Социально-демографическая структура молодого поколения
I II I II
1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 3.4
I.1 I.2
3.3.1 3.3.2
III.1 III.2
Следующую классификационную группу составляют дети от 4 до 6-7 лет (на рис. 9а – II). Для этой группы, как и для предыдущей, определяющее значение для развития потенциала детей имеет воспитание в семье (на рис. 9а – 2.1 и 2.2) или детских учреждениях (на рис. 9а – 2.3), а также наличие или отсутствие заболеваний, ограничивающих их полноценное развитие. Кроме этого, для детей, живущих в семьях, физическое и интеллектуальное развитие определяется, главным образом, наличием или отсутствием у близких родственников «программы» всестороннего развития и воспитания ребенка. Воздействие семьи на формирование трудового потенциала в этот период развития человека может осуществляться по нескольким основным направлениям: - непосредственное развитие интеллекта ребенка посредством так называемых развивающих игр и игровых пособий, формирующих его психомоторные навыки, речевую культуру, целенаправленность действий, воображение, мышление, внимание; - приобщение ребенка к общечеловеческой культуре через литературу, театральные постановки, живопись, классическую музыку и др. (помимо того, что культура является важнейшим элементом социализации, ее можно рассматривать и как сферу профессиональной деятельности человека, поэтому для определенной части детей уже первое знакомство с этой сферой может стать решающим при дальнейшей их трудовой ориентации);
- развитие у ребенка навыков полезной в рамках семьи трудовой деятельности, связанной с помощью взрослым в ведении домашнего хозяйства, работой на дачных участках и т.д. (при этом, у детей формируются представления о значимости труда вообще, труда как регулярной общественно-полезной деятельности, закладываются основы его мотивации); - обучение детей в специализированных дошкольных учреждениях: спортивных секциях, творческих коллективах, курсах подготовки к школе и иностранных языков и др. (это позволяет не только развить определенные способности ребенка, но и сформировать общую основу его трудового потенциала, связанную с достижением результата, мотивацией труда и самооценкой). Отсутствие должного внимания со стороны взрослых к процессу развития ребенка может явно проявится в плохой успеваемости в школе, а в дальнейшем отразится на уровне его потенциальных возможностей в сфере трудовой деятельности. Очевидно, что возможности родителей по всестороннему развитию ребенка ограничиваются не только их собственным интересом к данному процессу, но и объективными условиями жизни, например, местом проживания семьи, материальным положением. Так, отсутствие в сельской местности развитой сети культурно-массовых и детских дошкольных учреждений существенно ограничивает уровень и качество развития ребенка. Профессиональный подход к воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях (детских садах и других) может отчасти или даже существенно восполнить процесс формирования потенциальных возможностей детей. В связи с этим, среди детей, живущих в семьях, необходимо выделить тех, кто не посещает данные учреждения (на рис. 9а – 2.1), и тех детей, которые их посещают (в данную группу могут входить дети посещающие только детские сады, только специализированные дошкольные учреждения (секции, кружки), и то и другое) (на рис. 9а – 2.2).
Рис. 9б Социально-демографическая структура молодого поколения
IV V
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7.
5.3.1 5.3.2
Для возрастной группы детей и подростков от 6-7 до 13 лет (на рис. 9а – III) основной сферой приложения их накопленного потенциала, а также дальнейшего его развития является обучение в общеобразовательных учреждениях. С момента наступления школьного возраста обучение становится сферой «профессиональной» деятельности детей, любая другая деятельность в этом возрасте, мешающая посещению школьных учебных заведений, должна рассматриваться как лишенная общественной ценности, тормозящая и снижающая уровень развития человеческого (в т.ч. и трудового) потенциала индивида. Это определяет правомерность выделения двух групп: детей, посещающих общеобразовательные заведения (на рис. 9а – 3.1) и детей, не посещающие данные учреждения (на рис. 9а – 3.2). В отдельную группу следует выделить представителей данной возрастной категории, имеющих специфические возможности в сфере обучения, а именно, детей-инвалидов (на рис. 9а – 3.3). В рамках данной группы целесообразно разделение детей на подгруппы, связанные с характером отклонений в развитии: дети, имеющие заболевания, влияющие на физические составляющие потенциала (на рис. 9а – 3.3.1) и дети с отставанием в интеллектуальном развитии (на рис. 9а – 3.3.2). Анализ возможного вовлечения детей-инвалидов в трудовую сферу, степень развития их трудового потенциала позволяет дифференцировать данные подгруппы на лиц, имеющих ограниченные перспективы в сфере труда и лица, не имеющих перспектив в данной сфере (на рис. 9а – III.1и III.2) Нестандартного подхода к развитию трудового потенциала требуют особо одаренные дети данного возраста, для которых свойственно раннее раскрытие способностей и определение сферы будущей профессиональной деятельности. Пристальное внимание со стороны общества, связанное с формированием «цвета нации», предполагает выделение данных индивидов в отдельную группу (на рис. 9а – 3.4). Оптимизация условий формирования потенциала таких детей определяет обоснованность их обучения в домашних условиях или необходимость их подготовки в специальных образовательных учреждениях.
Следующая возрастная категория молодежи (от 14 до 29 лет) крайне дифференцирована по признаку участия ее представителей в общественно полезной деятельности и включает в себя как элементы рассмотренных «детских» возрастных групп (например, обучение в общеобразовательных учреждениях, воспитание в семье или в госучреждениях, ограничения профессионального обучения, определяемые хроническими заболеваниями), так и черты, аналогичные структуре занятости взрослого населения. Для большинства представителей данной группы в основном к возрасту 20-22 года заканчивается формирование образовательной составляющей трудового потенциала. Структуризация обучающейся молодежи (на рис. 9б – IV) осуществляется на основе типов учебных заведений, определяющих различный уровень получаемого молодежью образования. Первую подгруппу молодежи, получающей образование, составляют старшеклассники общеобразовательных школ (на рис. 9б – 4.1). Часть молодежи данной подгруппы, обучающиеся в так называемых специализированных классах (например, гуманитарные, экономические, математические и т.п.) получает дополнительную теоретическую подготовку в выбранной области возможной профессиональной деятельности, а иногда обучение в этих классах предоставляет определенные «льготы» при поступлении в ВУЗы (так, победители олимпиад по определенным предметам могут поступить в профильный ВУЗ без вступительных экзаменов; по существующим договоренностям между школами и ВУЗами, лучшие ученики данных классов имеют определенные преимущества при поступлении). Другая часть молодежи этой группы, обучается в рамках только общеобразовательной программы и, соответственно, имеет более ограниченные возможности в стенах школьных заведений сделать свой профессиональный выбор. Рис. 9в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|