Информационное обеспечение выборов. Проведение предвыборной агитации
Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях…». Дополним, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. В 2002 году федеральный законодатель впервые закрепил принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, при этом конституционный характер этих принципов был подтвержден Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 октября 2003 года №15-П. В ходе федеральных избирательных кампаний значительное число избирательных споров возникало именно в связи с рассмотрением деятельности СМИ с точки зрения соблюдения этих принципов. Освещение общероссийскими государственными организациями телерадиовещания федеральных избирательных кампаний показало, что информационная политика таких организаций в этой сфере может иметь тенденциозный характер, что противоречит если не букве, то духу закона. Решение проблемы обеспечения сбалансированного и беспристрастного освещения избирательных кампаний организациями, осуществляющими выпуск СМИ, в первую очередь требует выработки журналистским сообществом норм саморегуляции, то есть правил профессии и этических принципов, упомянутых в указанном постановлении Конституционного Суда РФ.
Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно. Предвыборная агитация – наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объединения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представительных) органах, выборные должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация оказывает большое влияние на умонастроения избирателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. В ФЗ «Об основных гарантиях...» предвыборной агитации посвящена глава 7, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Данный закон определяет предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Правовое регулирование. Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся ФЗ «Об основных гарантиях…», федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «О выборах Президента РФ», «О средствах массовой информации», а на уровне субъектов Федерации – избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Федеральные законы и законы субъектов РФ о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания ЦИК РФ и ИКС РФ подзаконных нормативных актов – инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации. Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы: 1) общие субъекты – граждане РФ, общественные объединения, в том числе политические партии; 2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители. Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении. Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д. В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности; предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов и референдума может проводиться в следующих трех формах: - через средства массовой информации; - путем организации массовых публичных мероприятий; - путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агитация может проводиться и в иных, установленных законодательством, формах. Каждая из названных форм агитации имеет свою специфику, связанную с порядком, условиями и сроками ее проведения. В рамках этих форм законодательство различает виды предвыборной агитации. Так, массовые мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, «круглых столов», «горячей линии», политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы могутизготавливаться и распространяться в виде листовок, плакатов, письменных обращений к избирателям, брошюр, буклетов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитационные материалы без использования средств массовой информации применяются сравнительно редко. В инструкциях ЦИК РФ раскрывается содержание различных видов предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации: - выступление – личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения к избирателям с изложением предвыборной программы, если он происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
- интервью – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные журналистами в ходе личной встречи; - пресс-конференция – изложение кандидатом, представителем избирательного объединения, своей предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов; - предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объединении по широкому кругу общественно-значимых проблем, решение которых предлагается в соответствующих предвыборных программах; - «горячая линия» – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире; - «круглый стол» – обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объединений и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых агитационных мероприятий; - политическая реклама – распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандидатах, избирательных объединениях, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объединений. Инструкциями ЦИК РФ установлены определенные ограничения к применению политической рекламы как вида предвыборной агитации в средствах массовой информация. Так, политическая реклама, распространяемая на каналах общероссийских и региональных государственных телерадиокомпаний, в периодических печатных изданиях должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание, в интересах какого кандидата, избирательного объединения, она распространяется. Ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к распространению политической рекламы, несут кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности, а также соответствующая телерадиокомпания, редакция периодического печатного издания. Кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласования с автором не допускается. Следует отметить еще одно ограничение, связанное с освещением выборов. Журналисты, другие творческие работники, а также должностные лица средств массовой информации, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В средствах массовой информации государственных предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов (списков кандидатов), жеребьевки между кандидатами, избирательными объединениями на предмет распределения эфирного времени, печатной площади и утверждения избирательной комиссией графика предоставления кандидатам, избирательным объединениям бесплатного эфирного времени, печатной площади и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Такое изъятие из общих сроков агитации вызвано необходимостью обеспечить равные условия доступа всех кандидатов, избирательных объединений к электронным и печатным средствам массовой информации. Конкретные отрезки времени для агитационных выступлений в государственных, муниципальных и приравненных к ним средствах массовой информации должны устанавливаться в федеральных законах, законах субъектов РФ, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация во всех других формах может вестись в рамках общих сроков, то есть со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до ноля часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение предвыборной агитации запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах на расстоянии 50 метров от входа в эти здания, где размещены избирательные комиссии, помещения для голосования. Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке. Порядок предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей, в настоящее время регулируется избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных комиссии. ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавливает лишь наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к средствам массовой информации, относя детальное регулирование порядка предоставления эфирного времени и печатной площади для предвыборной агитации к предмету отдельных федеральных законов и законов субъектов РФ, посвященных выборам конкретных законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Значительная часть предвыборной агитации осуществляется в форме проведения публичных массовых мероприятий. Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, группам избирателей, инициативным группам по проведению референдума в организации массовых мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обеспечивать безопасность при проведении массовых предвыборных мероприятий. При этом запрещается предоставлять для массовых предвыборных мероприятии здания и сооружения, включенные в государственные свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, организаций и учреждений не допускается. Следует отметить, что кандидаты, другие субъекты агитационной деятельности, их представители вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности и для проведения массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных условиях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Наиболее распространенной формой предвыборной агитации является подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Правом выпуска таких материалов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, а при проведении референдума инициативные группы по проведению референдума и общественные объединения. Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов) для проверки правильности оформления выходных данных документа. Выходные данные агитационных печатных материалов должны содержать не только сведения об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается. К сожалению, практика избирательных кампаний изобилует примерами выпуска агитационных печатных материалов ненадлежащими лицами и организациями без выходных данных (анонимных) либо с неполными выходными данными. Устранению этих распространенных нарушений законодательства способствовало бы введение разрешительного порядка выпуска указанных материалов после предварительной проверки их образцов (сигнальных экземпляров) соответствующей избирательной комиссией на предмет законности выпускающего и правильности оформления выходных данных агитационного документа. Как показывает практика, без таких жестких мер избавиться от распространения незаконных печатных агитационных материалов практически невозможно. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20-30 дней до дня голосования) обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материалы. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям равной площади для размещения таких материалов. Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования запрещается. Предоставляя широкие права и большие возможности для проведения предвыборной агитации, избирательное законодательство предусматривает меры против злоупотреблений правом на проведение агитации. Так, запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума в любых формах. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат (список кандидатов). Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если они не могут предоставить возможность опубликовать, передать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судебную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|