Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 31. Социологический опрос,его виды




Билет 31. Социологический опрос, его виды

Социологи́ ческий опро́ с — метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты)

Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса.

Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, теснота контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации. При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника социолог может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетирования. Виды интервью:

- свободное (не имеет плана и заранее сформулированных вопросов). Чаще всего проводится в разведывательной стадии социологического исследования.

- глубинное (преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии социального факта, но и объясняющую причины, которые обуславливают появление данных явлений)

- фокусированное (изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации)

- интервью с открытыми вопросами (проводится по заранее разработанному плану, представляющему набор вопросов, расположенных в определенной последовательности)

- интервью с закрытыми вопросами (стандартизированное)- обращение к опрашиваемым с вопросником, в котором содержатся преимущественно вопросы закрытого типа.

Перед исследователем, который проводит соц. опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Билет 32. Метод наблюдения

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.

Главное преимущество наблюдения — позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Можно собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы говорить.

Наблюдение может служить достижению различных целей:

• может быть источником построения гипотез;

• служить методом проверки результатов других данных;

• давать дополнительные сведения об изучаемом объекте;

• применяется и в разведывательных, и в аналитических, и в экспериментальных исследованиях.

Наблюдение часто бывает не основным, а вспомогательным методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.

Наблюдение в социологии классифицируется по различным признакам.

 По месту проведения наблюдения различают полевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, а лабораторное проводится в в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограничено, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя неадекватно.

В зависимости от регулярности наблюдения оно носит систематический или случайный характер. Систематическое наблюдение планируется и осуществляется в течение определенного периода, несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. При включенном наблюдении социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления.

Невключенное наблюдение предполагает изучение социологом объекта исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты.

Билет 33. Социальный эксперимент

Социальный эксперимент- метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями.

выделяют два основных типа экспериментов:

исследовательский, который проводится в том случае, когда неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями;

подтверждающий, который проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях.

Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.

Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует.

М. Б. Харрис с коллегами в 1970-х гг. провели остроумный эксперимент, когда испытуемые, оказавшиеся в магазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и проч., подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. С этой целью применялось несколько различных процедур. Например, водном из вариантов помощники и помощницы экспериментатора намеренно толкали людей сзади. Реакция испытуемых на этот неожиданный поступок классифицировалась по категориям: вежливая, безразличная, несколько агрессивная (например, краткий протест либо взгляд) и очень агрессивная (долгие сердитые выговоры или ответный толчок). В нескольких других опытах ассистенты экспериментатора вставали перед человеком, стоящим в очереди (в магазине, ресторане, банке). В одних случаях ассистенты говорили «извините», а в других не говорили вообще ничего. Вербальные реакции классифицировались как вежливые, безразличные, несколько агрессивные (краткие замечания типа «здесь я стою») и очень агрессивные (угрозы или брань). Невербальные реакции классифицировались как дружелюбные (улыбка), безразличные взгляды, враждебные или угрожающие жесты, толчки и выпихивание. Эти процедуры применялись для изучения фрустрации и агрессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...