Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 44. Методологическая часть программы исследования




Билет 44. Методологическая часть программы исследования

Формулировка и обоснование проблемы.

Разработка методологической части программы начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения.

Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает качество собираемой информации и оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).

Указание цели исследования.

Цель - модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.

Целью исследования может быть:

- получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;

- анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;

- разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;

- формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений.

Определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т. п.

Предмет исследования - это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Логический анализ основных понятий.

Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Итогом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования.

Формулировка гипотез и основных задач исследования.

Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы - это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.

Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причинные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, каковы характер, направленность и сила таких зависимостей.

Формулирование гипотез - это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтверждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процентные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные практические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.

Билет 45. Методическая часть программы исследования

Методическая часть программы.

Составление плана выборки.

После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:

- опрос;

- анализ документов;

- наблюдение;

- эсперимент.

Опрос - самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).

Анализ документов.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.

Традиционный (классический) анализ документов - это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.

Наблюдение.

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям:

По степени формализованности:

- неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом.

- контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя:

- соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы " изнутри".

- стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации " непросматриваемые".

- простое наблюдения. Исследователь регистрирует события " со стороны".

В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.

По условиям организации:

- полевые (наблюдения в естественных условиях).

- лабораторные (в экспериментальной ситуации).

В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

Эксперимент.

Обычно эксперимент используется для проверки на практике теоретических расчетов. Обязательным условием эксперимента является наличие наряду с экспериментальной группой - группы контрольной, где никакие изменения не вносятся.

Логическая структура инструментария для сбора социологической информации.

Логическая структура инструментария позволяет определить порядок расположения вопросов в инструментарии. Для сбора первичной социологической информации определяются операционные понятия (напр., полученное образование), индикаторы (напр., уровень образования), тип шкалы измерений (напр., оценочная).

Логические схемы обработки полученных данных

Данные - первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...