Пример из судебной практики.
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Судом первой инстанции было удовлетворено требование товарищества собственников жилья "Комсомольский, 82" (далее - ТСЖ "Комсомольский, 82") к предпринимателю М.Г. о взыскании платы за оказанные коммунальные услуги. Судом было установлено, что М.Г. является собственником встроенного помещения площадью 61,5 кв. м, расположенного на 1-м этаже жилого дома, а на основании заявления М.Г. является членом ТСЖ "Комсомольский, 82". В силу ст. 153 ЖК РФ собственники жилых помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Поскольку ЖК РФ не содержит специальных норм по внесению платы собственниками нежилых помещений, суд по аналогии применил нормы раздела VII ЖК РФ и обоснованно взыскал сумму, подлежащую уплате. Если же лица не являются членами товарищества собственников жилья, то они в соответствии с п. 6 ст. 155 ЖК РФ вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Третьим способом управления имуществом многоквартирного дома является управление управляющей организацией. Понятие управляющей организации было закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (действуют не в полном объеме). Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. В случае выбора такого способа управления имуществом многоквартирного дома с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 ст. 162 ЖК РФ). Отметим, что к конструкции договора управления многоквартирным домом может обратиться товарищество собственников жилья и жилищного кооператива. В соответствии с п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
При выборе способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме заключают с выбранной организацией договоры управления, в которых должны быть указаны: - состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; - перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; - порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; - порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Договоры с организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг заключаются управляющей организацией от имени собственников помещений в доме.
§ 8. ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Представляет особый интерес способ управления многоквартирным домом - управление через управляющую организацию, а точнее, форма его осуществления. Данный способ управления реализуется путем заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений (органов управления ТСЖ либо специализированного потребительского кооператива) в доме и профессиональной управляющей организацией, которая в течение согласованного срока и за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Предусмотренный ЖК РФ договор управления многоквартирным домом является новым видом гражданско-правового договора, ранее неизвестным гражданскому и жилищному законодательству. Действовавший до вступления в силу ЖК РФ Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" устанавливал, что "управление кондоминиумом может осуществляться путем... передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги" (подп. 3 п. 2 ст. 20). Эта формулировка была прообразом современного способа управления многоквартирным домом управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). В ЖК РФ договору управления многоквартирным домом (далее - договор управления) посвящена отдельная ст. 162, содержащая достаточно развернутое регулирование. Это свидетельствует о признании договора управления самостоятельным договорным типом (видом). В зависимости от деления гражданско-правовых договоров на виды по различным основаниям договор управления является: 1) двусторонним договором. Контрагентом управляющей организации могут являться или собственники помещений, или ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, а в случае, указанном в ст. 163 ЖК РФ, - единолично муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация. В случае когда договор управления заключается с управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, то на другой стороне имеется множество собственников, но тем не менее договор заключается с каждым собственником помещения. То есть как документ договор управления подписывается или единоличным собственником помещения, или всеми, или одним участником общей совместной собственности на помещение, или всеми участниками общей долевой собственности на помещение, или по отдельности каждым участником общей долевой собственности на помещение. В том, что не требуется подписывать договор управления сразу всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, нетрудно убедиться, сравнив формулировку ч. 1 ст. 162 ЖК РФ о заключении рассматриваемого договора "с каждым собственником помещения" с формулировкой ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, устанавливающей, что в качестве одной стороны заключаемых договоров с подрядной организацией при реализации способа непосредственного управления многоквартирным домом выступают "все или большинство собственников помещений". В отношении порядка заключения договора управления нельзя согласиться с мнением, что "договор управления заключается с каждым собственником помещения в данном многоквартирном доме, для которого это обязательно в силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ (в том числе и для тех, кто не участвовал в голосовании)", а также с тем, что "заключение договора управления многоквартирным домом обязательно для обеих сторон". Такой вывод не соответствует диспозиции п. 1 ст. 445 ГК РФ. В ч. 5 ст. 46 ЖК РФ нет указания на обязательность заключения договора управления для собственника помещения и для управляющей организации. В этой норме речь идет об обязательности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в установленном порядке, что не одно и то же. В решении собрания обязательным для всех собственников являются только выбор конкретной управляющей организации и принятые собранием условия договора управления (ч. 2 ст. 161 и ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Поэтому предусмотренное в ст. 445 ГК РФ понуждение к заключению договора в судебном порядке в данном случае применяться не может;
2) взаимным договором в зависимости от характера распределения прав и обязанностей между участниками договора управления: обе стороны имеют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу, одновременно выступают в качестве и должника, и кредитора. Например, собственник помещения имеет право требовать надлежащего качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг и обязан вносить плату по договору управляющей организации, а с обязанностями управляющей организации по управлению многоквартирным домом корреспондирует ее право требовать от собственников помещений своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
3) консенсуальным договором и порождает права и обязанности с момента согласования сторонами его условий. Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Но в таком решении указывается воля только одной стороны - собственников помещений в многоквартирном доме. Совершение конкретных действий по управлению многоквартирным домом осуществляется с целью исполнения уже заключенного и вступившего в силу договора. Договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, поскольку он не соответствует требованиям нормы ст. 426 ГК РФ: в связи с отличием технического состояния и заказываемых собственниками помещений услуг и работ в различных многоквартирных домах не может быть одинаковой цены договора; в силу определения ч. 5 ст. 155 ЖК РФ управляющей организацией может быть не только коммерческая, но и некоммерческая организация; к управляющей организации должен обращаться с предложением заключить договор управления не каждый, а такое предложение формулируется собственниками помещений на их собрании. В связи с тем что договор управления не является публичным, управляющая организация вправе отказаться заключать такой договор после определения его условий на общем собрании собственников помещений. Согласно ч. 7 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. В договоре управления этот срок может быть изменен. При пропуске управляющей организацией указанного предельного срока начала исполнения договора ее контрагенты вправе применить к этой организации меры имущественной ответственности за нарушение ею обязательств по договору; 4) возмездным договором. Законодатель установил, что управляющая организация выполняет свои обязательства за плату, в договоре управления необходимо указать порядок определения цены договора, порядок расчета размера платы собственников за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
5) казуальным договором, поскольку всегда можно установить юридическую цель совершения сделки - договора управления многоквартирным домом. Такая сделка не может являться абстрактной; 6) срочным договором, поскольку это прямо следует из нормы ч. 5 ст. 162 ЖК РФ. Говоря о месте договора управления в системе классификации гражданско-правовых договоров, нельзя обойти вниманием подходы к возможности отнесения рассматриваемого договора к смешанным договорам <1>. Этот вопрос имеет важное практическое значение для договорной практики, поскольку позволяет найти ответ на вопрос о применяемом правовом регулировании к вытекающим из договора управления обязательствам. -------------------------------- <1> См. подробнее: Киракосян С.А. Договор управления многоквартирным домом: правовая природа и практические проблемы заключения договора // Юрист. 2015. N 8. С. 13 - 18.
В юридической литературе нет единства мнений в отношении того, относится ли договор управления многоквартирным домом к смешанным договорам. Некоторые авторы (в частности, Т.А. Борзенкова, И.А. Дроздов, Л.Ю. Грудцына) утвердительно отвечают на этот вопрос, другие (В.А. Белов, С.А. Бушаенкова, М.Н. Илюшина, Е.Б. Козлова) - отрицательно. Легальное определение понятия "смешанный договор" дано в п. 3 ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которым это договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Представляется, что понятие "смешанный договор" имеет больше практическое, нежели методологическое значение. От отнесения гражданско-правового договора к категории смешанного договора зависит, будут ли к отношениям сторон по смешанному договору применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. Анализируя норму п. 3 ст. 421 ГК РФ, можно определить признаки, присущие смешанному договору: а) в смешанном договоре должны быть элементы не менее двух договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (поименованных договоров); б) помимо элементов не менее чем двух поименованных договоров в смешанном договоре могут быть элементы договоров, не предусмотренных законом или иными правовыми актами (непоименованных договоров); в) ГК РФ не устанавливает необходимости обязательной связи имеющихся в смешанном договоре элементов различных договоров; г) из п. 3 ст. 421 ГК РФ не следует, что сам смешанный договор обязательно должен быть только непоименованным договором. В договоре управления два первых признака имеются. Так, в договоре управления имеются признаки договоров подряда и оказания услуг ("услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме"), договора о предоставлении коммунальных услуг. В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязуется не только оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, но и может осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Такой деятельностью могут быть действия, являющиеся элементом договора, не предусмотренного законом или иными правовыми актами. В.А. Белов и С.А. Бушаенкова утверждают, что "договор управления многоквартирным домом не просто поименован, но и детально урегулирован в законодательстве (ст. 162 и др. ЖК РФ). Следовательно, договор управления многоквартирным домом относиться к числу смешанных, в традиционном для отечественной цивилистики значении этого термина, никак не может". Е.Б. Козлова также делает вывод, что "рассмотрение... признаков смешанного договора применительно к договору управления многоквартирным домом позволяет сделать вывод о том, что данный договор не может быть отнесен к смешанным договорам" <1>. -------------------------------- <1> См.: Козлова Е.Б. Договор управления многоквартирным домом: гражданско-правовая природа и место в системе договоров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 8. С. 17.
Как уже было отмечено, в ст. 161 ЖК РФ управление управляющей организацией наряду с непосредственным управлением и управлением ТСЖ выведено в ранг самостоятельного способа управления. Это свидетельствует об особых отношениях собственников помещений многоквартирного дома с выбранной управляющей организацией. То есть если выбор собственников пал на управление через управляющую организацию, то, кроме надлежащего содержания, ремонта общего имущества и предоставления коммунальных услуг, по аналогии с ТСЖ (ст. 137 ЖК) в рамках осуществления управления на управляющую организацию возлагаются более широкие функции. Управление должно охватывать деятельность по реализации правомочий собственников помещений в многоквартирном доме, а также по защите их прав и законных интересов от третьих лиц. В противном случае имеет место непосредственное управление, при котором собственники заключили различные договоры на обслуживание многоквартирного дома, а управление управляющей организацией как способ управления не может выступать альтернативой ТСЖ и непосредственному управлению. Тогда становится невозможным выдвижение помимо надлежащего содержания и предоставления коммунальных услуг каких-либо требований к управляющей организации, а именно по оптимизации затрат, эффективности использования общих доходов, приумножению стоимости имущества. А между тем, как представляется, эти задачи являются не менее важными, чем содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг при осуществлении управления многоквартирным домом. Интересно, что данный аспект находит отражение и в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", выделяющем формы осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме надлежащего содержания и ремонта общего имущества в таком доме при разных способах управления. Данное Постановление четко разделяет договор управления многоквартирным домом и договор о содержании и ремонте общего имущества. Исходя из содержания ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация по договору управления за плату обязана: - оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; - предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам; - осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При этом указание на такую деятельность помогает установить направленность договора. Но все же в первую очередь для квалификации договора необходимо использовать не неопределенно широкую формулировку деятельности, а прямо указанные в договоре управления элементы-обязательства, прямо урегулированные нормами права. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ и ч. 3 ст. 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом следует относить: 1) условия о предмете договора управления, который формулируется в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; 2) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 3) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 5) перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 6) порядок определения цены договора управления; 7) порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; 8) порядок определения размера платы за коммунальные услуги; 9) порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; 10) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления; 11) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В п. 43 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75, указано еще одно существенное условие договора управления многоквартирным домом, которое должно включаться в договоры управления, заключаемые по результатам открытых конкурсов, проводимых в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Это условие о гарантиях ежемесячного возобновления управляющей организацией предусмотренных указанными Правилами мер по обеспечению исполнения ее обязательств (страхование ответственности управляющей организации, безотзывная банковская гарантия и залог депозита) при реализации такого обеспечения. Таким образом, договор управления многоквартирным домом - это двухсторонний, взаимный, консенсуальный, возмездный, казуальный, срочный. Договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, договором присоединения и договором доверительного управления <1>. -------------------------------- <1> См.: Гордеев Д.П. Договор управления многоквартирным домом: квалификация, понятие и содержание // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 3. С. 99.
ЗАДАЧИ
1. Иванову И., принятому в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) было предоставлено жилое помещение в доме жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Однако пай он выплатил не полностью и отказался вносить плату за жилое помещение и оплачивать коммунальные услуги. Имеет ли право Иванов И. не оплачивать коммунальные услуги, если он не оплатил свой пай? 2. Управляющая организация проинформировала в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги за двадцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере. Гражданин И. проигнорировал данные сведения, посчитав, что управляющая организация уведомила об изменениях, нарушив срок, и продолжал вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в прежнем размере. По истечении двух месяцев управляющая организация направила гражданину И. письмо о недоимке по платежам и расчет пени, поскольку он не полностью вносил плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Решите дело.
ТЕСТЫ
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: а) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; б) взнос на капитальный ремонт; в) плату за коммунальные услуги; г) плату за земельный участок под многоквартирным домом. 2. Для собственников жилых домов плата за дом и коммунальные услуги включает: а) расходы на содержание и ремонт домов; б) плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности; в) плату за земельный участок под жилым домом. 3. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до: а) 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом; б) 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом; в) 15-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. 4. Наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены из жилого помещения, если они: а) в течение более трех месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги; б) в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги; в) в течение более восьми месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. 5. Лица, не своевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору: а) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно; б) неустойку в размере 1% от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно; в) неустойку в размере 0,5% от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. 6. В Жилищном кодексе РФ установлены три условия определения размера платы за пользование жилым помещением. Назовите эти условия: а) качество жилого помещения; б) благоустройство жилого помещения; в) месторасположение жилого дома; г) этажность жилого дома. 7. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это: а) выплата бюджетных средств гражданину, имеющему на нее право, с целью возмещения ему фактически произведенных расходов в связи с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг; б) предварительная выплата бюджетных средств гражданину, имеющему на нее право, с целью использования их данным гражданином в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; в) оба ответа неверные.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие категории лиц, обязанных вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, вы можете назвать? Охарактеризуйте каждую из названных категорий. 2. Определите структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. За чей счет производится капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме? 3. Назовите перечень расходов, которые несут собственники жилых домов. Отличается ли перечень расходов, которые обязаны нести собственники помещений, от расходов, возложенных на нанимателя жилого помещения? 4. Проанализируйте порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В какие сроки необходимо осуществить оплату? 5. Объясните, как определяется размер платы за пользование жилым помещением. На какие нормативно-правовые акты вы ссылаетесь? 6. Назовите категории лиц, имеющих право на субсидии. Каков порядок перечисления гражданам субсидий? 7. Какие способы управления многоквартирным домом, установленные ЖК РФ, вы можете перечислить? Дайте краткую характеристику названным способам. 8. Назовите срок, на который заключается договор управления многоквартирным домом. Какой правовой акт содержит норму о сроках? 9. Каким образом защищаются права потребителей в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства? Каков порядок обжалования действий (бездействия) служб ЖКХ?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Всеобщая декларация прав человека: [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.] // ВВС СССР. 1976. N 17 (1831). Ст. 291. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865. 3. Жилищный кодекс: Федер. закон: принят Гос. Думой 22 декабря 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г. М.: Рид Групп, 2013. 4. Конституция Российской Федерации 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398. 5. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // ВВС СССР. 1976. N 17(1831). Ст. 291. 6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // ВВС СССР. 1976. N 17(1831). Ст. 327. 7. О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 32. Ст. 3936. 8. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 36. Ст. 3706. 9. О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий: Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 832 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 46. Ст. 5350. 10. О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья: Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 430: по состоянию на 18 августа 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. N 14. Ст. 1430. 11. О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства: Постановление Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 743: по состоянию на 5 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. N 9. Ст. 1024. 12. О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301: по состоянию на 30 апреля 2009 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. N 42. Ст. 4787. 13. О жилищной комиссии по включению в служебный контракт (трудовой договор) условия о предоставлении лицу права на получение служебного жилого помещения: Указ губернатора Оренбургской области от 23 апреля 2012 г. N 232-УК // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 14. О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 октября 2011 г. N 1422 // Собрание законодательства РФ. 2011. N 44. Ст. 6238. 15. О жилищном фонде Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 12.12.2007 N 1591-ОД (в ред. от 10.11.2014) // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 16. О жилищных кредитах: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1180 // Собрание законодательства РФ. 1994. N 7. Ст. 692. 17. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 11. Ст. 997. 18. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2337. 19. О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 27.01.2005 N 1016-ОД // Волгоградская правда. 11.03.2005. N 42. 20. О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Закон Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. N 1730/356-IV-ОЗ // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 21. О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 13. Ст. 1405. 22. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 // Российская газета. 2009. 8 июля. 23. О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 935 // Собрание законодательства РФ. 1993. N 39. Ст. 3620. 24. О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД (в ред. от 10.01.2014) // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 25. О порядке и условиях аренды и найма жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности г. Москвы: Постановление Правительства г. Москвы от 21 января 1997 г. N 46-ПП // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 26. О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России: Приказ ГТК РФ от 30 сентября 2003 г. N 1088 // Российская газета. 2003. 10 декабря. 27. О порядке перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателям субсидий: Постановление правительства Оренбургской области от 20 февраля 2012 г. N 159-п // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 28. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307: по состоянию на 27 августа 2012 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2501. 29. О порядке применения пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": письмо Минюста РФ от 16 августа 1999 г. N 6677-ПК // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 30. О практике применения судами жилищного законодательства: Постановление Пленума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. М.: Спарк, 1994. 31. О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ: по состоянию на 2 марта 2012 г. // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 32. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 // Собрание законодательства РФ. 2011. N 22. Ст. 3168. 33. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761: по состоянию на 24 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2005. N 51. Ст. 5547. 34. О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 475 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 32. Ст. 3316. 35. О применении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: письмо Федеральной нотариальной палаты от 16 марта 1998 г. N 175 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1998. N 4. С. 29. 36. О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2281 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5132. 37. О региональных стандартах, используемых при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещ<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|