Понятие конкурентоспособности национальной экономики
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание
Введение. 3 Глава 1. Теоретический аспект конкурентоспособности национальной экономики.. 5 1.1. Понятие конкурентоспособности национальной экономики. 5 1.2. Детерминанты конкурентных преимуществ страны.. 8 1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности страны.. 11 Глава 2. Оценка конкурентоспособности национальной экономики РФ в период 2011-2016 гг. 17 2.1. Конкурентоспособность национальной экономики РФ и факторы, ее определяющие 17 2.2. Изменение позиций России в рейтинге глобальной конкурентоспособности в исследуемый период. 20 2.3. Место национальной экономики РФ в мировом рейтинге конкурентоспособности 25 Глава 3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности национальной экономики РФ.. 29 Заключение. 36 Список литературы.. 38 Приложение. 41
Введение На сегодняшний день политическая и экономическая ситуации являются непрерывным динамичным процессом, за которым нужно следовать, соответствуя мировым тенденциям развития. Конкурентоспособность национальный экономики является главным показателем деятельности государства. Повышение конкурентоспособности одной из главных проблем и основным инструментом роста уровня жизни населения и улучшения общественного благосостояния, которое заключается в высоком уровне социального развития и устойчивых темпов экономического роста. Оценка конкурентоспособности национальной экономики показывает проблемы, преимущества и тенденции развития страны. На основе такого анализа разрабатываются стратегии, прогнозы и выявляются направления модернизации и усовершенствования экономики государства. Так же благодаря такому исследованию можно выявить страны с похожими экономическими ситуациями и перенять положительный опыт.
Целью данной работы является исследование сути конкурентоспособности страны, анализ изменения позиций и динамики показателей в мировом рейтинге конкурентоспособности, выявление проблем и мер по повышению конкурентоспособности России. Поставленная цель достигается при помощи таких методов исследования как метод сравнительного анализа, наблюдения, обобщения и т.д. Объект исследования – национальная экономика Российской Федерации. Предмет исследования – конкурентоспособность национальной экономики Российской Федерации. Структура данной работы обусловлена ее задачами и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе рассматривается теоретический аспект конкурентоспособности, детерминанты конкурентных преимуществ стран, методы оценки конкурентоспособности национальной экономики. Во второй главе оценивается уровень конкурентоспособности национальной экономики РФ на основе доклада о глобальной конкурентоспособности, составленном Всемирным экономическим форумом, и проводится анализ динамики показателей за последние годы, исследуется положение России относительно других стран в мировом рейтинге. В третьей главе рассматриваются различные проблемы, барьеры и меры их преодолению для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики РФ.
Глава 1. Теоретический аспект конкурентоспособности национальной экономики Понятие конкурентоспособности национальной экономики
Экономический смысл термина «конкурентоспособность» тесно связан с понятием «конкуренция». Первым это понятие ввел английский экономист, родоначальник классической школы Адам Смит в середине XVII века, называя ее «невидимой рукой» рынка. Современный экономический словарь дает следующее определение: «Конкуренция - состязание между производителями и продавцами товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике»[1].
Обобщающий показатель, показывающий, какое место занимает субъект в «состязании», насколько эффективно он использует свои ресурсы, способность конкурировать и называется «конкурентоспособностью». Таким образом конкуренция определяется как состязательная деятельность экономических субъектов, а конкурентоспособность – как обладание субъектом свойствами, которые позволят быть успешными в данном состязании [2]. Это свойство практически всех экономических объектов. Параметрами, от которых зависит успех в конкурентной борьбе, являются конкурентные преимущества. Конкуренция определяется процессом управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами. Фактор конкурентного преимущества – конкретный компонент внешней или внутренней среды объекта (субъекта), по которому он превосходит конкурента. Это какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.[3] Конкурентоспособность является относительным понятием и может оцениваться только в сравнительном анализе, примененном к определенной группе субъектов. В качестве субъектов могут быть любые социальные, производственные или биологические системы. Существуют концепции конкурентоспособности товаров, организаций, отраслей, городов (регионов), государств и т.д. Иерархические уровни конкурентоспособности показаны на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Иерархические уровни конкурентоспособности Беленов О.Н. определяет конкурентоспособность страны как «способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требования мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан»[4]. Она зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности национальной экономики, которая тесно связана с экономическим развитием и экономическим ростом. На сегодняшний день нет точного определения понятия «конкурентоспособность национальной экономики». Оно интегрирует в себе множество факторов, как внешних, так и внутренних, поэтому существует многообразие подходов к оценке.
Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) критикует точку зрения меркантилистов, что богатство страны заключается во владении сокровищами, утверждая, что богатство страны состоит в разнообразии товаров и услуг, предоставляемых гражданам. Ученому принадлежит разработка «Теории абсолютного преимущества», в которой он утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Он определил 4 фактора, обуславливающие абсолютные преимущества стран в мировой торговле: земля, труд, природные ресурсы и капитал. Но в концепции не учитываются размер страны, наличие ресурсов и другие факторы влияния. Этот труд доработал Давид Рикардо. В 1817 г. он предложил теорию относительного преимущества, суть которой заключается в высокой производительности за счет специализации стран, т.е. в том, что страна должна экспортировать продукцию, производство которой является более эффективным и квалифицированным, чем в других странах, и импортировать ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны. Поэтому страна может преуспеть в производстве только нескольких товаров. Модификация вышеуказанных учений нашла отражение в трудах шведских экономистов Эли Хекшера и Бертила Олина (1919 и 1935 гг.). Их работа получила название «Теория соотношения факторов производства» и была сформулирована следующим образом: «страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы и импортирует товары с дефицитными факторами производства».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|