7. 2 переход вертолета на режим самовращения
7. 2 ПЕРЕХОД ВЕРТОЛЕТА НА РЕЖИМ САМОВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА
При внезапном выключении двигателей основная задача, стоящая перед летчиком, заключается в том, чтобы немедленно перевести винт на режим самовращения без существенной потери оборотов и высоты полета в процессе перевода. Это особенно важно, если отказ двигателей происходит на малых высотах полета, когда время от момента выключения двигателей до момента вынужденного приземления исчисляется в секундах. Переход на режим самовращения после остановки двигателей характеризуется: - разбалансировкой вертолета по всем направлениям; - падением оборотов несущего винта; - уменьшением нормальной перегрузки и ухудшением управляемости; - потерей высоты полета. Характер изменения этих параметров зависит от исходной скорости полета вертолета в момент выключения двигателей, величины общего шага НВ, времени запаздывания и темпа сброса общего шага, а также от конструктивных особенностей вертолета и несущего винта. Наиболее ощутимо для летчика проявляется разбалансировка одновинтового вертолета в путевом отношении в виде разворота (рывка) вертолета вправо. Кроме того, при отказе двигателей на скорости полета вперед вертолет кренится вправо и обычно опускает нос. Рывок вправо (в сторону данной ноги) происходит под действием момента от тяги рулевого винта, поскольку исчезает МРнв в связи с прекращением подачи мощности от двигателей. Этот разворот вызывает левое скольжение, что вследствие наличия поперечной устойчивости приводит к накренению вправо. Уменьшение угла тангажа (опускание носа) вертолета объясняется изменением на пикировании продольного момента от стабилизатора при развивающемся снижении и момента от силы ТНВ при правом развороте. Некоторое влияние оказывает также уменьшение МРрв.
Балансировка вертолета после внезапного отказа двигателей восстанавливается с помощью педалей и ручки управления: левая педаль дается вперед, ручка управления – несколько на себя и влево. При этом учитывается также влияние на балансировку сброса общего шага, что необходимо выполнить во избежание падения оборотов НВ. Наименьшая путевая разбалансировка проявляется на скорости полета 120 – 130 км/ч для вертолета Ми-8, а разница между балансировочным положением педали до и после выключения двигателей составляет 4 – 5º по углу установки лопастей рулевого винта. Выключение двигателей на скоростях, отличных от указанных выше, требует большего отклонения педали для балансировки вертолета в путевом отношении. Величина отклонения педали доходит до половины хода от положения, что соответствует 8 – 10º по углу отклонения лопастей рулевого винта. Величина отклонения ручки циклического шага на себя при переходе на режим самовращения в зависимости от режима и скорости полета составляет 0, 8 – 1, 5º. Падение оборотов НВ после выключения двигателей является неизбежным явлением, однако величина этого уменьшения оборотов зависит от грамотности действия летчика. Из практики полетов известно, что при выключении двигателей на высотах 300 – 500 м, на режимах работы, близких к номинальным, при задержке в сбросе общего шага в течение 0, 5 – 1 с после их выключения обороты НВ к исходу второй секунды падают на 15 – 20% и медленно растут, достигая наибольшей величины на режиме самовращения через 8 – 12 с. (рис. 118) Рис. 118. Характер изменения оборотов несущего винта при переходе на режим самовращения
Максимальная величина оборотов несущего винта на режиме установившегося самовращения, как правило, меньше оборотов несущего винта в моторном полете на 2 – 3%.
Чем больше величина общего шага в момент выключения двигателей, тем быстрее и на большую величину происходит «провал» оборотов в процессе перехода винта на режим самовращения. Чем больше темп сброса шага, тем меньше «провал» оборотов при прочих равных условиях (рис. 119).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|