Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы оценки конкурентоспособности страны




Особенность оценки конкурентоспособности стран состоит в комплексном анализе взаимосвязанных и динамичных факторов, агрегировании большого количества статистических данных. Международные организации производят оценку конкурентоспособности стран по текущим показателям.

Составление рейтингов конкурентоспособности является необходимым стратегическим элементом для оценки политической и экономической ситуаций в мире, информирования потенциальных партнеров, инвесторов, выявления проблем, динамики показателей, исследования тенденций и скорости развития. Они формируются на основе ранжирования интегральных показателей.

Индикаторы, используемые для формирования интегрального показателя конкурентоспособности, имеют различные уровни информационной ёмкости[9]:

1. Частные показатели, выражающие в натуральной или стоимостной форме отдельные моменты оценки конкурентоспособности (оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал и т.д.);

2. Синтетические показатели, для вычисления которых применяются стоимостные индикаторы более высокой информационной емкости в сравнении с частными показателями (ВРП, коэффициент концентрации Джини и т.д.);

3. Аналитические показатели, выражающие пропорции и структуру конкурентоспособности (факторы конкурентоспособности);

Для многих факторов, влияющих на конкурентоспособность (например, уровень бюрократизации или уровень коррупции, доверие государству), не существует достоверных статистических данных. Для того чтобы учесть эти факторы, при формировании рейтингов конкурентоспособности используются экспертные методы и экспертные данные.[10] Экспертные оценки имеют высокую степень корреляции и достаточно субъективны. Поэтому статистическим данным присваиваются большие веса (например, 1, а экспертной оценке присваивается вес в 0,5)

Показатели имеют различные единицы измерения и размер измерения. Поэтому сначала их преобразовывают к единым безразмерным величинам.

Используют следующие методы.

1. Интервальный метод шкалирования.

Шкалирование производится по формуле (в зависимости от того, большее или меньшее значение соответствует высокому уровню показателя):

или

Полученная выборка представляет собой совокупность значений по каждому из выбранных показателей. Значение этих показателей находится в интервале от 1 до 0, где 1 – наилучшее значение, 0 –наихудшее.

2. Ранговый метод шкалирования.

Все анализируемые объекты ранжируются по выбранному показателю. Результатом проведения ранжирования является ранжировка, или последовательность рангов x1j, x2j, …, xnj. Недостатками данного метода является невозможность оценки дистанции между факторами.

3. Метод балльной оценки.

Дистанция между лучшим и худшим показателем делится на несколько интервалов, по которым распределяются объекты.

После приведения используемых в модели частных показателей к безразмерному виду необходимо выбрать форму агрегирования частных факторов конкурентоспособности в интегральный показатель. Для этого чаще всего используются аддитивные формы или их сочетания:

,

Где ai – весовые коэффициенты, с которыми исходный частный показатель входит в интегральный показатель;

xi – безразмерные нормированные частные показатели.[11]

Сведения о конкурентоспособности национальной экономики берутся из доклада о глобальной конкурентоспособности стран, ежегодно составляемом с 1979 г. Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). С 2004 г. в докладе приводится рейтинг стран основе Индекса конкурентоспособности бизнеса (BCI) и Индекса глобальной конкурентоспособности (GCI), который рассчитывается из 113 показателей, объединенных в 12 основных групп, из которых составляется 3 субиндекса:

Базовые параметры:

1. Развитие институтов власти и частного сектора;

2. Инфраструктура, включающая такие факторы как: качество и доступность транспортной (учитывая качество дорог, железнодорожной, морской и авиационной инфраструктуры), электрической и коммуникационной сетей;

3. Макроэкономическая среда, включающая фискальные и монетарные индикаторы, сберегательные ставки и уровень суверенного долга стран;

4. Качество и доступность государственного здравоохранения и начального образования;

Факторы эффективности:

5. Качество и доступность высшего образования, и доступность программ повышения квалификации;

6. Эффективность товарного рынка, включающая факторы развития конкуренции между местными и зарубежными товарами, а так же условия спроса;

7. Эффективность и гибкость рынка труда, включая уровень профессионализма и гендерное равенство;

8. Эффективность, стабильность и доверие к финансовой и банковской системе;

9. Использование технологий частными лицами и бизнес средой;

10. Размер внутреннего и экспортного рынков страны;

Факторы инноваций:

11. Эффективность и уровень развития бизнес процессов;

12. Потенциал и готовность к технологическим инновациям.[12]

34 из 113 показателя рассчитаны по общедоступным статистическим данным. Сюда входит размер внешнего долга, уровень инфляции, размер экспорта и другие показатели. Остальные индикаторы являются экспертными и основываются на опросе более чем 14000 руководителей крупных компаний.

Ни один из факторов не сможет самостоятельно обеспечить конкурентоспособность страны. Однако в зависимости от стадии развития экономики одна группа факторов оказывает большее влияние, чем другая.

ВЭФ группирует страны на 5 стадий развития по размеру ВВП на душу населения с учетом доли экспорта в стране минерально-сырьевых ресурсов (см. приложение 1):

1. Факторное развитие – экономика, движимая факторами производства (37 стран, в т.ч. Индия, большинство стран Африки, Кыргызская Республика);

2. Переходная стадия от факторного к эффективному развитию (16 стран, в т.ч. Иран, Азербайджан и т.д.);

3. Эффективное развитие – экономика, движимая эффективностью (30 стран, в т.ч. Украина, Китай, Болгария и т.д.)

4. Переходная стадия от эффективного к инновационному развитию (24 страны, в т.ч. Россия, ОАЭ, Турция, Польша и т.д.);

5. Инновационное развитие – экономика, движимая инновациями. (37 стран, в т.ч. США, большинство европейских стран, Япония, Южная Корея и т.д.).

Влияние стадий роста на расчет индекса проявляется в том, что для

стран, находящихся на разных стадиях развития, используются различные веса для групп слагаемых.

Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёт также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.[13]

В ходе рассмотрения данного вопроса выявлена неоднозначность определения и методов оценки конкурентоспособности национальной экономики. Это связано со сложной структурой конкурентоспособности страны, включающей в себя различные уровни конкуренции: товаров, предприятий, отраслей, регионов, стран, и как следствие обширный объем статистических данных. В зависимости от методики оценки, выбираются различные показатели, систематизируемые и ранжируемые выбранными методами, что позволяет сравнить национальные экономики. Конкурентоспособность может оцениваться только относительно группы субъектов. Таким образом, дается оценка конкурентоспособности национальной экономики и детальный ее анализ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...