Рис. 119. Зависимость величины падения оборотов НВ
Рис. 119. Зависимость величины падения оборотов НВ от темпа уменьшения общего шага. Падение оборотов НВ является крайне нежелательным явлением, так как это приводит к большой потере высоты, за время перехода на режим установившегося самовращения, и ухудшению управляемости вертолета. Последнее объясняется падением тяги несущего винта вследствие падения оборотов и, как следствие, уменьшением управляющего воздействия векторов тяги несущего и рулевого винтов относительно центра тяжести вертолета. Нормальная перегрузка при переходном процессе к режиму самовращения уменьшается до 0, 6 – 0, 5. Для уменьшения потери частоты вращения (оборотов) винта на режиме самовращения применяют два способа. Первый способ заключается в сбросе общего шага НВ до минимального значения в целях уменьшения сопротивления вращению винта после выключения двигателей. Этот способ целесообразно применять при выключении двигателей на малой скорости полета. Следует обратить внимание, что, если мала и высота полета, общий шаг должен быть уменьшен немедленно для получения возможно большей частоты вращения к моменту «подрыва» винта перед приземлением. Сброс шага НВ имеет целью уменьшение МСОПР вращения и перевод возможно большей части элементов лопастей в область ускоренного самовращения. При сбросе φ ОШ тяга винта становится меньше силы тяжести вертолета и начинается ускоренное снижение. Частота вращения винта вначале несколько уменьшается под воздействием сил сопротивления воздуха вращению. По мере увеличения вертикальной скорости снижения увеличиваются углы атаки элементов лопастей, и для большей их части по размаху лопасти направление проекций сил на плоскость вращения будет совпадать с направлением вращения винта, что приведет к увеличению его оборотов и тяги. Возрастание вертикальной скорости снижения замедляется, а затем стабилизируется при наступлении установившегося самовращения НВ.
Второй способ уменьшения потери оборотов НВ необходимо применять при выключении двигателей на малых высотах и больших скоростях полета. Он сводится к энергичному отклонению ручки управления вертолетом «на себя» в целях использования кинетической энергии набегающего потока для раскрутки винта и одновременному сбросу общего шага до 5 – 7º. При этом НВ быстро переходит к обдувке снизу, т. е. на положительный угол атаки, за счет отклонения конуса и вертолета на кабрирование. Это приводит к изменению углов притекания потока к элементам лопастей винта, увеличению их углов атаки и переводу в режим ускоренного самовращения. Обороты НВ возрастают, существенного «провала» оборотов не наблюдается. Тяга НВ увеличивается как за счет увеличения углов атаки α Э, так и вследствие увеличения частоты вращения. Снижение вертолета замедляется, а на больших скоростях полета может даже несколько набираться высота. По мере уменьшения скорости полета уменьшается скорость притекания воздуха к НВ, его обороты уменьшаются, а вертикальная скорость снижения растет. В этот момент летчик должен уменьшить угол тангажа вертолета для предотвращения дальнейшего падения поступательной скорости отдачей ручки «от себя». Полностью уменьшить общий шаг НВ и перевести вертолет на режим установившегося самовращения, если позволяет высота, или произвести «подрыв» НВ для уменьшения вертикальной скорости перед приземлением, если к этому моменту вертолет приблизился к земле на высоту 15 – 18 м. Чем выше скорость полета и больше угол атаки несущего винта, созданный летчиком после выключения двигателей, тем более благоприятны условия перехода несущего винта на режим самовращения.
Переход вертолета с моторного полета на режим самовращения сопровождается потерей высоты, величина которой зависит от исходной скорости полета, величины общего шага при выключении двигателей и темпа его уменьшения. По данным летных исследований, потеря высоты при этом для вертолета Ми-8 при выключении двигателей на скоростях, близких к экономическим, составляет 110 – 130 м. Время перехода на режим установившегося самовращения в этих условиях составляет 12 – 16 с. Чем выше скорость полета и темп сброса общего шага в момент выключения двигателей, тем меньше потеря высоты, т. е. процесс перехода на режим самовращения протекает более скоротечно. Количественные характеристики переходного процесса от моторного полета к режиму самовращения позволяют определить минимальную безопасную высоту полета, с которой летчик может перейти на режим установившегося самовращения для выполнения вынужденной посадки. Эта высота складывается из потерь высоты за время перехода на режим самовращения с одновременным выходом на наивыгоднейшую скорость планирования, оценки обстановки и принятия решения на посадку, гашения вертикальной скорости перед приземлением и составляет минимально 170 – 180 м для вертолета Ми-8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|