Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная карьера мужчин и женщин




Одним из главных факторов, определяющих позиции работника на рынке труда, становится уровень образования. Чем больше запас накопленного интеллектуального капитала, тем меньше риск попадания в ряды "лишних людей". Эта закономерность достаточно четко прослеживается и на российском рынке труда. Так, в 2000 г. уровень общей безработицы среди лиц с высшим образованием был на 4,8 процентных пункта ниже, чем в среднем по стране. Напротив, среди лиц с низким образованием (не закончивших среднюю школу) он был в полтора раза выше среднероссийского. На первый взгляд, у женщин несомненное преимущество. По данным Госкомстата РФ, женщины лидируют в области как высшего (24 % занятых женщин против 19% мужчин), так и среднего профессионального образования (38% против 30%). Но при этом именно женщины с высшим и средним специальным составляют большинство среди зарегистрированных безработных (более 70%). В итоге для адаптации к рыночному спросу многим женщинам придется осваивать начальное профессиональное образование с помощью переобучения, дополнительного овладения менее высококвалифицированными профессиями.

В российских условиях снижение безработицы по мере роста уровня образования не происходит монотонно. Так, на протяжении большей части 90-х годов уровень безработицы среди лиц с незаконченным высшим образованием превосходил среднероссийский, что связано со спецификой трудового поведения студентов вузов (рассматриваемая категория в значительной мере состоит именно из них), заинтересованных в получении работы, которую можно было бы совмещать с учебой. Обращает на себя внимание и относительно высокая безработица среди лиц с начальным профессиональным образованием (бывших выпускников ПТУ). По-видимому, она отражает общее для всех переходных экономик явление: унаследованный от плановой системы избыток работников с узкой специальной подготовкой.

Рынок образовательных услуг в определенной степени вносит разбалансированность на рынок труда. Сегодня молодому человеку предлагается масса профессий, но отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной специальности. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Это предположение согласуется с данными о вариации уровней безработицы по профессиональным группам. Общая картина выглядит стандартно: чем выше квалификация, тем меньше работник подвержен риску остаться без работы. Так, в 2000 г. уровень безработицы среди руководителей был более чем на треть ниже, тогда как среди неквалифицированных рабочих - более чем на треть выше общероссийского. Из этого правила обнаруживается исключение: для высококвалифицированных рабочих вероятность столкнуться с безработицей была выше, чем для рабочих средней квалификации, и почти такой же, как для неквалифицированных рабочих. Этот достаточно необычный результат можно связать не только с более высокой резервируемой заработной платой, характерной для данной профессиональной группы, но также и с тем, что наиболее сильный удар переходный кризис нанес по отраслям и предприятиям с повышенной концентрацией именно высококвалифицированных рабочих (ВПК и т.п.).

С точки зрения трудовой карьеры для женщин наиболее проблемным оказывается первый период жизненного цикла, который связан с появлением детей и их воспитанием. В России этот период, несмотря на откладывание рождения детей, у некоторой части молодежи, приходится на ранние возраста матери (по сравнению, со странами Западной Европы).

Разрыв между мужчинами и женщинами по показателю социальной мобильности в возрастной группе до 30 лет превышает 6 раз. В дальнейшем разрыв уменьшается, но остается на довольно высоком уровне. Приведенные факты показывают: для большинства российских женщин период получения профессиональных знаний и навыков совпадает с выполнением ею функции матери, что не может не сказываться на будущей трудовой карьере.

В Москве и Санкт-Петербурге молодежь имеет лучшие возможности для роста доходов и, как следствие, более низкий уровень бедности по сравнению со старшими трудоспособными возрастами. Города федерального значения имеют минимальную долю экономически активного населения в возрасте до 20 лет – 4-5%, что в 1,5-1,7 раза ниже среднего показателя по РФ, так как большинство столичной молодежи этого возраста продолжает учебу. При этом доля юных безработных моложе 20 лет в возрастной структуре безработных в 3 раза ниже, чем в среднем по России. В столицах, обладающих самым емким рынком труда, невелика и безработица молодежи в возрастах 20-29 лет (на 10-15% меньше средней по стране). В регионах с более высокими доходами, как правило, больше возможностей для трудоустройства, что облегчает молодым старт трудовой карьеры и минимизирует стрессы от трудных поисков работы. Регион проживания во многом задает жизненные рамки – возможности и ограничители – для молодого поколения.

Надо отметить: традиционные формы профессиональной ориентации и обучения не обеспечивают в должной мере повышения конкурентоспособности на рынке труда. Для того чтобы превратить профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профобучение в действенное средство формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и иных особенностей, требуются качественно новые идеи и технологии. Утрата прежних связей между системой образования и производством резко обострила и без того трудную профессионализацию населения, т.е. выбор и построение профессиональной карьеры каждым индивидом. В таких условиях службе занятости нельзя ограничиваться частными изменениями в работе с женщинами. Необходима новая гендерная идеология, а главное - соответствующие методы ее реализации.

Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса молодых женщин важно выявить их индивидуальные особенности, разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий для них вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.

Получающий все большее признание принцип "непрерывного обучения", или "обучения на протяжении всей жизни", применительно к женщинам означает: мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого "зигзага" в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...