Нормы устной речи (орфоэпические и акцентологические)
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Практическое занятие № 2. Нормы устной речи (орфоэпические и акцентологические) Подготовка к занятию. Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)
Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента) 1. Подготовьте памятки в виде буклетов по одной из норм устной речи (см. вопрос 5) ЧАСТЬ I ПОТРЕНИРУЕМСЯ – практикум по орфографии и пунктуации) – готовится индивидуально или в парах Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему · «Правописание корней с чередованием гласных». (Подберите дидактический материал, оформите его в виде удобной для восприятия таблицы, схемы, инфографики и т. д. Проведите объяснение материала, закрепите полученные знания и проверьте их, проведя проверочную работу. По ее итогам оцените полученные результаты. ) · Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему «Знаки препинания при передаче чужой речи». (Подготовительная работа аналогична описанной выше) ЧАСТЬ II ОБСУДИМ – вопросы для обсуждения на занятии. 1. Какие нормы литературного языка функционируют в устной речи? Что регулирует орфоэпическая норма? Что регулирует норма акцентологическая? 2. Насколько важно соблюдение данных норм в повседневном неформальном общении? А в профессиональной коммуникации? 3. Можете ли вы привести примеры нарушений норм устной речи, которые для вас являются критическими, нетерпимыми, служат препятствием к коммуникации?
4. Понятие орфоэпической нормы. Книжный и разговорный стили произношения. «Шкала нормативности» и система нормативных помет в «Орфоэпическом словаре русского языка» Р. И. Аванесова. 5. На основе ознакомления с нормативными словарями и справочниками сформулируйте рекомендации (памятки) по следующим орфоэпическим трудностям:
6. Общая нормативная характеристика русского ударения: свойства русского ударения. Ударение в грамматических формах слов. Слова с побочным ударением. ЧАСТЬ III. УПРАЖНЕНИЯ – тренировочные задания и упражнения на закрепление изученного материала. Упражнение 1. Произнесите отглагольные существительные. Обоснуйте место ударения в них. В каких случаях возможно сосуществование нескольких литературных вариантов произношения? С чем это связано? 1) ваяние, вероисповедание, видение, возвеличение, воздвижение, исповедание, квашение, княжение, крестное знамение, мышление, намерение, обеспечение; 2) озвучение, ознакомление, опошление, опрощение, рассредоточение, соболезнование, соборование, сосредоточение, соцобеспечение, узаконение, укорочение, упрочение. Упражнение 2. Образуйте от существительных прилагательные с указанными суффиксами и поставьте ударения. Среди образованных прилагательных выделите те, в которых ударение сохраняется на том же слоге, что и у существительных.
- Суффикс -ов- (-ев-): вал, герб, груша, джинсы, дом, кедр, кета, лавр, мальчик, минус, опт, пики (карточная масть), пихта, подросток, пух, слива, спирт, текст, цех, шелк, язык; - Суффикс -н-: договор, запас, козырь, мизер, мозаика, отход, переход, пурпур, свекла, сустав, устав; - Суффикс -(е)ск-: завод, знахарь, отрок, рекрут, Украина, ухарь; - Суффикс -чат- (-ат-): брусок, внук, губа, зуб; - Суффикс -ист-: искра, мускул, сахар. Упражнение 3. Поставьте правильно ударение в инфинитивных формах глагола, обратившись к орфоэпическим словарям. - На -ить: вперить, закупорить, искриться, облегчить, окислить, окислиться, опошлить, осведомить, откупорить, перчить, предвосхитить, пригубить, принудить, приструнить, расклешить, слезоточить, убыстрить, углубить, усугубить; - На -ировать: блокировать, бомбардировать, запломбировать, костюмировать, нормировать, пломбировать, премировать, экипировать; - На -ать: алкать, баловать, бряцать, исчерпать, квохтать, ходатайствовать, черпать; - На -еть: индеветь, плесневеть, ржаветь; - На -уть: кашлянуть.
Домашнее задание по итогам работы. Выполнить практическую работу по теме «Орфоэпия» (ПР-1) – см. ниже Орфоэпические словари и справочники современного русского литературного языка:
Литература для изучения
1. Петрякова, А. Г. Культура речи / А. Г. Петрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 488 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=79449 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-2101-8. – Текст: электронный. 2. Новикова, Л. И. Правильность русской речи: справочник по культуре речи / Л. И. Новикова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. – Ч. 1. – 216 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=439591. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-93916-491-7. – Текст: электронный. 3. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 607 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=83539. – Библиогр.: с. 548-552. – ISBN 978-5-9765-1004-3. – Текст: электронный. – С 253 – 262.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|