Оформление учебного кабинета
Одной из форм продуктов проектной деятельности является оформление кабинета. Сначала рассмотрим общие требования к оформлению кабинета. Общие требования к оформлению учебного кабинета: 2. Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов; 3. В оформлении учебного кабинета должна присутствовать оптимальность организации пространства кабинета: места педагога и ученических мест; 4. Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, плакатов, рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности. При оформлении кабинета должны быть соблюдены следующие принципы: 1. Комплексность, которая предполагает одновременное решение органического сочетания инженерного, экономического и художественного конструирования; 2. Функциональность учебно-наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения; 3. Эстетическая и информационная выразительность, целесообразность предметных форм, гармоничность всего имеющегося в кабинете; 4. Единство формы и содержания. Остановимся подробнее на различных формах, которые можно использовать, в качестве результата проектной деятельности, именно в оформлении кабинета. Стенд или плакат Плакат и стенд содержат в упрощенной и обобщенной форме сведения в различных областях знаний и других данных с необходимым иллюстративным материалом. Требования по оформлению плакатов: 1. Плакаты выполняются на листах форматов А1 – А4, обязательны поля. 2. Плакаты могут быть одноцветными, а при необходимости - многокрасочными. Количество цветов на плакате не должно превышать шести, включая черный.
3. Плакат должен содержать: заголовок, изобразительную часть, условное цветовое обозначение, пояснительный текст (при необходимости). Наименование плаката должно быть дано в виде заголовка в верхней части плаката. Заголовок должен быть кратким. Изобразительная часть должна иметь данные, поясняющие содержание темы: - для изделий - наружные виды и разрезы с показом конструктивного устройства и взаимодействия составных частей; схемы, таблицы, формулы, графики, диаграммы; - для технологических процессов - условное или схематическое изображение оборудования в технологической последовательности. Все входящие в схему изделия приборы, аппараты, механизмы необходимо показывать в виде условных изображений, регламентированных соответствующими стандартами. При изображении различных схем необходимо пояснять функции отдельных элементов схем. Характеристики параметров (напряжений, токов, давлений и др.) должны соответствовать номинальному рабочему режиму и выполняться в масштабных соотношениях. При раскрашивании составных частей изделий, функциональных связей на схемах необходимо давать пояснения условных цветовых обозначений элементов. Пояснительный текст должен даваться на свободном поле плаката и содержать наименования изображенных составных частей изделия или пояснения обозначений, помещенных на схемах и т.п. Требования к оформлению стендов: 1. Размеры текстовой части: шрифт Times New Roman, название работы, заголовки – заглавными буквами; основной текст – шрифт от 36; интервал 1,0-1,5, обязательны поля. 2. Цветовое решение: фон - белого цвета. Допускается обтягивание планшета различными материалами. Цвет шрифта основного цвета – черный. Схемы, рисунки и другие иллюстрированные материалы выполняются в цвете или на цветном фоне. Стенгазета Стенгазета - это газета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жестких правил.
Рекомендации по созданию и оформлению стенгазет: 1. Стенгазета – это, по определению, газета большого формата. Ватманский лист формата: от А0-А3, поля 1,5—2 сантиметра шириной. 2. Заголовок стенгазеты должен быть простым, четким и красивым и не отвлекать внимания от информации, размещенной в газете. Главное требование к заголовку - ясность его прочтения. Название газеты не должно сливаться с общим текстом. Здесь необходима пауза в 3—5 сантиметров. Под газетную «шапку» отводится, не больше 1/5 площади всей газеты. Заголовок можно разместить: над всем текстом, в несколько строк, либо в одну, по принципу лесенки, непосредственно внутри текста, с одного или другого бока от текста. 3. Содержание и оформление стенгазеты должно четко соответствовать заданной теме. 4. Центральное место в стенгазете отводиться заглавной статье по заданной теме с использованием интересного фактического материала. При размещении материалов на полосе нужно помнить об основных законах композиции: - пропорции. По закону пропорции четыре колонки «притягивают» одну и «удерживают» две. Две и три колонки смотрятся самостоятельно; - зрительной иллюзии; - равновесия; - гармонии (связь, стройность, равномерность, равновесие частей в целом); - закон цельности (невозможность воспринять изображение как сумму нескольких самостоятельных частей, что достигается через наличие общей оформительской идеи; связь и согласованность всех элементов, неповторимость каждого фрагмента композиции); - закон контрастов (нацеленность на выразительность, привлечение внимания). 5. В стенгазете могут быть использованы рисунки, фотографии, короткие заметки, поздравления, шутки. Иллюстрации должны отвечать таким требованиям, как: документальность и неопровержимость, правдивость и точность, актуальность, выразительность, понятность и доступность. Низкое качество иллюстраций, сложность образа снижает эффективность воздействия. 6. Цвет в стенгазете так же важен. При помощи цвета можно выделить главное. Применяя различные цветовые сочетания и материалы, лучше раскрывается содержание работы. 7. Рамки в стенной газете используются: при выделении материала, сделать его заметным на полосе (яркие, насыщенные цвета рамки), при объединении ряда заметок, посвященных одной теме, одному вопросу, в качестве оформительского приема.
8. Немаловажно художественное оформление. Стенгазету должен отличать единый стиль, творческий подход, аккуратность. Она должна привлекать внимание. Особое внимание уделяется грамотности, соблюдению норм и правил русского литературного языка. 9. В правом нижнем углу указываются данные о редакционной коллегии. Основными критериями оценки газеты могут быть: информационная ценность, направленность, популярность изложенных материалов, яркость и образность стиля, грамотность, степень творчества авторов, расположение материала, аккуратность, читаемость, использование рисунков и фотографий. Кроссворд Составление кроссвордов– это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, состоит в формировании умения осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Требования при оформлении кроссвордов: 1. Рисунок кроссворда должен быть четким, аккуратным; 2. Сетки кроссворда должны быть выполнены в 2х экземплярах: 1-й – с заполненными словами; 2-й – с цифрами позиции; 3. К каждому слову дается текстовое определение в описательной или вопросительной форме. Вопросы должны быть сформулированы четко и грамотно. 4. Ответы записываются отдельно и предназначены для проверки правильности решения кроссворда. Требования при составлении кроссвордов: 1. Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда; 2. Не допускается случайные буквосочетания и пересечения; 3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже, единственного числа;
4. Не допускается аббревиатура и сокращения; 5. Не применять большое количество двухбуквенных и трехбуквенных слов; 6. Вопросы должны быть лаконичными, не должны нести избыточную информацию; 7. В определениях не должно быть однокоренных слов. В основные критерия оценки кроссворда могут входить: соответствие содержания теме, грамотная формулировка вопросов, выполнение кроссворда без ошибок и т.п. Обучающимся можно предложить следующую памятку. (Приложение 4) Модель, макет, муляж К моделям относят средства обучения, искусственно воспроизводящие изучаемые объекты и передающие их структуру, форму, пропорции, связи и отношения. Модели подразделяют на муляжи, собственно модели, макеты, рельефные модели, модели-аппликации. В моделях допускается условность в передаче свойств оригинала (объектов макро- и микромира): уменьшение или увеличение размера. По способу предъявления обучающимся модели делят на демонстрационные и раздаточные. Общие требования: 1. Модели должны быть удобными и простыми в работе (использование, крепление, сборка и разборка), в упаковке и в хранении. 2. Модель должна иметь размеры, удобные для размещения на ученическом столе (раздаточная) и обеспечивающие видимость всех деталей строения со всех мест в учебном кабинете (демонстрационная). 3. В целях лучшей наглядности в моделях должны быть применены различные способы кодирования информации: формой, цветом, числами, буквами, надписями. 4. Цветовое решение должно соответствовать назначению модели. Рекомендуется использовать естественный цвет оригинала или общепринятые в науке цветовые коды. Окраска должна способствовать выделению информативных элементов. 5. К моделям следует прикладывать методическое руководство, которое должно содержать объяснительный текст с описанием строения, инструкцией по сборке и хранению, схемами монтажа и методические рекомендации по использованию. (по желанию педагога) Требования к муляжам: К муляжам относят средства обучения, которые воспроизводят натуральные предметы с высокой степенью сходства и служат для изучения внешних свойств и признаков предмета. 1. При изготовлении муляжа размер, форма, соотношение частей, цвет, структура поверхности оригинала должны передаваться с максимальной точностью. Условность изображения не допускается. 2. В целях сохранности при хранении муляжи должны быть завернуты в папиросную бумагу и уложены на мягкий упаковочный материал в коробки из плотного картона с ложементами. Требования к собственно моделям 1. Собственно модели должны объемно изображать предмет или его части в натуральную или измененную величину с сохранением основных особенностей изучаемого предмета. Допускается условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, схематизация в передаче строения объекта, условность окраски. При этом рекомендуется использовать общепринятые в науке или специальные цветовые коды.
2. В зависимости от функционального назначения собственно модели могут быть динамичными (движущимися) и статичными, разборными и неразборными. 3. Форма собственно моделей должна быть приближена к оригиналу. Форма и размеры элементов разборной модели должны соответствовать размеру и хватке руки человека. 4. Составные части и элементы одной собственно модели должны быть выполнены в едином стиле. Разнообразие форм, деталей, использование множества разных фактур и материалов не допускается, т.к. нарушает стилевое единство. 5. Динамическая собственно модель должна иметь простую, надежную и долговечную конструкцию узлов, обеспечивающих их перемещение и крепление. 6. Цветовое решение собственно модели должно соответствовать цветовому решению аналогичных объектов и деталей в других средствах обучения, используемых при изучении одного и того же материала. Требования к макетам: Макеты являются объемными упрощенными изображениями сложных промышленных или природных комплексов. 1. Объекты комплекса на макете должны быть приведены в принятом масштабе и должны соответствовать оригиналу. 2. Окраска объектов макета должна быть приближена к оригиналу. 3. Формы деталей и объектов макета должны быть функционально выразительными, пропорциональными, обладать целостностью композиции, т.е. подчиненностью второстепенного главному и частей целому. Требования к рельефным моделям Рельефные модели представляют собой скульптурные изображения на плоскости, служащей для них основой и фоном, и должны воспроизводить существенные признаки моделируемого предмета, выделяемые выпуклым или углубленным рельефом и окраской. 1. Фон должен быть светло-серым или светло-бежевым с коэффициентом отражения 60%. Окраска фона и информативных элементов должна быть контрастной. Необходимо соблюдать общепринятые в изучаемой науке цветовые коды. 2. Для выделения информативных элементов следует использовать явление обратного контраста, т.е. фон, ограниченный контуром изучаемого объекта, следует выполнять темным, например, коричневым цветом (коэффициент отражения 20%), а информативные элементы - светлыми: белыми или цветными с коэффициентом отражения 30-80%. Для выделения наиболее информативных элементов их рекомендуется окрашивать в яркие цвета. 3. Рельефная модель должна нести основную информацию, для изучения которой она предназначена. В качестве ориентиров допускается размещение дополнительной информации. Элементы, несущие главную информацию, должны быть выделены более глубоким рельефом, а несущие вспомогательную информацию - менее глубоким рельефом. Рекомендуемая глубина рельефа от 10 до 70 мм. На одной модели рекомендуется использовать не более 3-х градаций глубины рельефа. 4. Рекомендуемые размеры рельефных моделей: демонстрационных - 630 х 430 мм; раздаточных - 315 х 430 мм; - 315 х 215 мм. Требования к моделям-аппликациям Модели-аппликации представляют собой набор планшеток с изображениями или словами, который предназначен для изучения явления или процесса. Модели-аппликации могут быть раздаточными или демонстрационными. Раздаточные предназначены для расположения на ученическом столе, демонстрационные - для расположения на специальной магнитной доске и должны иметь на обратной стороне магниты для крепления к доске. Информация на планшетах должна быть представлена в виде изображений, выполненных с различной по сложности степенью схематизации и абстрагирования, знаков и надписей, необходимых для объединения ее в целостный набор. К каждой модели прилагается паспорт. В паспорте в кратком описании или аннотации должно быть указано применение данной модели, макета, муляжа. Серия иллюстраций Требования к оформлению работ: 1. Формат иллюстрации А4, А3. 2. Техника исполнения иллюстраций любая (пастель, цветные и графитные карандаши, акварель, масло, тушь, гуашь и др.). Творческие работы могут быть выполнены с применением разных технологий и материалов. 3. Не допускается свертывание и сгибание работ. 4. Работы обучающихся принимаются в оригинале. Они должны быть выполнены самостоятельно. 5. Количество иллюстраций не ограничено (устанавливает сам педагог). 6. Иллюстрации в электронном виде, сканированные работы, фотографии работ, работы, которые содержат элементы эротического, порнографического, непристойного, оскорбительного и иного содержания, не принимаются. 7. К работе должен быть приложен отрывок текста или название произведения, по которому выполнена иллюстрация или прилагается аннотация. Рекомендованные критерии оценки творческих работ: 1. Глубина содержания и актуальность раскрытия темы; 2. Органичность содержания и формы работы; 3. Выразительность применяемых средств и методов; 4. Оригинальное авторское решение, новаторство, творческий подход; 5. Аккуратность и качество исполнения работы. Техническое устройство Учебное пособие Учебное пособие представляет собой частичное и полное дополнение к учебнику. Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам. Отличием от учебника является наличие не только официально утвержденных апробированных знаний и положений, но и различных спорных мнений. Это издание обычно рекомендуется в помощь студентам для более качественного усвоения темы. Инструкция · Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие. Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке специалиста. Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия. · Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения материала в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений. · Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, понятным языком. Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и сложносочиненными предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения. · Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы рефератов и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала. · Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной литературе и типографике. Проследите за правильностью и полнотой оформления всех сносок, приложений и схем, включенных в пособие. Особое внимание уделите общему списку литературы, помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах. Студентам можно предложить следующие рекомендации. (Приложение 5) Глоссарий Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой. Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми так и кишит ваш документ. Инструкция по созданию глоссария: Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме. При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил: · стремитесь к максимальной точности и достоверности информации; · старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение; · излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов; · также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин; · при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы. Языковой словарь Языковой словарь - справочное издание, содержащее перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом на другой язык. Виды языковых словарей I. По целевому назначению выделяют: 1. Научный языковой словарь - языковой словарь, содержащий результаты исследований лексики и грамматики языка в целом, отдельных языковых единиц и грамматических категорий, истории языка, предназначенный специалистам-языковедам. 2. Научно-популярный языковой словарь - языковой словарь, содержащий императивные нормы словоупотребления и предназначенный широкому кругу читателей. 3. Производственно-практический (специальный) языковой словарь - языковой словарь, содержащий перечень слов и словосочетаний, используемых в определенной области научной или производственной деятельности, с их толкованием или переводом на другой язык, и предназначенный специалистам различной квалификации. 4. Учебный языковой словарь - языковой словарь, предназначенный для обучения какому-либо языку и рассчитанный на учащихся разного возраста и разной ступени обучения. II. По характеру информации выделяют: 1. Общий языковой словарь - языковой словарь, отражающий всю лексику языка. К общим языковым словарям относится толковый словарь - языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления и другие сведения. 2. Аспектный (частный) языковой словарь - языковой словарь, отражающий отдельную группу языковых единиц, выделенных по какому-либо общему свойству. К аспектным (частным) языковым словарям относятся словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, неологизмов, фразеологизмов, редких слов, метафор, эпитетов, сравнений и др. III. По объекту описания отдельных характеристик языка различают: этимологические, грамматические, орфографические, орфоэпические словари, словари служебных слов, а также словари морфем, корней, аффиксов, рифм и других единиц языка. IV. По полноте представления лексического состава языка в целом и отдельных его элементов выделяются полные, средние краткие языковые словари. V. По количеству языков, отраженных в словаре, различаются: одноязычные и многоязычные словари. К многоязычным словарям относят переводной словарь и разговорник. VI. Особой разновидностью языкового словаря является терминологический словарь. Его задачей является унификация употребления терминов в определенной области общественной практики. По целевому назначению терминологические словари могут быть научными и производственно-практическими. Терминологический словарь может быть одноязычным толковым или многоязычным, содержащим иноязычные эквиваленты, с определениями терминов или без них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|