Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 19. Социальный статус и социальные роли личности




Билет 19. Социальный статус и социальные роли личности

Социальнй статус-общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые).

К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, квалификация, образование и другие, социально значимые качества личности.

Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Так, например, существует престиж профессий. В 50-е-60-е годы в СССР престижными были профессии инженера, летчика, военного. На современном этапе высокий престиж имеют профессии программиста, экономиста, юриста.

На положение человека в обществе также влияет его авторитет. Авторитет – это признание обществом или общественной группой заслуг, личных и деловых качеств человека. Человек, занимающийся престижной профессией, имеющий престижную должность между тем может не обладать авторитетом.

На ранних этапах развития общества социальный статус личности определялся, главным образом, предписанными факторами – происхождением, местом рождения.

 Возможности изменения социального статуса были очень невелики, общество характеризовалось очень низкой социальной мобильностью. Превращение крестьянина в дворянина было исключением из правил.

Чем выше уровень цивилизованности общества, тем меньше влияют предписанные факторы на формирование социального статуса. На первый план выдвигаются такие факторы как образование, квалификация, талант.

Социальная роль – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений.

Социальные роли могут быть постоянные, то есть существовать длительное время (например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина).

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство).

 Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;

2)требования, связанные с данным поведением;

3)оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Билет 20. Социализация личности, девиация и социальный контроль

Социализация – способы формирования умений и социальных установок индивида, соответствующие социальным ролям. Продолжается всю жизнь под влияние группового опыта.

Процессы, связанные с социализацией:

1. Социальная адаптация – приспособление к новой социальной роли.

2. Персонализация – осознание значимости социальных и личных ценностей, индивидуальных различий индивида.

3. Имитация – попытка копировать ту или иную модель поведения.

4. Идентификация – концепция, отражающая процесс и результат эмоционального и иного само отождествления индивида с другим индивидом, группой, образцом или идеалом.

5. Интериолизация – перевод внешних факторов из окружающей среды во внутреннее состояние. Понимание их личностью.

6. Экстериолизаия – процесс, при котором поступки, знания и умения личности становятся достоянием других.

7. Ресоциолизация – процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Агенты социализации – институты, социальные группы, люди, которые способствуют социализации личности.

Этапы:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации

Норма – правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

Отклоняющееся от норм поведение называют девиантным. Всякое поведение, вызывающее неодобрение общественного мнения, называют девиантным.

Типология социальных отклонений:

1) культурные и психические;

2) индивидуальные и групповые;

3) первичные и вторичные;

4) культурно- одобряемые отклонения – трактовка поведения личности зависит от типа культуры (странствующий монах);

5) культурно-осуждаемые отклонения

ФОРМЫ Девиантного поведения:

1) Деликвентное поведение – противоправные действия (не наказуемое с точки зрения Уголовного Кодекса РФ, но неодобряемое законом) – мелкое хулиганство, хищение продуктов в магазине, воровство в транспорте, вандализм футбольных фанатов

2) Криминальное поведение (Преступность) – уголовная преступность, хозяйственная преступность (финансовая), организованная преступность, политическая преступность

Социальный контроль- регуляция поведения людей в социальных системах, осуществляемая членами общества по специальным схемам: механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Субъекты контроля: государство, социальные институты (образование, мораль, культура)

Объекты контроля: правовые и моральные нормы, обычаи, законы.

Элементы социального контроля:

1) социальные нормы;

2) социальные санкции.

Функции социального контроля:

А) информационная;

Б) регулятивная;

В) воспитательная

  Методы осуществления социального контроля:

1) информационный – пропаганда

2) профилактический – устранение причин отклоняющегося поведения

3) репрессивный – применение санкций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...