Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценки молодежи по критериям престижа и дохода




отдельных групп профессий* (в %)

 

Профессии Престижность Доходность
Юрист, адвокат, нотариус 43,1 22,5
Банкир, финансист 27,0 29,4
Экономист 18,6 7,9
Бизнесмен, коммерсант 12,7 37,4
Менеджер 10,5 8,2
Государственный служащий 9,6 9,8
Врач, стоматолог 9,2 2,2
Певец, актер 5,4 2,1
Журналист 2,6 -
Военный 2,6 2,2
Криминальные - 5,9

* Примечание: Мониторинг. Информационно-аналитический бюллетень. – СПб., 1997. №2. С.6-7

 

Некоторое несовпадение ранговых шкал престижности и доходности по отдельным группам профессий указывает на то, что молодые люди имеют достаточно четкое представление о различии данных категорий. Особое внимание следует обратить на отношение молодежи к сферам криминальной деятельности. Осознавая антиобщественный характер данных сфер, значительная часть молодежи, тем не менее, склонна рассматривать эту деятельность в качестве источника получения относительно высокого дохода.

Для определенной части молодежи наиболее важным качеством работы является то, что она дает возможность развить способности, выразить себя (мотивацией развития и самореализации обладают около 10% молодежи). Данную группу составляет молодежь, профессионально занимающаяся различными видами искусств (в т.ч. актеры, режиссеры, художники, писатели, архитекторы, реставраторы, и т.п.), а также молодые люди, чья профессиональная деятельность содержит элементы творчества и познания (например, ученые, модельеры, педагоги, дизайнеры, визажисты и др.)

В последнюю по типу мотивации группу входят молодые люди, которые не склонны рассматривать трудовую деятельность как жизненную ценность. У одних представителей данной группы сформировано устойчивое восприятие «работы» как неприятной обязанности. При любой возможности они отдадут предпочтение «праздному образу жизни», свободному от постоянного трудоустройства. Отсутствие трудовой мотивации у других вызвано тем, что в силу объективных и субъективных обстоятельств эта категория молодежи либо не может в настоящий момент определить своих предпочтений в сфере трудовой деятельности, либо трудоустройство в желательных для них сферах труда представляется им не доступным (например, из-за отсутствия соответствующих рабочих мест на данной территории, недостаточного уровня образования и т.п.)

Приведенные выше типы трудовой мотивации достаточно полно позволяют выявить основные тенденции самоопределения молодежи при выборе сферы профессиональной деятельности, оценить значимые трудовые ориентиры этой социальной группы. Однако устойчивость или изменчивость «первоначальных» трудовых ориентаций во многом определяется индивидуальной судьбой молодого человека в сфере занятости. Так, высокая оплата труда на конкретном рабочем месте может способствовать замене материальной мотивации индивида на статусную мотивацию (или мотивацию самореализации) в качестве приоритетной. И наоборот, низкий уровень дохода (или продолжительный поиск работы) может снизить уровень материальных притязаний молодого человека и даже свести к нулю ценность трудовой деятельности как таковой.

Молодежный рынок труда. Основными индикаторами, характеризующими состояние рынка труда, являются уровни занятости и безработицы населения. По данным государственной статистики, занятость молодежи 16-29 лет составляет 50% от общей численности этой категории населения, а удельный вес незанятой молодежи, зарегистрированной в службах занятости, составляет около 20 процентов.

Очевидно, что абсолютная или относительная величина уровня безработицы не может дать полного представления о глубине противоречий в сфере занятости, важным показателем в этом плане является продолжительность поиска работы. Учитывая специфику региональных рынков труда, временной фактор изменения данного показателя, трудно вывести усредненные данные в масштабах страны, поэтому в качестве примера представляется целесообразным привести средние данные по Санкт-Петербургу. Так, в течение месяца находит работу около 1% молодежи; тратит на выбор подходящего трудоустройства от 1 до 3-х месяцев – 25%; от 3 до 6 месяцев и от 6 до 12 месяцев – по 27% молодежи; свыше года поиск работы занимает у 20% молодых людей. По мере увеличения срока поиска работы (от 3-х месяцев и больше) у молодежи наблюдается появление таких негативных последствий, как: снижение уровня трудовых притязаний и требований к рабочему месту; сомнение в собственных способностях; ориентация на получение дохода любыми способами; утверждение иждивенческих позиций и т.п.

Приоритеты молодежи при выборе сфер занятости существенно отличаются от структуры занятости взрослого населения. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, молодежь не может эффективно конкурировать с опытными работниками в организациях со сложившимся кадровым составом. Во-вторых, сферы с низким уровнем оплаты труда не являются для молодежи привлекательными. В-третьих, для отраслей «рыночной» ориентации характерна динамика создания рабочих мест и заинтересованность в рабочей силе молодых людей. В-четвертых, адаптационные возможности молодежи в условиях складывающихся экономических отношений относительно более высокие. Отраслевая структура занятости молодежи имеет следующие соотношения: в сфере обслуживания и торговли занято около 30% молодежи, в бюджетной сфере – около 20%, в промышленности – 17-18% молодежи; на транспорте, строительстве, учреждениях связи – 15-16%, в других отраслях – 18% молодежи.

Чаще других групп населения молодежь выбирает трудоустройство на условиях нестандартной занятости (занятость неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, надомный труд, временную и сезонную работу).

Материальная обеспеченность молодежи слабо связана с уровнем образования, квалификацией, способностями индивида. Доход зависит от формы собственности предприятия, на котором работает молодой человек. Устойчивая тенденция падения престижа государственного сектора во многом объясняется этим фактом. Молодые люди предпочитают трудоустройство в сфере частного бизнеса, даже при условии работы не по специальности.

Для большинства представителей молодежи существует неразрешимое в данных условиях противоречие между занятостью (даже при условии полной занятости и занятостью на нескольких рабочих местах) и доходом, не обеспечивающим нормальные условия существования. Так, не могут обеспечить себя необходимым уровнем питания около 12% молодежи; 50% молодежи считают, что дохода хватает только на продукты; имеют возможность покупать себе необходимую одежду около 30% молодых людей и лишь около 7% не испытывают денежных затруднений.

Низкий уровень материальной обеспеченности существенно снижает возможности образовательной и трудовой мобильности молодежи. В последние годы наблюдается существенное снижение миграционных потоков молодежи 16-29 лет, связанных с необходимостью получения профессионального образования и трудоустройством в других городах и регионах. Особенно негативно это сказывается на судьбе молодых людей, проживающих на территориях, где не развита структура системы образования (сельская местность, малочисленные поселения и т.п.) и (или) в поселениях с ограниченными сферами приложения труда (например, поселения с градообразующими предприятиями).

Кроме этого, на образовательную мобильность молодежи влияет сфера деятельности. Так, в развивающихся современных сферах экономики (таких, как банковские структуры, организации среднего и крупного бизнеса) по сравнению с промышленными предприятиями с прежней профильной направленностью (например, металлургические, машиностроительные и др.) доля сотрудников, прошедших обучение по специальности, превышает в 6-7 раз. Главным образом, это свидетельствует о влиянии степени материальной заинтересованности на образовательную мобильность молодежи.

Возросло количество молодых людей, стремящихся получить образование за рубежом и продолжить свою карьеру за пределами Родины. В связи с этим возникает проблема сохранения трудового потенциала страны.

Одной из важных сфер реализации трудового потенциала молодежи является наука. Российская наука в настоящее время находится в состоянии глубочайшего кризиса. Выход из нее видится не только в увеличении финансирования работ, выполняемых усилиями научно-исследовательских организаций, укреплении их материально-технической базы, углубления интеграции науки и образования, но и проведении эффективной кадровой политики, где решающим фактором является молодежный.

Задействование «молодежного фактора» в повышении эффективности научно-технической деятельности – очень сложный процесс. В 2000 г. средний возраст ученых в стране составлял 48 лет, более 57% кандидатов наук и 83% докторов наук перешагнули за 50 лет, средний возраст профессоров – 60 лет. Мировая практика свидетельствует о том, что самые значительные исследования в науке достигались в возрасте 27-40 лет. В российской науке эта возрастная категория составляла в 1999 г. около 20%, в 2001 г. она сократилась до 15 процентов.

Ежегодный приток молодых специалистов в научные учреждения составляет 5,2 тыс. человек, остаются в них не более 3,6 тыс., в то же время потребность в кадровом пополнении отраслей науки оценивается на уровне 8,5 тыс. человек. Около 60% сотрудников научных организаций составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Ротация кадров невысокая – только 14% от общего числа сотрудников имеют стаж работы до 5 лет.

На протяжении ряда лет сохраняется негативная тенденция оттока талантливых молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения, для продолжения своей научной карьеры за границу, где им предоставляются гораздо лучшие условия для этой работы: заработная плата научных сотрудников в развитых странах выше, чем у нас, в среднем в 25 раз, а материально-техническая база для проведения научных исследований более современная.

Часть молодежи, которая по тем или иным причинам все же остается в России, вынуждена из-за бедственного существования не полностью отдаваться научной работе, а совмещать ее с другими менее квалифицированными работами, что прямо влияет на качество выполняемых ими научных исследований.

Все это свидетельствует о том, что в нашей стране нет эффективной государственной политики поддержки молодых специалистов и реальных стимулов закрепления их в науке.

Таким образом, в настоящее время основная проблема заключается в том, чтобы увеличить приток молодых специалистов в отечественные научные учреждения различных профилей, создав им необходимые условия для исследовательской работы.

Реальные отношения, складывающиеся на рынке труда, формируют у молодых людей определенные индивидуальные позиции в сфере занятости.

Экономическое поведение молодежи. Поведение молодых людей в сфере занятости определяется целым рядом объективных и субъективных факторов. Первую группу составляют факторы, связанные с характеристиками положения молодого человека в семье, к ним можно отнести: уровень материальной обеспеченности; желание и возможность родителей дать молодому человеку необходимый уровень образования и профессиональной подготовки; ценностные ориентации родителей в трудовой сфере; трудовая карьера родителей; возможность семьи оказать поддержку (материальную и психологическую) молодому человеку в период выбора и поиска работы; наличие или отсутствие семейного бизнеса. Ко второй группе относятся факторы, зависящие от территории проживания представителей молодежной группы: состояние системы образовательных институтов (включая развитость региональной структуры образования и уровень качества образовательных услуг); наличие на локальном рынке труда рабочих мест, которые могут быть заняты молодежью; возможность выбора рабочих мест в зависимости от профессиональных интересов молодежи. Третья группа факторов, влияющая на поведение молодежи в сфере занятости, определяется индивидуальными особенностями представителей молодежной группы: социальный статус молодого человека, приобретенная специальность (или специальности); опыт трудовой деятельности; образовательная и профессиональная мобильность; социальные нагрузки (семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.); круг общения и др.

Очевидно, что для каждого представителя молодежной группы существует «индивидуальный набор» данных факторов. Однако сила воздействия тех или иных факторов меняется в зависимости от изменения положения молодого человека в системе общественного разделения труда. Этот критерий позволяет выделить сложившиеся в современных условиях группы молодежи с различным типом экономического поведения.

К первой группе можно отнести молодежь, обучающуюся в системе профессионального образования. Для данной группы характерна ориентация на будущую трудовую карьеру, основа которой закладывается настоящими затратами на процесс обучения. При этом у молодых людей присутствует ярко выраженное желание «окупить» данные образовательные издержки в период последующей трудовой деятельности. Материальная база подготовки и поступления в образовательные заведения, как правило, обеспечивается родственниками, большинство родителей материально содержат (или поддерживают) молодежь и в годы учебы. Следовательно, данной группе молодежи присущи определенные элементы «вынужденного» иждивенческого поведения.

В то же время данная категория молодежи понимает необходимость выработки собственной стратегии адаптивного поведения в условиях рыночной экономики. Большинство студентов предпринимают попытки найти временное трудоустройство (хотя бы на период каникул), приобретая, тем самым, опыт общения с работодателями, определяя более точно желаемые сферы дальнейшего трудоустройства и т.п. По нашим оценкам, 5-10% учащихся дневных отделений вузов имеют постоянную трудовую деятельность. Стремление молодежи повысить свою конкурентоспособность на рынке труда трансформируется в освоение дополнительных знаний (например, заочное обучение по программам отечественных и зарубежных учебных заведений, посещение курсов по «необязательным» программам, углубленное изучение иностранных языков и др.). В целом, очевидна нацеленность данной группы молодежи на формирование соответствующего рыночным условиям экономических отношений мышления и стиля поведения.

Следующую группу составляет молодежь, работающая по найму. Основная дифференциация данной категории молодежи по типу экономического поведения связана с восприятием ее представителями трудоустройства как подходящего для себя. Часть молодежи, которая в настоящий момент положительно оценивает свое рабочее место и готова продолжить свою трудовую карьеру в данной сфере труда, прилагает активное усилие для повышения своей квалификации (вечернее и заочное обучение в образовательных учреждениях, курсы повышения квалификации и т.п.). Представители этой группы ориентированы на добросовестных труд с полным развитием и использованием своих способностей. В начале трудовой деятельности молодые люди склонны достаточно лояльно относиться к отсутствию каких-либо критериев «подходящей работы», например, невысокий доход может быть компенсирован возможностью приобретения необходимого опыта или получения образования. По мере достижения определенного уровня квалификации (при условии существования спроса на профессию) молодежь стремиться достичь оптимально возможного баланса между различными составляющими трудовой деятельности (интенсивностью труда, его оплатой, разнообразием, условиями труда, возможностью сделать карьеру и т.д.). При этом достаточно активно молодежь стремиться компенсировать возможное отсутствие некоторых признаков подходящей работы. Об этом, например, свидетельствует высокая доля молодых людей, имеющих дополнительную занятость (как постоянную, так и периодическую), которая позволяет им повысить уровень материальной обеспеченности, а иногда и уровень квалификации.

Другая группа работающей молодежи не склонна связывать перспективу своей трудовой деятельности с конкретным рабочим местом. Практически для всех представителей данной социальной категории характерны: пристальное внимание к существующему спросу на рынке труда; переоценка (в зависимости от ситуации на рынке и собственных предпочтений) своих трудовых возможностей; нацеленность на получение соответствующего будущей трудовой карьере уровня образования; кардинальное изменение при необходимости сферы профессиональной деятельности; более или менее активные усилия по поиску нового рабочего места.

Специфическими чертами экономического поведения обладает группа молодых предпринимателей и самозанятой молодежи. Для этой категории характерна деятельность в сфере малого бизнеса (в отдельных случаях «крупный» бизнес может быть получен от родственников). На выбор рыночной ниши, как правило, оказывают влияние уровень и профиль полученного образования, опыт трудовой деятельности и приобретенные (или имеющиеся) деловые и другие социальные связи. Неустойчивость внешней экономической среды, рыночная конкуренция, ограниченность материальных средств, управленческого опыта и т.п. определяют отсутствие у представителей данной группы долгосрочной стратегии развития бизнеса. Доступной «стратегией» для молодежи в данных условиях является лишь установка на максимальное использование своих способностей (включая готовность к дополнительному обучению) и максимально возможные трудовые затраты. В качестве желаемой цели развития собственного дела молодыми людьми рассматривается обеспечение себя (и семьи) средствами существования на уровне выше «среднего». Иными словами, у представителей рассматриваемой молодежной группы присутствует явно выраженный тип экономического поведения, связанный с приоритетом личного потребления. Кроме того, можно предположить, что условия нелегальной (свободной от налогов) экономической деятельности для многих молодых предпринимателей и самозанятой молодежи представляются вполне допустимыми.

Социальная неоднородность группы незанятой молодежи не позволяет однозначно обозначить экономическое поведение ее представителей. В рамках этой категории целесообразно выделить три подгруппы. Первую подгруппу составляет молодежь, желающая трудоустроиться и предпринимающая усилия по поиску рабочего места. Обязательная трудовая деятельность оценивается такими представителями незанятой молодежи как норма жизни. В целом молодежь данной группы нацелена на необходимые качественные изменения своей рабочей силы (повышение квалификации, приобретение новой специальности, дополнительное обучение и т.п.) в зависимости от требований рынка труда. Однако длительный период поиска подходящей работы снижает активность предпринимаемых молодежью в этом направлении действий, а также уровень ее трудовых притязаний (например, приемлемыми условиями становятся работа не по специальности, более низкий уровень дохода, плохие условия труда, отсутствие перспектив профессионального роста, поступление на работу без оформления трудового договора и др.).

Другую подгруппу незанятой молодежи составляют лица, не планирующие трудоустройство в настоящее время. Для определенной части молодежи данной группы, у которой отсутствие работы вызвано объективными обстоятельствами (рождение ребенка, ожидание вакансии на конкретное рабочее место и т.п.) и ограничено временным периодом, сохраняется ориентация на активную трудовую деятельность в перспективе. В тоже время для других представителей этой подгруппы, имеющих определенные источники средств существования и ждущих соответствия характеристик рабочего места их представлениям о подходящей работе (таких, как: уровень оплаты, территориальная близость к дому, определенный режим работы и др.), длительное отсутствие работы может привести к деформации трудового поведения, усилить иждивенческую составляющую их жизненной позиции.

В третью подгруппу выделена незанятая молодежь, склонная к проявлению иждивенческого и девиантного типов поведения. Для представителей данной группы характерно: отсутствие мотивационных механизмов, способствующих самостоятельному трудоустройству в общественно полезных сферах деятельности; получение нетрудовых доходов; антиобщественная направленность поведения; низкий уровень профессиональной подготовки; отторжение норм общественной морали.

Таким образом, непростая ситуация в сфере молодежной занятости требует неотложных усилий со стороны государственных органов управления по регулированию данных отношений. Осуществление управленческих функций в условиях сильной региональной дифференциации развития отношений занятости, связано, прежде всего, с выработкой единых подходов к анализу всех составляющих данной сферы на основе общей для всех регионов типологии молодежной группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...