Заметки о кэмпе
Кристофер Ишервуд (1904–1986) – английский писатель, друг и соавтор Уистена Х. Одена; по одной из частей его автобиографической книги «Прощай, Берлин» (1939) позже был снят известный мюзикл Боба Фосса «Кабаре» (1972). Йохан Хёйзинга (1872–1945) – нидерландский историк культуры, имеется в виду его труд «Осень Средневековья» (1919). Люсьен Февр (1878–1956) – французский историк, один из основателей так называемой школы «Анналов» (по созданному им вместе с Марком Блоком профессиональному журналу); шестнадцатому столетию посвящены его книги «Мартин Лютер: Закат» (1928), «Любовь небесная, любовь земная: вокруг “Гептамерона”» (1944), «Проблема неверия в XVI веке: религия Рабле» (1942) и др. «Зулейка Добсон» (1911) – пародийно‑ сатирический роман английского писателя и художника‑ карикатуриста Макса Бирбома (1872–1956) о жизни оксфордских студентов. «Инквайрер» – известный американский таблоид, издается с 1926 г. Винченцо Беллини (1801–1835) – итальянский композитор, крупнейший мастер стиля бельканто, автор популярной оперы «Норма» (1831) и др. Лукино Висконти (1906–1976) – итальянский режиссер; опера Рихарда Штрауса «Саломея» (1905) по либретто, основанному на символистской драме Оскара Уайльда, и пьеса английского барочного драматурга Джона Форда (1586–1640) «Как жаль ее развратницей назвать» (1633) были поставлены им в 1961 г. Ла Лупе (Лупе Виктория Йоли Раймонд, 1936–1992) – кубинская певица, королева латиноамериканского соула; с 1962 г. жила в США. Линд Уорд (1905–1985) – американский график, автор серии романов в картинках, начатой в 1929 г. выпуском «Божий человек». Рональд Фербэнк (1886–1926) – английский романист, декадентские произведения которого («Тщеславие», 1915; «Причуда», 1917 и др. ) отличались гротескным юмором, повлиявшим позднее на О. Хаксли, И. Во и М. Спарк.
Айви Комптон‑ Бернет (1884–1969) – английская писательница, автор «семейных» романов «Братья и сестры» (1929), «Мужья и жены» (1931), «Родители и дети» (1941), «Старшие и лучшие» (1944) и др., действие которых происходит в викторианской Англии. Тин Пэн Элли (букв. «улица жестяных кастрюль») – обобщенное название всего связанного в Америке с поп‑ музыкальным бизнесом (появилось около 1900 г. ); так, в частности, именовали 28‑ ю улицу в Нью‑ Йорке, где располагались многочисленные музыкальные издательства, жили композиторы и авторы текстов модных песенок. Ливерпуль – здесь, вероятно, упомянут как родной город музыкантов рок‑ группы «Битлз». Луи Фейяд (1873–1925) – французский режиссер и сценарист; снял более 800 лент практически во всех жанрах кино, написал около 100 сценариев для других постановщиков, известен своими сериалами «Жизнь как она есть» (1911–1913), «Фантомас» (1913–1914), «Вампиры» (1915–1916), «Жюдекс» (1916) и др.; его ретроспектива в парижской синематеке после Второй мировой войны стала открытием для нового поколения кинематографистов. Уильям Эмпсон (1906–1984) – английский поэт, историк и теоретик литературы, видный представитель «новой критики» в Великобритании; имеется в виду его книга «Разновидности пасторали: исследование пасторальной формы в литературе» (1966). Грета Гарбо (Густафсон, 1905–1990) – американская киноактриса шведского происхождения, в США с 1925 г. Голливудская звезда, блиставшая в ролях романтических, загадочных героинь («Мата Хари», 1931; «Королева Христина», 1933; «Анна Каренина», 1935; «Дама с камелиями», 1936; «Ниночка», 1939, и др. ); после 1941 г. не снималась. Джейн Мэнсфилд (Вера Джейн Палмер, 1933–1967) – американская актриса, секс‑ символ 1950–1960‑ х гг., стала широко известна после фильма Фрэнка Ташлина «Испортит ли успех Рока Хантера? » (1957); снималась у Стэнли Донена («Поцелуй их за меня», 1957, где ее партнером был Кэри Грант), Теренса Янга («Горячо – не обожгись! », 1961), не раз выступала партнершей Стива Ривза (см. ниже).
Джина Лоллобриджида (р. 1927) – итальянская киноактриса, звезда 1950‑ х гг. («Ночные красавицы» Рене Клера, «Фанфан Тюльпан» Кристиана‑ Жака, «Хлеб, любовь и фантазия» Луиджи Коменчини, «Собор Парижской Богоматери» Жана Деланнуа). Джейн Рассел (1921–2011) – американская актриса, модель, танцовщица; ее кинодебют – вестерн Говарда Хьюза «Вне закона» (1943, в соавторстве с Г. Хоуксом, фильм несколько лет не пропускался цензурой в прокат), среди наиболее известных лент – экранизация автобиографического романа американской писательницы и киносценаристки Аниты Лус (1893–1981) «Джентльмены предпочитают блондинок» (1925), где она играла вместе с Мэрилин Монро (реж. Г. Хоукс, 1953; его продолжение – «А женятся на брюнетках», 1955), мюзикл Л. Бэкона «Французская линия» (1954) и др. Вирджиния Майо (Джонс, 1920–2005) – американская киноактриса 1940–1950‑ х гг. («Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера, 1946; комедия Нормана Мак Леода «Тайная жизнь Уолтера Митти» по новелле Д. Тербера, 1947, и др. ). Стив Ривз (1926–2000) – американский киноактер и атлет, обладатель титулов «Мистер Америка», «Мистер Мир» и «Мистер Вселенная»; снимался преимущественно в Италии в костюмных постановках античных («Геракл», 1957) и восточных («Багдадский вор», 1961) сюжетов, в сериале о Сандокане («Сандокан Великий», 1965). Виктор Метьюр (1915–1999) – американский киноактер; играл в фильмах Сесила Б. де Милля («Самсон и Далила»), Дж. Форда («Моя дорогая Клементина», 1946) и др. Бетт Дэвис (1908–1989) – американская киноактриса, в 1930–1940‑ х – одна из ведущих звезд Голливуда; наиболее известны ее роли в фильмах «Бремя страстей человеческих», «Лисички», «Всё о Еве». Барбара Стенвик (Руби Стивенс, 1907–1990) – американская киноактриса, одна из наиболее популярных голливудских звезд 1930–1940‑ х гг. («Стелла Даллас», 1937; «Леди Ева», 1941, и др. ). Таллула Бэнкхед (1903–1968) – американская актриса театра и кино; известны ее роли в пьесе Л. Хеллман «Лисички» (1939) и фильме А. Хичкока «Спасательная шлюпка» (1944). Эдвиж Фейер (Кунати, 1907–1998) – французская актриса театра и кино; более 60 лет выступала на сцене и свыше 40 лет появлялась на экране, снималась у А. Ганса, М. Офюльса, М. Л’Эрбье и др., играла на сценах Парижа и Лондона, в частности исполнила роль Настасьи Филипповны в экранизации «Идиота» (1946), в написанной специально для нее пьесе Жана Кокто «Двуглавый орел» (1946) и ее экранизации (1948).
«Der Rosenkavaler» («Кавалер розы», 1911) – опера Рихарда Штрауса по либретто Гуго фон Гофмансталя. «Китайщина» – стиль оформительского искусства, популярный в начале XVIII века в Англии, Франции и США. Строубери Хилл – бывший пригород Лондона, теперь входит в Большой Лондон; известен среди прочего неоготической виллой, спроектированной для себя в 1749 г. писателем Хорейшо Уолполом (см. о нем ниже). Якопо Понтормо (1494–1557) – итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. Микеланджело да Караваджо (1573–1610) – итальянский живописец; его экспрессивная манера сложилась в сложном противостоянии господствовавшему маньеризму. Жорж де Латур (1593–1652) – французский живописец, стилистика которого сформировалась под влиянием Караваджо. Эвфуизм – изысканный и витиеватый слог, характерный для английской литературы 1580–1590‑ х гг., имя и начало которому дал маньеристский прозаик и пасторальный драматург Джон Лили (1553–1606) в своих романах «Эвфуэс, или Анатомия ума» (1579)» и «Эвфуэс и его Англия» (1580). Александр Поуп (1688–1744) – английский поэт, переводчик Гомера; наиболее известной была его ироикомическая поэма «Похищение локона» (1712). Уильям Конгрив (1670–1729) – английский драматург, автор комедий из светской жизни («Старый холостяк», 1693; «Любовь за любовь», 1695; «Так поступают в свете», 1700). Хорейшо Уолпол (1717–1797) – английский писатель, автор романа «Замок Отранто» (1764), заложившего основы «готической» прозы. les precieux (фр. жеманники) – явление аристократического быта и салонных вкусов, сложившееся во Франции около середины XVII в. и отраженное в маньеристской поэзии Вуатюра, романах Скюдери; над ним издевался Мольер (комедия «Смешные жеманницы», 1659).
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) – итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы, классик жанра комической оперы – так называемой оперы‑ буффа («Служанка‑ госпожа», 1733). Эдвард Берн‑ Джонс (1833–1898) – английский художник и график, испытал влияние Дж. Рёскина и У. Морриса, наиболее известны его изысканные иллюстрации к роману Т. Мэлори «Смерть Артура». Уолтер Патер (Пейтер) (1839–1894) – английский писатель, художественный критик, истолкователь эстетических идеалов Возрождения в духе модерна. Уильям Моррис (1834–1896) – английский поэт, прозаик, художник, общественный деятель, входил в группу прерафаэлитов. Баухауз – школа строительства и дизайна, основанная в 1919 г. в Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом и закрытая немецкими властями в 1932 г.; среди ее преподавателей были такие художники, как П. Клее и В. Кандинский, такие архитекторы, как Л. Мис ван дер Роэ; в школе развивался функционалистский подход к искусству. Басби Беркли (1895–1976) – американский хореограф и режиссер; известен классическими постановками бродвейских мюзиклов, с 1930‑ х гг. в Голливуде, где стал ведущим постановщиком мюзиклов: «42‑ ая улица» (реж. Ллойд Бэкон, в ролях Уорнер Бакстер, Руби Килер и Джинджер Роджерс) и «Золотоискательницы 1935 года» (с Глорией Стюарт, Элис Брэди, Глендой Фаррел, Диком Пауэллом и Адольфом Менжу, где он был и режиссером); последний фильм – второй из упоминаемого Сонтаг цикла, два других – «Золотоискательницы 1933 год а» (реж. М. Ле Рой, в гл. роли – Джинджер Роджерс) и «Золотоискательницы 1937 года» (реж. Л. Бэкон, в ролях – Гленда Фаррел, Дик Пауэлл и Виктор Мур) – поставлены без участия Беркли. Ноэл Кауард (1899–1973) – английский драматург, сценарист, актер и продюсер, автор салонных драм, музыкальных комедий и ревю. Сэмюэл Барбер (1910–1981) – американский композитор, автор кантаты «Молитвы Кьеркегора» (1954), опер «Ванесса» (1958), «Антоний и Клеопатра» (1966) и др. «Переполох в раю» (1932) – фильм немецкого и американского кинорежиссера Эрнста Любича (1892–1947). «Мальтийский сокол» (1941) – знаменитый дебютный «черный» фильм американского кинорежиссера Джона Хьюстона (1906–1987) по мотивам одноименного «крутого» детективного романа Дэшила Хэммета (1930); в главных ролях – Хэмфри Богарт и Петер Лорре. «Всё о Еве» (1950) – музыкальный фильм американского кинорежиссера Джозефа Манкевича (1909–1993), получивший премию «Оскар» (1950) и приз Каннского кинофестиваля (1951); главную роль в нем исполнила Бетт Дэвис (см. выше), в эпизодической роли снялась Мэрилин Монро. «Бейте дьявола» (1954) – еще один «черный» фильм Джона Хьюстона, на этот раз по сценарию Трумэна Капоте; в ролях – Х. Богарт, Дж. Лоллобриджида, Дженнифер Джонс и Петер Лорре.
«Странная драма» (1937) – фильм Марселя Карне по сценарию Жака Превера с участием Луи Жуве, Мишеля Симона, Жан‑ Луи Барро; в эпизодической роли здесь снялся молодой Жан Маре. Мей Уэст (1892–1980) – американская актриса театра и кино, яркий секс‑ символ 1930‑ х гг. («Красавица девяностых» Лео Мак Кэри, 1934; «Каждый день – воскресенье» Эдварда Сазерленда, 1937, и др. ); пьесы и фильмы с ее участием не раз запрещала цензура. Эдвард Эверет Хортон (1887–1970) – американский характерный актер; снимался у Любича («Переполох в раю»), Штернберга («Дьявол – это женщина») и др. Анита Экберг (р. 1931) – американская модель и актриса; снималась в кино с 1953 г., в том числе исполнила роль Элен Курагиной в экранизации «Войны и мира» Кингом Видором (1956). В фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1959) сыграла роль кино‑ звезды Сильвии; позднее появлялась у него в фильмах «Бокаччо‑ 70» (1962), «Клоуны» (1970), «Интервью» (1987) и др. Марлен Дитрих (Мария Магдалена фон Лош, 1901–1992) – немецкая и американская актриса; кроме фильмов Дж. фон Штернберга снималась у Ф. Ланга, Э. Любича, О. Уэллса, А. Хичкока, С. Крамера и др. «Девушка с золотыми глазами» (1961) – осовремененная экранизация одноименного романа О. де Бальзака французским кинорежиссером Жан‑ Габриэлем Альбикокко (1936–2001). Роберт Лерой Рипли (1890–1949) – популярный американский карикатурист, спортсмен, путешественник, собиратель разнообразных диковин, «звезда» радио, кино и телевидения нескольких десятилетий; «Хотите верьте, хотите нет» – ежедневная (с 1918 г. ) рубрика его спортивных карикатур в нью‑ йоркской газете «Глоб», давшая затем название музеям‑ кунсткамерам в городах и городках США, вплоть до нынешнего одноименного павильона в Голливуде. «На последнем берегу» (1959) – известный антивоенный фильм американского кинорежиссера Стэнли Крамера по роману Невилла Шюта; в фильме снялись Ава Гарднер, Энтони Перкинс и Грегори Пек, драматическую роль сыграл замечательный танцовщик Фред Астер. «Уайнсбург, Огайо» (1919) – книга рассказов американского писателя Шервуда Андерсона. «Мот» (1955) – фильм американского кинорежиссера Ричарда Торпа с Ланой Тернер. Мачисте – сверхчеловек, своего рода новый Геракл в итальянском кино 1910‑ х гг.; изобретен писателем Габриэле Д’Аннунцио и режиссером Бартоломео Пагано. Впервые появился в фильме «Кабирия» (1914), где его роль сыграл Джованни Пастроне, затем фигурировал в том же исполнении еще в десятке немых фильмов; был «воскрешен» в 1960‑ х гг., когда его роль играли итальянские актеры, предпочитавшие выступать под «американскими» псевдонимами (Кирк Моррис, Рег Парк, Марк Форест и др. ). «Родан» (1957), «Мистериане» (1959), «Водородный человек» (1959) – так называемые фильмы о чудищах японского кинорежиссера Исиро Хонды (см. о нем выше в эссе «Воображая катастрофу» и комментариях к нему). Руди Валли (Хьюберт Прайор, 1901–1986) – американский певец, ведущий на радио, актер кино, исполнитель сентиментальных песенок, особенно известный в 1920‑ е гг.; в 1928 г. создал свою группу «Янки из Коннектикута». «Темпераментная семерка» – английский поп‑ септет; приобрел популярность после 1957 г., специализировался на исполнении «белого джаза» 1920‑ х гг. Джеймс Дин (1931–1955) – американский актер; учился, как и Р. Стайгер (см. ниже), в Нью‑ Йорскской актерской студии, снимался в ролях молодых бунтарей 1950‑ х гг. («К востоку от рая» Элии Казана по одноименному роману Дж. Стейнбека, 1955), стал легендой тогдашней молодежи после гибели в автокатастрофе. Род Стайгер (Родни Стивен, 1925–2002) – американский актер; известен по фильмам «Душной южной ночью» (1967) Н. Джуисона, «Наполеон» (1970) С. Бондарчука и др. Уоррен Битти (р. 1937) – американский киноактер; самая известная из ранних ролей – Клайд в фильме Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967); в 1990 г. поставил по мотивам известного комикса фильм «Дик Трейси», где сыграл заглавную роль, в 1992‑ м выступил продюсером гангстерского фильма «Багси», в котором также сыграл заглавную роль. Руби Килер (1910–1993) – американская актриса, танцовщица, исполнительница песен; выступала на Бродвее, снималась в мюзиклах. Сара Бернар (1844–1923) – французская актриса; играла мелодраматические и трагические роли («Дама с камелиями», Гамлет в драме Шекспира и др. ), в 1910–1920‑ х гг. снялась в нескольких фильмах («Королева Елизавета», 1912; «Адриенна Лекуврёр», 1913; «Ясновидящая», 1923, и др. ). Мария Луиза (Лой) Фуллер (1862–1928) – американская актриса мюзик‑ холла; с 1892 г. выступала в парижском театре «Фоли Бержер». Марта Грэм (1893 или 1894–1991) – американская танцовщица, хореограф, крупнейшая представительница танца модерн; в 1927 г. открыла собственную балетную школу, выступала на сцене вплоть до 1960‑ х гг. «Миддлмарч» (1871–1872) – роман из жизни британской провинции английской писательницы Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс, 1819–1880). «Майор Барбара» (1905) – драма Джорджа Бернарда Шоу. «Марий‑ эпикуреец» (1885) – роман‑ стилизация У. Патера из античной жизни. Малютка Нелл (Нелл Трент) – героиня романа Диккенса «Лавка древностей». «Пейтон Плейс» (1956) – роман о захолустном городке в Новой Англии американской писательницы Грейс Метелиос (Репентини, 1924–1964); в 1957 г. экранизирован Марком Робсоном (в главной роли – Лана Тернер), позже стал основой популярного телесериала. Тишман Билдинг – так называются два офисных здания в Нью‑ Йорке, построенные в 1957 и 1959 гг. Более популярен, вошел в кино, песни, литературу и др. небоскреб на 5‑ й авеню Манхэттена между 52 и 53‑ й улицами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|