Серия 2. Изучение структуры учебной мотивации студентов
Смысл учения для учащихся и студентов - в их будущем, но побуждают их к учебной деятельности мотивы более близкие и непосредственно связанные с повседневной жизнью и учебной работой. В структуре мотивов студентов ведущее место занимают широкие социальные мотивы, связанные с самосовершенствованием и самоопределением, которые являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с профессиональными и жизненными целями и поэтому становятся для них «смыслообразующими» мотивами. В таблице 14 представлены результаты тестирования студентов 1-х – 5-х курсов специальности «Социальная работа» гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государствен-ного технологического университета. Была применена методика Ильиной «Мотивация обучения в вузе» (Ильин Е.П., 2000). Общая выборка составила 220 испытуемых. Таблица 14 Место мотивов в структуре мотивации студентов
185
Из таблицы 14 видно, что во время учебы в вузе у студентов происходят следующие изменения в мотивационной сфере: для студентов 1-го курса первое место по числу указаний занимает мотив приобретения знаний, на втором – получение диплома, а мотив «Овладение профессией» занимает третье ранговое место. У студентов 2-го и 3-го курсов на первое место выступает мотив «Овладение профессией», а мотив «Приобретение знаний» перемещается на третье место. Мотив «Получение диплома» остается на втором месте. У студентов 4-го и 5-го курсов первое ранговое место занимает мотив «Получение диплома», мотив «Овладение профессией» занимает второе место, а мотив «Приобретение знаний» перемещается на третье место.
Можно предположить, что реально побуждают к учению те мотивы, которые связаны с достаточно близкими целями (защита и получение диплома). Мотив приобретения теоретических знаний в данный момент является желаемым («понимаемым»), но недостаточно побудительным для студентов 5-го курса. Нам интересно было узнать, какое место в структуре мотивации учебной деятельности студентов занимает мотив, побуждаемый социальными потребностями высшего порядка, который мы связываем с внутренними смыслообразующими установками человека. По результатам нашего исследования, мотивы обучения в вузе студентов 3-го курса гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государственного университета (выборка составила 80 человек) расположились по значимости в следующем порядке: 186 1. Стать высококвалифицированным специалистом. 2. Успешно учиться. 3. Получить диплом. 4. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 5. Приобрести глубокие и прочные знания. Таблица 15 Место мотивов в структуре мотивации студентов по методике А.А. Реана и В.А. Якунина
| 5 | 5 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Выполнять педагогические требования | 12 | 13 | 9 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Достичь уважения преподавателей | 11 | 11 | 10 | 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Быть примером для сокурсников | 14 | 16 | 16 | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Добиться одобрения | 8 | 9 | 13 | 7 |
187
родителей и окружающих | 16 11 | |||||
15 | Избежать осуждения и наказания за плохую учебу | 16 | 15 | 12 | 12 | |
16 | Получить интеллектуальное удовлетворение | 7 | 8 | 11 | 6 |
Дополнительно нами были протестированы студенты с помощью методики А.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (1-й вариант) (Ильин Е.П., 2000). С помощью данной методики выявляются 16 мотивов учебной деятельности студентов. Распределение по значимости мотивов учения студентов 1-х – 5-х курсов представлено в таблице 15.
16 мотивов данного опросника по смыслу мы разбили на 6 групп: мотивы самореализации, престижные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы одобрения, мотивы избегания неудачи и мотив получения стипендии. Обобщенные данные представлены в приложении 2, из которой видно, что реально действующими мотивами у студентов 1-х – 3-х курсов являются социальные мотивы (престижные мотивы и мотивы профессиональной самореализации). Они занимают первое и второе ранговые места. Третье место занимают учебно-познавательные мотивы. Мотивы получения одобрения, получения стипендии и избегания неудачи занимают четвертое, пятое и шестое места. На 4-ом курсе происходят изменения в мотивационной сфере студентов. Учебно-познавательные мотивы переходят на первое место, а престижные мотивы переходят на третье место. Профессиональная мотивация остается на втором месте. На 5-ом курсе происходит перемещение престижной мотивации на первое место, а учебно-познавательной мотивации с первого места на второе.
Как видим, на пути профессионализации будущего специалиста происходят существенные изменения в его мотивационной сфере, при этом важным этапом является
188
момент «принятия» профессии и приобретения
личностного «высшего» смысла в будущей
профессиональной деятельности. Тогда учебная
деятельность студента приобретает для него большую привлекательность и стимулирует его активность в приобретении знаний именно по этой профессии.
|
|
По нашим данным (см. таблицы 14, 15 и приложение 2) в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией.
Эти мотивы для студентов старших курсов являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к своей учебной деятельности.
Мы полагаем, что помимо осознаваемых мотивов, выявляемых с помощью разных опросников, существуют мотивы менее осознаваемые, но сопровождающиеся эмоциональными переживаниями. Это мотивы творческой самореализации и коммуникативные мотивы. Поэтому нами предпринята попытка исследования системы осознаваемых и менее осознаваемых мотивов учебной деятельности современных студентов. Для этого нами разработан опросник изучения мотивации учебной деятельности студентов, охватывающий мотивы, связанные с выбором профессии, а также коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации (см. глава 3, стр.181). Всего было выделено 7 мотивов, составивших 7 шкал опросника. Это следующие мотивы: коммуникативные, избегания неудачи, престижа, профессиональные,
творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные.
189
Результаты тестирования студентов гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета представлены в таблице 16. Выборка составила 63 человека. Как видно из таблицы 16, коммуникативные мотивы («Хочу быть примером для сокурсников, быть уважаемым человеком учебного коллектива», «Учусь, чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми») занимают первое ранговое место среди всех остальных мотивов. Второе место занимают профессиональные мотивы, третье место – учебно-познавательные, затем четвертое и пятое место -социальные и престижные мотивы, и только шестое место занимают мотивы творческой самореализации. Мотивы избегания неудачи занимают последнее седьмое место.
|
|
Мотивационная структура студентов
психологического факультета Бурятского государственного университета существенно отличается от мотивационной структуры студентов специальности «Социальная работа» ВСГТУ (см. табл.16 и 17). Как видно из таблицы 17, структуры мотивации студентов 2-го и 3-го курсов психологического факультета БГУ практически не отличаются друг от друга. Только показатели мотивации избегания у студентов 2-го курса выше, чем у студентов 4-го курса, но этот вид мотивации занимает последнее ранговое место и у тех, и у других.
Таблица 16
Структура учебной мотивации студентов гуманитарного факультета ВСГТУ (3 курс)
Мотивация | Средние показатели в баллах | Ранг |
Коммуникативная | 3,59 ± 0,84 | 1 |
Профессиональная | 3,56 ± 1,03 | 2 |
Учебно-познавательная | 3,55 ± 0,87 | 3 |
Социальная | 3,44 ± 0,71 | 4 |
Престижная | 3,31 ± 0,85 | 5 |
190
Творческая | 3,11 ± 0,95 | 6 |
Избегания неудачи | 2,49 ± 0,99 | 7 |
У студентов – психологов на первом месте профессиональные мотивы, на втором месте – коммуникативные, на третьем месте – творческие и на четвертом месте - учебно-познавательные. Далее идут мотивы социальные, престижные и избегания неудачи. Основное различие между студентами двух факультетов в том, что творческая мотивация у студентов-психологов на порядок выше (3-е место), чем у будущих социальных работников (6-е место).
Таблица 17 Структура учебной мотивации студентов психологического факультета БГУ
2 курс 4 курс
Мотивация | Средние показатели в баллах | Ранг | Средние показатели в баллах | Ранг 2 1 4 5 6 3 7 |
Коммуникативная | 3,9 | 2 | 3,9 | |
Профессиональная | 4,1 | 1 | 4,1 | |
Учебно-познавательная | 3,6 | 4 | 3,6 | |
Социальная | 3,4 | 5 | 3,4 | |
Престижная | 2,9 | 6 | 2,7 | |
Творческая | 3,7 | 3 | 3,8 | |
Избегания неудачи | 2,0 | 7 | 1,5 |
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наряду с профессиональными и учебно-познавательными мотивами, являющимися ведущими в период обучения в вузе, большую побуждающую силу у студентов имеет коммуникативная мотивация (1-е место - у социальных работников и 2-е место - у психологов). Мотивы творческой
191
самореализации, по-видимому, проявляются в зависимости от системы обучения в конкретном учебном заведении.
Наиболее глубокий эффект развития человека в обучении заключается не только в том, что его вооружают различными средствами познавательной деятельности, но и в том, что он становится способным к саморазвитию, к самостоятельному вооружению всеми этими средствами. Поэтому одним из важнейших психологических условий становления будущего профессионала является мотивация, связанная с реализацией социальных потребностей высшего порядка, которые становятся смыслообразующими и побуждающими человека к творческой активности.
|
|
Нам интересно было узнать, какое место в структуре мотивации учебной деятельности студентов занимают мотивы, побуждаемые социальными потребностями высшего порядка, которые мы связываем с внутренними смыслообразующими установками человека (мотивы самосовершенствования и самоопределения, тесно связанные с мотивами профессиональной и творческой самореализации). Как выяснилось, мотивы творческой самореализации по значимости для студентов занимают невысокое ранговое место. Возможно, это связано с тем, что традиционная система обучения в вузе не способствует проявлению и осознанию студентами мотивов творческой самореализации. Коэффициент корреляционной связи между уровнем творческой мотивации и успеваемостью равен 0,114.
Мотивационные факторы, таким образом, являются важнейшими детерминантами нравственного, интеллек-туального и творческого развития личности студента. В своей профессиональной деятельности молодому специалисту приходится часто сталкиваться с задачами, для которых не существует готовых решений, поэтому обучение в вузе должно сопровождаться такими формами учебной деятельности, которые максимально способствовали бы
192
раскрытию творческого потенциала студентов. Специалист с высшим образованием, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом, отличается и профессиональной мобильностью, что особенно важно в эпоху развития интеграционных процессов. Это уже новый, более глубокий уровень преподавания специальных знаний.
Как видим, система традиционного обучения, как в школе, так и в вузе, продолжает оставаться, за редким исключением авторитарной, не учитывающей
индивидуальные особенности обучающихся, не обеспечивающей развивающую функцию. Продолжает существовать «знаниевая» парадигма. Учебно-познавательные мотивы формируются стихийно, а творческий потенциал обучающихся совершенно не востребован. Поэтому такое низкое ранговое место среди других мотивов занимает у школьников и студентов творческая мотивация. Для повышения интеллектуального и творческого потенциала школьников и студентов необходимы новые программы и формы обучения, где были бы предусмотрены этапы формирования мотивации умственной деятельности. Знание же структуры мотивации школьников и студентов, а также знание роли таких компонентов мотивации, как коммуникативного, учебно-познавательного и творческого, в развитии умственных способностей приведет, по нашему мнению, к
действительно развивающему обучению.
|
|