Правовой статус иных субъектов и участников избирательных правоотношений
Уполномоченные представители избирательных объединений. Избирательные объединения осуществляют полномочия, закрепленные за ними законами о выборах, через свои органы, а также через своих уполномоченных представителей. Уполномоченные представители вправе представлять избирательные объединения по всем вопросам, связанным с их участием в соответствующих выборах. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции) избирательного объединения, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией) избирательного объединения. Список уполномоченных представителей представляется избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию для регистрации. Документом, удостоверяющим права уполномоченного представителя, является доверенность, выданная уполномоченным на то органом избирательного объединения. В обязанности избирательного объединения законом предусмотрена необходимость назначения уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения истекает с момента утраты статуса всеми кандидатами, зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, которые назначили соответствующих уполномоченных представителей, но позднее дня официального опубликования результатов выборов. Полномочия уполномоченных представителей по финансовым вопросам прекращаются в сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов РФ. Полномочия уполномоченного представителя также могут быть в любое время прекращены самим избирательным объединением, о чем они уведомляют соответствующую избирательную комиссию.
Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение вправе назначить доверенных лиц. Доверенное лицо – это лицо, осуществляющее агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов). Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, устанавливается соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса, назначившим их зарегистрированным кандидатом, или с утратой статуса кандидатами, включенными в список, который выдвинут избирательным объединением, назначившими данных доверенных лиц. Наблюдатели. Закон определяетнаблюдателя как лицо, уполномоченное вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосом и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. Правом назначения наблюдателей обладают зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, общественные объединения, которые созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующему уровню выборов, или более высоком уровне. Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка либо наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа; предъявляется в участковую избирательную комиссию в день голосования с момента начала ее работы до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов, в территориальную и иную избирательную комиссию – с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя не требуется.
Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками избирателей; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования; 3) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; 4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней и др. Иностранными (международными) наблюдателями являются лица, представляющие иностранные или международные организации и приобретающие право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с установленным законом порядком. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, аккредитуются ЦИК России. В соответствии с представленными наблюдателем документами ЦИК РФ выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца, дающее ему право осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в ЦИК России и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов. ЦИК РФ вправе отозвать аккредитацию наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов или общепризнанных принципов и норм международного права. Наблюдатель не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.
Нормы избирательного права наделяют различные государственные органы и органы местного самоуправления и их должностных лиц правами и обязанностями в сфере избирательного процесса, устанавливают ограничения в их деятельности во время проведения избирательной кампании. Правовой статус государственных органов, органов местного самоуправления характеризуется следующими основными моментами. В соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления: 1) являются субъектами права назначения выборов; 2) участвуют в формировании избирательных комиссий; 3) осуществляют регистрацию (учет) избирателей; 4) обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов РФ; содействие в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий;
5)не имеют права участвовать в предвыборной агитации. Важную роль в избирательной кампании играют суды, которые рассматривают жалобы на нарушения избирательных прав граждан, в том числе на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц. Результатом судебного рассмотрения может быть отмена решения избирательной комиссии, в том числе решения о регистрации кандидатов, списков кандидатов, установлении итогов голосования, об установлении результатов выборов. Суды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ также вправе при определенных условиях назначать выборы. Дополним, что новый этап в процессе формирования единообразной судебной практики по делам о защите избирательных прав открыло Постановление Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Резюме по теме На данном этапе изучения дисциплины можно заключить, что основными субъектами и участниками избирательных правоотношений в России являются: избиратель, избирательное объединение, кандидат (зарегистрированный кандидат), избирательная комиссия. К категории иных участников избирательных правоотношений можно отнести уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, наблюдателей (в том числе, иностранных (международных), государственные органы и органы местного самоуправления, суды. Основы правового статуса указанных субъектов и участников закреплены в ФЗ «Об основных гарантиях…»; также его элементы уточняются в иных нормативных правовых актах (федерального, регионального, муниципального уровней) применительно к конкретному виду выборов и стадии избирательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|