Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Проблемы экономики РФ и пути повышения конкурентоспособности национальной экономики РФ.




Главной целью экономики России должна является ее стабилизация и полный переход к инновационной (5) стадии. В условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности может быть обеспечено созданием соответствующей конкурентной среды внутри страны. Повышение эффективности использования ресурсов с помощью инноваций является одним из главных приоритетов России.

Упор на развитие для улучшения долгосрочной перспективы должен делаться в следующих областях:

-экспортная активность и нахождение оптимального баланса экспорта и импорта;

-обеспечение конкурентоспособности российских товаров на отечественном рынке;

-стимулирование инновационной активности;

-антимонопольная политика и развитие малого и среднего предпринимательства;

-развитие финансового рынка;

-повышение уровня образования и квалификации трудовых ресурсов.

1. Нахождение оптимального баланса импорта и экспорта.

Пока что Россия экспортирует, в основном, сырье. Отношение экспорта к импорту составляет примерно 64% к 36%. 75% экспорта составляют минеральные продукты, еще 10% металлы и драгоценные изделия из их. 47,5% импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства, 16,2 % химическая продукция. Стоит обратить внимание на баланс экспорта и импорта высокотехнологичной продукции – около 69% импорта и только 31% экспорта. Доля экспорта фармацевтической продукции лишь 5% в отношении к 95 импортируемой. Похожая ситуация наблюдается в области электроники.[23]
При введении санкций стала очевидной проблема отсутствия в РФ качественных товаров. Но любой кризис ведет к совершенствованию экономики. Таким образом, в России на сегодняшний день идет активная политика импортозамещения. Преуспевают в этом сельскохозяйственные отрасли. Однако рост ВВП в ближайшие 7-10 лет будет все так же осуществляться за счет нефтегазового сектора. Необходимо повышать не только объемы добычи нефти, но и развивать высокотехнологичную обработку сырья, чтобы поставлять на рынок уже готовый продукт. Стратегически важным моментом является совершенствование нефтеобрабатывающей промышленности. Это позволило бы избавиться от сильной зависимости от других государств, оставляя нефть внутри страны, таким образом, сократились бы большие расходы на закупку обработанной нефти. К тому же большую долю в импорте занимают машины, станки и транспортные средства, фармацевтическая продукция, электроника. В России нет качественных товаров этого вида, хотя они являются одними из главных как для граждан, так и для промышленности. Это является явной угрзой для экономической безопасности.

2. Обеспечение конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

Чтобы иметь влияние на мировом рынке, необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных товаров. Главными причинами снижения конкурентоспособности товаров являются высокая цена и низкое качество. Высокая цена вызвана, в основном, издержками производства. Для их снижения нужна модернизация средств производства, обеспечение необходимой динамики обновления технологий на конкурентоспособные.

Низкое качество также вызвано отсутствием прогрессивных технологий, а так же низким уровнем эргономических характеристик продукции.

Как уже говорилось выше, на сегодняшний день в России большую долю экспорта занимает сырьевая продукция. Одним из главных недостатков является высокая материалоемкость. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий менее капиталоёмкое по сравнению с увеличением добычи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Необходимо увеличение доли наукоемкой продукции высокой степени переработки.

3. Стимулирование инновационной активности.

Конкурентные преимущества в инновационных областях отмечаются в оборонном производстве (авиастроение, судостроение, ракетно-космическая деятельность и т.д.). Однако уровень развития в технологичных отраслях гражданского характера (электроника, авиастроение и машиностроение для пассажиров) оставляет желать лучшего. Следствием является отсутствие перспектив расширения доли влияния на мировом рынке и процесса импортозамещения. На данном этапе развития мировой экономики прослеживается тенденция, что в развитых странах только при изобретении инновационных продуктов в новых отраслях они приносят большой доход. Покупка новых технологий связана лишь с колоссальными издержками и не вызовет должного уровня экономического роста. Во многом развитие в области инноваций зависит от инвестирования и количества малых и средних специализированных предприятий, стимулировании их открытия, поощрения государством новых проектов. В связи с кризисом на сегодняшний день прослеживается низкий уровень покупательской способности и низкий уровень инвестиций в технологическое обновление. Необходимо обеспечение концентрации ресурсов (в том числе, и ресурсов частных инвесторов) на приоритетных направлениях - инновации, в том числе финансирования НИОКР, создание федерального инновационного фонда для выдачи на конкурсных началах субсидий, кредитов и предоставления гарантий по инновационным проектам государственного значения. В России развитие инноваций сильно зависит от финансирования государством, поэтому осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции и услуг, налоговые кредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР обеспечит рост доли новых технологий.

4. Антимонопольная политика и развитие малого и среднего предпринимательства.

Благоприятное и эффективное развитие инновационных областей осуществляется в условиях развития малого и среднего бизнеса, что на данный момент плохо развито в России. Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо усовершенствование налогообложения, нормативной базы и финансово-кредитной системы, создание венчурных фондов. Малый и средний бизнес естественным образом повысит уровень конкуренции. Главной проблемой развития данных форм ведения бизнеса являются административные и институциональные барьеры. Необходимо развивать меры по поддержке малых предприятий (льготные условия, создание консультационных центров и т.д.), укреплять честно-государственное партнерство. Стоит отметить, что проводимая кластерная политика, создание бизнес-инкубаторов положительно влияет на создание инновационных предприятий. Оказание поддержки специализированному малому и среднему бизнесу, производящему наиболее конкурентоспособную для рынка продукцию, стимулирование за счет этого непрерывной модернизации производства, окажет положительное влияние на качество товаров и рост доли рынка российских товаров.

5. Развитие финансового рынка.

Банк России выделил три приоритетные цели развития российского финансового рынка, отражающие интересы указанных сторон, заинтересованных в развитии финансового рынка, и учитывающие текущие экономические и геополитические условия:

1. Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка.

2. Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков.

3. Создание условий для роста финансовой индустрии. Обеспечение качественных условий для дальнейшего роста финансовой индустрии позволит создать новые рабочие места, увеличить объем налоговых поступлений, повысить спрос на инновации, а также будет способствовать диверсификации российской экономики и повышению эффективности использования доступных финансовых ресурсов.

Для достижения указанных целей Банк России определил мероприятия, реализацию которых необходимо осуществить в среднесрочном периоде (в течение 2016–2018 годов) и частично в долгосрочной перспективе. Эти мероприятия сгруппированы по следующим десяти основным направлениям развития финансового рынка:

-обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации;

-повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства;

-дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;

-повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления;

-развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;

-совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка;

-повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком;

-стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;

-международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка;

-совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.[24]

Важной задачей развития российского финансового рынка в контексте глобальной конкурентоспособности остается формирование в Российской Федерации международного финансового центра (далее – МФЦ). Необходимость развития МФЦ была сформулирована в 2008 году, когда глобальный экономический финансовый кризис выявил острую потребность в диверсификации российской экономики, в том числе за счет развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка профессиональных финансовых услуг. В связи с этим была сформирована рабочая группа по созданию МФЦ в Российской Федерации при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации[25].

Таким образом, обеспечение финансовой грамотности, стабильности банков, эффективное действие финансовых центров, развитая биржевой торговли, стимулирование безналичных расчетов, стабилизация ситуации с постоянно изменяющимися пенсионными фондами и принципов их накопления, повышение доверия и снижение уровня коррупции в арбитражных судах – главные аспекты улучшения положения на финансовых рынках.

 

6. Повышение уровня образования и квалификации трудовых ресурсов

Именно человеческий потенциал оказывает прямое влияние на состояние экономики. Необходимо повышение уровня образования, квалифицированная подготовка и переподготовка кадров для инновационной экономики. В последнее время правительство активно финансирует отдельные модернизационные проекты в образовании и науке: поддержка национальных и федеральных университетов, федеральные целевые программы (ФЦПР) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и «исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и т.д. [26]

России стоит искать оригинальную комбинацию факторов, способных увеличить конкурентоспособность российской экономики, а значит обеспечить уверенный и долгосрочный рост. Стоит перенимать положительный опыт от сырьевых экономик, сумевших диверсифицировать производство, например, как Китай, который специализируется на новых полезных ископаемых для высокотехнологичного производства, развивать такое конкурентное преимущество как квалифицированная рабочая сила, а так же выходить на общемировые показатели ведения бизнеса.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В ходе рассмотрения выявлена неоднозначность определения и методов оценки конкурентоспособности национальной экономики. Это связано со сложной структурой конкурентоспособности страны, включающей в себя различные уровни конкуренции: товаров, предприятий, отраслей, регионов, стран, и как следствие обширный объем статистических данных. В зависимости от методики оценки, выбираются различные показатели, систематизируемые и ранжируемые выбранными методами, что позволяет сравнить национальные экономики. Конкурентоспособность может оцениваться только относительно группы субъектов. Таким образом, дается оценка конкурентоспособности национальной экономики и детальный ее анализ, выявление конкурентных преимуществ, проблем и тенденций развития страны.

Несмотря на рецессию экономики, финансовый кризис и санкции, по сравнению с прошлым годом Российская Федерация поднялась в рейтинге на два пункта и заняла 43 место из 138, т.е. за последние пять лет поднялась на 23 пункта. Российская экономика находится на переходном этапе (4) от эффективной к инновационной стадии развития. Сильными сторонами остаются развитая инфраструктура, макроэкономическая стабильность (Без учета роста инфляции), система высшего образования. Проблемными зонами все так же остаются слабо развитые институты, неразвитость бизнеса вследствие низкой конкуренции, неразвитость финансового и товарного рынков. Анализ периода 2011-2016 гг. показал, что в среднесрочном периоде национальной экономике РФ удалось улучшить все показатели конкурентоспособности. Констатируя подъем вверх, следует отметить, что позиции в ряде случаев все равно остаются низкими и, несмотря на рост, продолжают оставаться на уровне со слабо развитыми странами во второй половине рейтинга.

Главными направлениями, в которых нужно проводить политику по повышению конкурентоспособности являются:

-экспортная активность и нахождение оптимального баланса экспорта и импорта;

-обеспечение конкурентоспособности российских товаров на отечественном рынке;

-стимулирование инновационной активности;

-антимонопольная политика и развитие малого и среднего предпринимательства;

-развитие финансового рынка;

-повышение уровня образования и квалификации трудовых ресурсов.

России стоит искать оригинальную комбинацию факторов, способных увеличить конкурентоспособность российской экономики, а значит обеспечить уверенный и долгосрочный рост. Стоит перенимать положительный опыт от сырьевых экономик, сумевших диверсифицировать производство, например, как Китай, который специализируется на новых полезных ископаемых для высокотехнологичного производства, развивать такое конкурентное преимущество как квалифицированная рабочая сила, а так же выходить на общемировые показатели ведения бизнеса.

 

 

Список литературы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...