среди кучки олигархов!

– Прекратить обмен российской нефти, газа, алмазов, золота, леса на товары, которые мы сами можем производить.

– Стыдно жить бедно в богатой стране. Всё есть – земля, вода, природные ресурсы, талантливый народ. Но до сих пор нет хорошего управления[67].

 

Как хотелось бы, чтобы эти откровения‑ призывы В. В. Жириновского были услышаны власть предержащими и возымели действие!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...