Упражнение 1. Определите, удачны ли новообразования и уместно ли их употребление в данных предложениях. Исправьте предложения, если посчитаете это нужным.
Упражнение 1. Определите, удачны ли новообразования и уместно ли их употребление в данных предложениях. Исправьте предложения, если посчитаете это нужным. . 1. Моя жизнь в этом году наполнена заботами о заканчивании школы. 2. Школьная живинка очень важна при организации праздничного утренника. 3. Задержалось доставление книг в библиотеки. 4. Первыши (ученики первого класса) робко входят в свой класс. 5. Весна в этом году такая же хлябистая, как и осень. Упражнение 2. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа мн. числа (если вам неизвестно или непонятно лексическое значение слова, обратитесь к словарям): а) киловатты, микроны, ньютоны, децибелы; б) абрикосы, апельсины, каперсы, шампиньоны; в) калмыки, мегрелы, норманны, лезгины, осетины; г) гардемарины, гренадёры, кадеты, янычары; д) бутсы, краги, штиблеты; е) варежки, выжимки, гланды, очистки, шорты. . Упражнение 3. Найдите в примерах нарушения синтаксических норм русского языка, объясните их 1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 4. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 5. А. С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 6. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 9. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 10. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
Список литературы и источников: Литература для изучения 10. Петрякова, А. Г. Культура речи / А. Г. Петрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 488 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=79449 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-2101-8. – Текст: электронный. 11. Новикова, Л. И. Правильность русской речи: справочник по культуре речи / Л. И. Новикова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. – Ч. 1. – 216 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=439591. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-93916-491-7. – Текст: электронный. 12. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 607 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=83539. – Библиогр.: с. 548-552. – ISBN 978-5-9765-1004-3. – Текст: электронный. 13.
Практическая работа (ПР-2. Тема «Морфологические и синтаксические нормы») 1. Употребите данные ниже существительные в форме единственного числа. Приведите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Абрикосы, ботинки, валенки, вольеры, георгины, жирафы, идиомы, катаракты, кеды, клавиши, клипсы, коленки, комментарии, конопли, коррективы, манжеты (рубашки), метаморфозы, перифразы, пимы, плацкарты, погоны, расценки, рельсы, сандалии, скирды, ставни, туфли, эполеты. Укажите основные причины колебаний в категории рода в современной русской речи.
2. Составьте словосочетания, содержащие определения, согласуемые с приведенными существительными в роде Бандероль, боль, вуаль, дробь, летопись, медаль, насыпь, полынь, пыль, рояль, сажень, табель, толь, тюль, хмель, шампунь, шинель.
3. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор соответствующей формы. 1. В 1722 году издан... " табель о рангах", установивш... новый порядок прохождения службы. 2. Скинув плащ, подсаживаюсь к роял... и тихонько дотрагиваюсь до клавиш.... 3. Сидит она вольно, положив нога на ногу, выставив остр... коленк... . 4. Он откинул крышку роял... , взял аккорд и поморщился: один (одна) клавиш... не звучал... 4. Объясните, почему в данных сочетаниях для обозначения лиц женского пола употреблены существительные мужского рода. Укажите, в каких случаях существительные мужского рода можно заменить женскими коррелятами. Выделите сочетания, где невозможна такая замена, и объясните, почему. Инженер Петрова, бухгалтер Иванова, кассир Алексеева, пилот Киселева, штукатур Михеева, врач Титова, дворник Костина, преподаватель Никитина, аспирант Санина, парикмахер Любина, продавец Юсупова, технолог Антонова, экономист Юдина, председатель Маркова. 5. Оцените со стилистической точки зрения следующие словосочетания: известный в мире микробиолог Сергеева ¾ известная в мире микробиолог Сергеева; инженер Николаева, выступивший на собрании ¾ инженер Николаева, выступившая на собрании; уважаемый товарищ Титова ¾ уважаемая товарищ Титова; интересная газета " Аргументы и факты" ¾ интересные " Аргументы и факты". Как согласуется определение с существительным, имеющим при себе приложение? 6. Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ. Авеню, алиби, боржоми, иваси, импресарио, инкогнито, интервью, кафе, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, конфетти, кофе, леди, манго, пенальти, пони, рагу, регби, суахили, такси, фламинго, хинди, цунами, атташе, портмоне, визави, протеже, маэстро. Батуми, Баку, Капри, Миссисипи, Перу, Сухуми. Как определяется род неизменяемых иноязычных по происхождению имен существительных? Как определяется род неизменяемых топонимов? Объясните причины колебаний в грамматическом роде неизменяемых иноязычных слов и топонимов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|