Билет 27. Методы сбора информации в социологии
Билет 27. Методы сбора информации в социологии При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы: - опрос; - анализ документов; - наблюдение; - эсперимент. Опрос - самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях). Анализ документов. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Традиционный (классический) анализ документов - это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Наблюдение. Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Классификация наблюдений производится по различным основаниям: По степени формализованности: - неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом. - контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя: - соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы " изнутри". - стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации " непросматриваемые". - простое наблюдения. Исследователь регистрирует события " со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. По условиям организации: - полевые (наблюдения в естественных условиях). - лабораторные (в экспериментальной ситуации). В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов. Эксперимент. Обычно эксперимент используется для проверки на практике теоретических расчетов. Обязательным условием эксперимента является наличие наряду с экспериментальной группой - группы контрольной, где никакие изменения не вносятся. Билет 28. Структура и функции эмпирического социологического исследования Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления Ориентиры могут быть гибкими и жесткими, а ограничения явными или неявными.
Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка ( плясать от печки - народная мудрость ), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подходы могут быть аспектный, системный и концептуальный. Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально -психологический, образовательный и т. д. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования. Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Если в основном опираются на опыт - эмпирические, если - на задачи получения ближайшего результата - прагматические. Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|