Этап. Влияние учебно-познавательной мотивации на развитие мнемических способностей
Современные преставления о процессах памяти предполагают изучение памяти во взаимодействии с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием и т.д. Большое значение в мнемической деятельности имеет осмысленность запоминания, так, например, произвольное запоминание основано не столько на повторении, сколько на понимании материала. На продуктивность запоминания оказывают значительное влияние такие факторы, как осознание цели, тот или иной мотив, или побуждение к запоминанию, а также использование рациональных способов запоминания. Продуктивность запоминания зависит и от того, как человек воспринял материал в эмоциональном плане. Понимание памяти не только как следа, а как действия, введение в структуру этого действия внешнего стимула приводят к необходимости более полного изучения мотивационной основы мнемической деятельности. Целью нашего исследования было изучить, как влияют уровень и различные виды мотивации на развитие мнемических способностей. Исследования проводились с помощью мнемического субтеста методики Р.Амтхауэра, который включает в себя задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Задания данного субтеста направлены на изучение способности запоминать словесно-логическую информацию. Особенности развития различных типов памяти (зрительной, слуховой, логической, моторной) исследовались с помощью методики, описанной Л.Ф. Алексеевой (1995). Чем ближе абсолютные значения полученных коэффициентов к единице, тем лучше развит 221 данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,6-0,8. Для изучения кратковременной памяти нами использовалась методика Джекобсона, предназначенная для диагностики мнемической способности запоминать цифровую информацию.
Исследование проводилось в 3 серии: 1 серия. Изучение особенностей развития различных типов памяти у школьников, обучающихся по традиционной и развивающей программам. 2 серия. Влияние условий повышенной мотивированности на продуктивность запоминания цифровой и словесной информации. 3 серия. Изучение продуктивности мнемической деятельности в зависимости от вида мотивации (мотивации достижения успеха и избегания неудачи). В первой серии испытаний нами были исследованы особенности развития различных типов памяти у школьников, обучающихся по традиционной и развивающей программам. Результаты представлены в приложении 4. У учащихся экспериментального класса лучше, чем в контрольной группе, развиты все типы памяти: уровень зрительной памяти высокий и выше среднего у 56%, слуховой – у 56%, механической – у 20%, словесно-логической – у 60% учащихся. (В контрольной группе соответственно: 37%, 41%, 7,4%, 35,9%). Проведенное эмпирическое исследование особенностей развития структуры мнемических способностей учащихся, завершающих обучение в среднем звене школьного образования и обучающихся в условиях разных образовательных сред показало, что программа развивающего обучения способствует более интенсивному развитию всех типов памяти. 222 Чтобы исследовать, как будут влиять условия повышенной мотивации на продуктивность запоминания цифровой и словесной информации, нами был проведен второй этап эмпирических исследований. Учащимся предлагалось провести соревнование по точности и объему запоминаемого материала, а победителя было обещано наградить. Как видно из таблицы 31, в условиях повышенной мотивации (соревнование) увеличивается объем кратковременной памяти, причем, словесный материал запоминается лучше, чем цифровой. Следовательно, мы еще раз убедились, что уровень школьной мотивации по-разному влияет на различные виды мнемических способностей.
Учащиеся экспериментальной группы при повышенной мотивации показывают лучшие результаты, чем учащиеся, обучающиеся по традиционной программе. У этих учащихся выше показатели словесно-логической памяти. Это говорит о том, что у них имеется навык смысловой обработки запоминаемой информации. Таблица 31 Средний объем кратковременного запоминания словесной и цифровой информации в условиях обычной и повышенной мотивированности
223
Примечание: р ≤ 0,05 Третий этап. Далее нами были исследованы корреляционные связи между показателями мотивации достижения и кратковременной памятью на цифры. Испытание проводилось в два этапа. На первом этапе предлагалось воспроизвести ряд цифр в прямом порядке, а на втором этапе – в обратном порядке. Направленность мотивации достижения исследовалась с помощью опросников Т.Элерса. Учащиеся 10-11 классов (56 человек) были поделены на две группы. В первую группу вошли испытуемые с преимущественной мотивацией достижения успеха, а во вторую группу - с преимущественной мотивацией избегания неудачи. Исследование корреляционной зависимости между кратковременной памятью на цифры и видом мотивации показало, что существует корреляционная связь на значимом уровне достоверности (R=0,334 при р=0,058) между уровнем мотивации достижения успеха и способностью воспроизведения цифр в обратном порядке (табл. 32). Нет достоверно значимой связи между уровнем мотивации достижения успеха и способностью воспроизведения цифр в прямом порядке, а также между уровнем мотивации избегания неудачи и способностью к воспроизведению цифр как в прямом, так и в обратном порядке. Таблица 32 Коэффициенты корреляции между кратковременной памятью на цифры (прямой и обратный счет) и видом
мотивации
224
Таким образом, способность к воспроизведению цифр в обратном порядке зависит от уровня мотивации достижения успеха. Чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем лучше испытуемые справляются с более сложным мнемическим заданием. 2 этап. Влияние учебно-познавательной мотивации на развитие перцептивных способностей Изучение влияния учебно-познавательной мотивации на развитие перцептивных способностей проводилось нами в несколько серий. В первой серии испытаний проведено изучение взаимосвязи между уровнем мотивации и продуктивностью перцептивных способностей. С увеличением уровня школьной мотивации увеличивается и способность к восприятию. Перцептивные способности школьников были измерены нами с помощью методики на восприятие буквенного текста. Инструкция этого теста следующая: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин». Результаты исследования способности к восприятию буквенного теста учащихся 11-го класса представлены в таблице 33. Выборка составила 60 человек. Коэффициент 225 корреляции между уровнями мотивации восприятием R = 0, 53 (р≤ 0,001). Таблица 33 Связь между уровнем мотивации и восприятием буквенного текста
Во второй серии испытаний нами проанализированы способности к восприятию буквенного текста у испытуемых 10-го класса с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи. Мотивация успешно выполнить задания теста у испытуемых с мотивацией достижения успеха оказалась ниже (13 баллов), чем у испытуемых с мотивацией избегания неудачи (18 баллов). По-видимому, выполнение такого легкого задания у испытуемых, ориентированных на успех, не вызвало большого интереса. В целом же повышение уровня мотивации (за счет испытуемых с мотивации избегания) происходит так же, как у учащихся 11-го класса (R =0, 51 при р≤ 0,001).
В третьей серии испытаний исследованы связи между процессами мышления, памяти и восприятия. 1. Исследовались зрительная память на рисунки и на числа и способность к восприятию геометрических фигур. Результаты корреляционного анализа показали, что имеется высокая положительная корреляция между способностью к запоминанию чисел и рисунков (R= 0,66), между память на числа и восприятием геометрических фигур выявлена отрицательная корреляция (R= -0,21) и нет значимой связи между памятью на рисунки и восприятием (R= 0,14). Как видим, между такими психическими процессами, как память и восприятие, не обнаруживается устойчивая положительная корреляция. 226 2. Исследование связей между мыслительными и перцептивными способностями было проведено на выборке пятиклассников и показало, что между мышлением (тест Векслера) и восприятием цифр и знаков корреляционные связи имеют разные показатели. Мышление теснее связано с восприятием цифр (R=0,36) и практически не имеет корреляции с воприятием знаков (R= 0,07). 3. В приложении 5 представлена корреляционная матрица между такими параметрами, как память, восприятие, мышление, общий коэффициент интеллекта по Векслеру, эмоциональная устойчивость, тревожность, работоспособность. Выборку составили 57 человек – учащихся 5-х классов. Из приложения 5 видно, что связь между показателями восприятия цифровой и восприятия знаковой информации с другими параметрами и психическими свойствами личности не одинакова. Показатели восприятия цифр имеет значимую корреляционную связь с выполнением учащимися заданий субтеста №4 («Сходство») теста Векслера (R= 0,425), с общим интеллектом (R=0,310) и с показателями восприятия знаков (R=0,499). Способность к восприятию знаковой информации не коррелирует с мыслительными способностями и общим интеллектом, только обнаружена отрицательная связь восприятия знаков с уровнем тревожности (R= - 0,252). В целом способности к восприятию и знаковой, и цифровой информации имеют отрицательную корреляционную связь с уровнями тревожности и работоспособностью. Таким образом, на основании проведенных исследований мы можем сделать вывод о том, что процессы восприятия разных объектов осуществляются с помощью разных механизмов. Разные значения корреляционных связей между показателями восприятия цифр, знаков, буквенных тестов с мыслительными способностями и
227 общим интеллектом доказывают еще раз системный характер интеллектуальных способностей, их взаимосвязанность и взаимодополняемость. На процессы восприятия оказывают влияние психологическое состояние испытуемого, его работоспособность, тревожность, уровень и направленность мотивации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|