Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы устной речи  (орфоэпические и акцентологические)




Практическое занятие № 2.

Нормы устной речи  (орфоэпические и акцентологические)

Подготовка к занятию.

Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)

  1. Прочитайте в учебниках разделы об орфоэпии и нормах произношения. Выпишите из доступных вам источников определение понятия «орфоэпия», «акцентология». (1 балл)
  2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 2 баллов).

Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента)

1. Подготовьте памятки в виде буклетов по одной из норм устной речи (см. вопрос 5) 

ЧАСТЬ I ПОТРЕНИРУЕМСЯ – практикум по орфографии и пунктуации) – готовится индивидуально или в парах

Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему

· «Правописание корней с чередованием гласных». (Подберите дидактический материал, оформите его в виде удобной для восприятия таблицы, схемы, инфографики и т. д. Проведите объяснение материала, закрепите полученные знания и проверьте их, проведя проверочную работу. По ее итогам оцените полученные результаты. )

· Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему «Знаки препинания при передаче чужой речи». (Подготовительная работа аналогична описанной выше)

ЧАСТЬ II ОБСУДИМ – вопросы для обсуждения на занятии.

1. Какие нормы литературного языка функционируют в устной речи? Что регулирует орфоэпическая норма? Что регулирует норма акцентологическая?

2. Насколько важно соблюдение данных норм в повседневном неформальном общении? А в профессиональной коммуникации?

3. Можете ли вы привести примеры нарушений норм устной речи, которые для вас являются критическими, нетерпимыми, служат препятствием к коммуникации?

4. Понятие орфоэпической нормы. Книжный и разговорный стили произношения. «Шкала нормативности» и система нормативных помет в «Орфоэпическом словаре русского языка» Р. И. Аванесова.

5. На основе ознакомления с нормативными словарями и справочниками сформулируйте рекомендации (памятки) по следующим орфоэпическим трудностям:

  • Произношение твёрдых и мягких согласных звуков перед гласными словах иноязычного происхождения типа «купе», «мэр». Нормы и варианты произношения в словах «декан», «детектор», «менеджер» и под.
  • Произношение сочетаний согласных: ЧН, ЧТ, ЖД, ЗЖ, СШ, ЖЖ, СЧ, ЗЧ, ЖЧ, ШЧ, ЛЕ, ТЧ, СТЧ, ЗДЧ, ТСК (конечно, что, дождь, езжу, сшил, жужжать, разносчик, извозчик, перебежчик, веснушчатый, лётчик; жёстче, объездчик, детский, Оренбургский, Петербургский).
  • Смягчение согласных перед мягкими согласными (как правильно: [ст’их]или[с’т’их], [зд’эс’]или [з’д’эс’])?

6. Общая нормативная характеристика русского ударения: свойства русского ударения. Ударение в грамматических формах слов. Слова с побочным ударением.

ЧАСТЬ III. УПРАЖНЕНИЯ – тренировочные задания и упражнения на закрепление изученного материала.

Упражнение 1. Произнесите отглагольные существительные. Обоснуйте место ударения в них. В каких случаях возможно сосуществование нескольких литературных вариантов произношения? С чем это связано?

1) ваяние, вероисповедание, видение, возвеличение, воздвижение, исповедание, квашение, княжение, крестное знамение, мышление, намерение, обеспечение;

2) озвучение, ознакомление, опошление, опрощение, рассредоточение, соболезнование, соборование, сосредоточение, соцобеспечение, узаконение, укорочение, упрочение.

Упражнение 2. Образуйте от существительных прилагательные с указанными суффиксами и поставьте ударения. Среди образованных прилагательных выделите те, в которых ударение сохраняется на том же слоге, что и у существительных.

- Суффикс -ов- (-ев-): вал, герб, груша, джинсы, дом, кедр, кета, лавр, мальчик, минус, опт, пики (карточная масть), пихта, подросток, пух, слива, спирт, текст, цех, шелк, язык;

- Суффикс -н-: договор, запас, козырь, мизер, мозаика, отход, переход, пурпур, свекла, сустав, устав;

- Суффикс -(е)ск-: завод, знахарь, отрок, рекрут, Украина, ухарь;

- Суффикс -чат- (-ат-): брусок, внук, губа, зуб;

- Суффикс -ист-: искра, мускул, сахар.

Упражнение 3. Поставьте правильно ударение в инфинитивных формах глагола, обратившись к орфоэпическим словарям.

- На -ить: вперить, закупорить, искриться, облегчить, окислить, окислиться, опошлить, осведомить, откупорить, перчить, предвосхитить, пригубить, принудить, приструнить, расклешить, слезоточить, убыстрить, углубить, усугубить;

- На -ировать: блокировать, бомбардировать, запломбировать, костюмировать, нормировать, пломбировать, премировать, экипировать;

- На -ать: алкать, баловать, бряцать, исчерпать, квохтать, ходатайствовать, черпать;

- На -еть: индеветь, плесневеть, ржаветь;

- На -уть: кашлянуть.

 

Домашнее задание по итогам работы.

Выполнить практическую работу по теме «Орфоэпия» (ПР-1) – см. ниже

Орфоэпические словари и справочники современного русского литературного языка:

  1. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова – 3-е изд. – М.: Русский язык, 1987 и последующие издания
  2. Резниченко Л. А. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-Пресс Книга. - 944 с.
  3. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения – М.: Русский язык, 1997
  4. Новинская Н. И. Орфоэпический словарь русского языка. Изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 330 с.
  5. Агеенко Ф. М., Зарва М. В. Словарь трудностей для работников радио и телевидения: ок. 75000 словарных единиц / Под ред. Д. Э. Розенталя – М.: Русский язык, 1984
  6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке – СПб.: Норинт, 2000
  7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка – М.: Айрис-Пресс, 2004
  8. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., доп. – М., 2007.

Литература для изучения

1. Петрякова, А. Г. Культура речи / А. Г. Петрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 488 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=79449 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-2101-8. – Текст: электронный.

2. Новикова, Л. И. Правильность русской речи: справочник по культуре речи / Л. И. Новикова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. – Ч. 1. – 216 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=439591. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-93916-491-7. – Текст: электронный.

3. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 607 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=83539. – Библиогр.: с. 548-552. – ISBN 978-5-9765-1004-3. – Текст: электронный. – С 253 – 262.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...