Методика для диагностики учебной мотивации студентов
Методика разработана нами на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина (Ильин Е.П., 2000, С. 434). К 16 утверждениям вышеназванного опросника мы добавили утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым (2002, С.194), а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные нами в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно- познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Кластерный анализ позволил нам создать иерархизированную систему выделенных нами утверждений и распределить их по группам (мотивам). Получилась горизонтальная древовидная схема кластеров, представленная в приложении 1. Всего выделено 2 больших кластера, состоящих из 10 и 24 утверждений. В первый кластер вошли две группы социальных мотивов: престижа (утверждения: 8,9,14,29,30) и избегания неудачи (утверждения: 6,10,12, 13,19,31). Второй кластер составили 2 группы мотивов. В первую группу вошли мотивы долга и ответственности. Это утверждения: «Быть постоянно готовым к очередным занятиям», «Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться в числе отстающих», которые объединены с утверждением «Учусь, чтобы дать ответы на актуальные вопросы будущей профессии». 151 Во вторую группу вошли учебно-познавательные, коммуникативные, когнитивно-профессиональные мотивы, а также мотивы самоутверждения и творческой самореализации Мотивы самоутверждения и благополучия объединяются с утверждением «Хочу иметь диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими» и далее на более высоком уровне обобщения они объединяются с утверждением «Учусь, чтобы заводить знакомства с образованными и интересными людьми». Все утверждения данной группы можно отнести к коммуникативным мотивам, так как все они так или иначе связаны с отношениями с другими людьми.
Утверждения, характеризующие учебно- познавательные, когнитивно-профессиональные, профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации, объединены на более высоком уровне обобщенности с утверждением «Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Поэтому данные утверждения, по нашему мнению, можно отнести к группе мотивов достижения успеха или профессиональной самореализации. Мотивы достижения успеха (профессиональной самореализации) и коммуникативные мотивы объединяет мотив «Стремление к научной деятельности». Кластерный анализ позволил выявить группы ведущих мотивов учебной деятельности, их иерархическую структуру. Однако этот анализ не показывает внутренние связи между всеми выделенными мотивами. Такую информацию мы получили в результате факторного анализа. В результате факторизации методом главных компонент с Varimax – вращением были получены пять факторов. Факторизация подтвердила выводы кластерного анализа о структуре мотивации учебной деятельности студентов. Выборка для факторизации составила 220 152 человек. Кумулятивный процент дисперсии, описываемый пятью факторами, составил 57,3 %. На основании содержательного анализа в окончательный вариант опросника вошли 34 утверждения, характеризующие 7 мотивов учения студентов. Апробация методики проводилась на выборке студентов третьего курса и школьников 11-го класса. Ретестовая надежность опросника измерена нами с интервалом времени в четыре месяца (выборка составила 92 человека). Коэффициенты корреляции по Пирсону были значимыми при р<0,001 и находились в пределах 0,671-0,720. Дискриминативная надежность мотивационных шкал опросника вычислялась по алгоритму четырехклеточной корреляции на выборке в 225 человек. Для каждого утверждения опросника был рассчитан f – коэффициент. В окончательный вариант опросника вошли те утверждения, для которых f – коэффициент был выше, чем 0,154, и находился в пределах от 0,240 до 0,745 при р<0,01.
Критериальная валидность была вычислена на выборке из 102 человек. В качестве внешнего критерия была взята текущая академическая успеваемость студентов. Выявлена значимая корреляция (по Пирсону) успеваемости студентов с показателями учебно-познавательной мотивации (r=0,405 при р<0,01), творческой мотивации (r=0,254 при р<0,05), коммуникативной мотивации (r=0,207 при р<0,05). Конкурентная валидность вычислялась корреляцией с родственными методиками. По шкале мотивации избегания неудачи (родственная методика -опросник Т.Элерса [3, С.630]) коэффициент корреляции составил 0,293; по шкале учебно-познавательной мотивации коэффициент корреляции с тестом Р.Амтхауэра составил 0,421, с методикой ШТУР – 0,322; по шкале творческой мотивации (с тестом Р.Амтхауэра) - 0,224. ОПРОСНИК 153 Инструкция: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас. 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
154
При интерпретации результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника. Ключ к опроснику: Шкала 1. Коммуникативные мотивы:14,10,32,7,6. Шкала 2. Мотивы избегания:13,6,12,15,19 Шкала 3. Мотивы престижа: 8,9,29,30,34 Шкала 4. Профессиональные:4,5,26,1,2,3 Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27,28 Шкала 6. Учебно-познавательные:22,23,24,17,18,20,21. Шкала 7. Социальные:25,31,33,16,11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|