Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 39. Понятия документа в социологии, классификация документов




Билет 39. Понятия документа в социологии, классификация документов

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.

Классификация документов:

По способу фиксирования информации:

- рукописные и печатные документы;

- записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте.

По целевому назначению:

- целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);

- наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.

По степени персонификации:

- личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);

- безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).

В зависимости от статуса документального источника:

- официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. д. );

- неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);

- материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.

По источнику информации:

- первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);

- вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).

По прямому содержанию:

- литературные данные,

- исторические и научные архивы,

- архивы социологических исследований.

Традиционный (классический) анализ документов - это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.

Билет 40. Социологическое исследование, его сущность и функции

Стадии проведения социологического исследования:

1) подготовительная стадия (подготовка программы исследования),

2) полевая стадия (сбор первичной информации),

3) заключительная стадия (обработка информации, формулирование рекомендаций и выводов)

1. Познавательная

- получение новых знаний об изучаемых объектах. Она выражается в том, что наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

2. Практическая

– выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.

3. Нормативно-ценностная

– выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

4. Гносеологическая

– позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

5. Информационная

– сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе.

6. Логическая

– разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

7. Организационная

– регулирование деятельности исследовательского коллектива, созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...