Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-демографическая структура молодого поколения




 

 
 

 


VI VII

 

 

       
 
МОЛОДЕЖЬ, СОВМЕЩАЮЩАЯ РАБОТУ С УЧЕБОЙ ОТ 14 ДО 29 ЛЕТ
   
 

 

 


7.1 7.2

 

6.1 6.2 6.3

7.1.1 7.1.2 7.1.3 7.2.1 7.2.2 7.2.3

 

Три следующие группы молодежи предполагают их дифференциацию по «ступеням» получаемого послешкольного профессионального образования: лица, обучающиеся рабочим профессиям (на рис. 9б – 4.2); лица, получающие среднеспециальное образование (на рис. 9б – 4.3); лица, обучающиеся в ВУЗах (на рис. 9б – 4.4.). В данные группы могут быть включены молодые люди, обучающиеся на дневных формах обучения, а также вечерних и заочных, если они не участвуют в сфере трудовой деятельности. Высокая конкуренция на рынке труда предъявляет особые требования к развитию такой составляющей трудового потенциала молодежи, как практический опыт работы по специальности или профессии. Возможности данных групп молодежи по приобретению специальных навыков во многом зависит от наличия учебно-производственной базы в выбранных ими учебных учреждениях. Особенности «вхождения» молодежи в сферу общественного производства позволяют рассматривать содействие учебных заведений трудоустройству выпускников по специальности в качестве существенного условия повышения конкурентоспособности данной группы на рынке труда. Существенное влияние на трудовой потенциал молодежи оказывает также легализация платного профессионального образования. Усиливается тенденция выбора молодыми людьми сферы будущей трудовой деятельности не по призванию и способностям, а в зависимости от финансового положения семьи. В связи с этим анализ численности молодежи, обучающейся на коммерческой основе, позволит регулировать приток данной социальной категории в наиболее значимые с точки зрения развития народного хозяйства, профессиональные группы.

В последнюю подгруппу в группе обучающейся молодежи включены лица, получающие профессиональную подготовку на курсах (на рис.9б – 4.5). Обучение на курсах является, как правило, кратковременной и материально доступной формой подготовки. Для одних представителей молодежи такое обучение может стать единственным источником приобретения профессии; для других курсы дают возможность приобрести дополнительные навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей; для третьих обучение на курсах предоставляет возможность повысить квалификацию; для четвертых это возможность изменить сферу профессиональной деятельности.

С момента вступления в сферу трудовой деятельности представителей молодежи 14-29 лет начинается непосредственная реализация их трудового потенциала. Структуризация группы работающей молодежи (на рис. 9б – V) связана, прежде всего, с уровнем полученной профессиональной подготовки и степенью ее соответствия конкретному рабочему месту трудоустройства молодого человека.

В первые две подгруппы включена молодежь, получившая базовую профессиональную подготовку по специальности и трудоустроенная по выбранной специальности: лица, имеющие профессиональную подготовку и работающие по рабочей специальности (на рис. 9б – 5.1) и лица, имеющие профессиональную подготовку и работающие по специальности ИТР и служащих (на рис. 9б – 5.2). В качестве базовой для этих подгрупп следует рассматривать подготовку, полученную в профессиональных училищах, в среднеспециальных учреждениях, ВУЗах, а также курсах, дающих документы, подтверждающие профессиональную квалификацию их обладателей. Выявление профессиональной мобильности представителей данных подгрупп является важным условием для оценки их трудового потенциала. Для этого возможна дополнительная дифференциация по признаку обладания одной или несколькими профессиями (например, имеющие одну профессию; имеющие одну рабочую и одну профессию ИТР, обладающие двумя профессиями ИТР и т.п.)

Отсутствие базового профессионального образования может быть компенсировано подготовкой на рабочем месте (на рис. 9б – 5.4). В данную подгруппу может быть включена молодежь, получившая навыки исполнения должностных обязанностей непосредственно в процессе выполнения трудовых функций. В зависимости от сложности труда, как правило, данной группе требуется либо помощь со стороны более опытных коллег, либо система внутрифирменной подготовки (например, продавца-консультанта, помощника бухгалтера, кассира-контролера, агента по недвижимости и т.п.), либо относительно длительное производственное обучение со стороны коллег-наставников по освоению рабочих специальностей (таких, как рабочие-станочники, рабочие строительных специальностей и др.).

В особую подгруппу среди работающей молодежи следует выделить лиц, имеющих профессиональную подготовку, но работающих не по специальности (на рис. 9б – 5.3). Критерием использования трудового потенциала представителей данной подгруппы является изменение профессионального статуса, характеризующего полное использование или недоиспользование потенциала, полученного через систему профессиональной подготовки (на рис. 9б – 5.3.1 и 5.3.2). Так, если трудовая деятельность молодого человека требует обладания квалификацией не ниже, чем по приобретенной специальности, или даже более высокой профессиональной подготовки, то можно говорить об относительно полной реализации его трудового потенциала. Снижение профессионального статуса в реальной трудовой деятельности человека относительно уровня его подготовки, свидетельствует о неполной реализации им своих трудовых возможностей.

Определенная часть молодежи, по каким-либо причинам не получившая профессиональной подготовки, включена в подгруппу: лица, не имеющие профессии и занимающиеся малоквалифицированным трудом (на рис. 9б – 5.5). Для данной группы необходима возрастная дифференциация представителей. Так, раннее трудоустройство молодежи этой группы с 14 лет на рабочие места, не требующих квалификации, может быть вызвано условиями жизни семьи (например, низкой материальной обеспеченностью) и иметь отрицательные последствия для развития трудовых способностей человека в дальнейшем. Поэтому данная категория молодежи должна быть включена в государственные программы по содействию развития трудового потенциала молодого населения. Для большинства молодежи данной подгруппы, например, в возрасте от 25 до 29 лет, изменение профессионального статуса может быть весьма затруднено в силу того, что неполное раскрытие их трудовых возможностей в ранних возрастных группах приводит к снижению уровня профессиональных притязаний, формирует их трудовую стратегию, исключающую образовательную и квалификационную мобильность.

Работающая молодежь, трудовая деятельность которой не связана с работой по найму, составляет самостоятельную подгруппу: молодые предприниматели и самозанятые (на рис. 9б – 5.6). В данную группу входят молодые люди, имеющие частный бизнес, работающие в семейном бизнесе или участвующие в деле на паях. Кроме этого, к самозанятым может быть отнесена молодежь, ведущая самостоятельную трудовую деятельность (официально зарегистрированную или не зарегистрированную) в сфере услуг населению (например, пошив одежды, ремонт квартир, репетиторские и переводческие услуги и т.п.).

Достаточно высокой образовательной мобильностью обладают представители группы молодежи, совмещающей работу и учебу (на рис. 9в – VI). Трудоустройство для данной группы, с одной стороны, обеспечивает материальную возможность продолжения образования, с другой стороны, позволяет молодым людям более точно определить стратегию развития своего трудового потенциала. Учитывая это, можно выделить три основные подгруппы: лица, впервые получающее профессиональную подготовку (на рис. 9в – 6.1); лица, имеющие профессиональную подготовку и желающие повысить свою квалификацию (на рис. 9в – 6.2); лица, имеющие профессиональную подготовку и желающие изменить свой профессиональный статус (на рис. 9в – 6.3). Детальный анализ профессионально-квалификационной мобильности представителей данных групп предполагает дополнительное разделение по группам в зависимости от: имеющейся профессиональной подготовки (с выделением профессиональных групп); уровня получаемого образования (включая перечень приобретаемых специальностей) и т.п.

Последнюю большую группу данной структуры составляет незанятая молодежь т.е. неработающая и необучающаяся в данный момент времени (на рис. 9в – VII). По степени заинтересованности в трудоустройстве среди молодых представителей данной группы можно выделить тех, кто в настоящий период желают работать, и тех, кто не заинтересован в трудовой деятельности (на рис. 9в – 7.1 и 7.2).

Наиболее благополучной среди молодежи, заинтересованной в трудоустройстве, представляется группа молодых людей, обладающих профессиями, которые имеют устойчивый спрос на рынке труда (на рис. 9в – 7.1.1). Для данной группы молодежи необходимо лишь обладать навыками рационального поведения на рынке труда, включающими умение отбирать необходимую информацию о вакантных рабочих местах, умение представлять свои трудовые способности и вести переговоры с потенциальными работодателями, представления о юридических основах заключения трудовых контрактов и т.п. Именно в этом направлении должно осуществляться содействие данной группе молодежи со стороны государственных служб занятости.

Менее благоприятная ситуация на рынке труда складывается для молодежи, рыночный спрос на профессии которой ограничен (на рис. 9в – 7.1.2). Причиной этого ограничения может быть как общая экономическая ситуация, влияющая на снижение сфер применения труда данных профессиональных групп, так и ситуация на локальном рынке труда, связанная, например, с достаточным предложением рабочей силы в данных сферах деятельности со стороны взрослого населения. Регулирование положения на рынке труда этой группы молодежи связано с перспективностью данных профессиональных сфер деятельности. В случае благоприятной профессиональной перспективы службам занятости целесообразно обеспечить молодых людей трудоустройством по данным профессиям, хотя бы на условиях частичной занятости (т.е. на условиях неполного рабочего времени), предоставив им также при необходимости возможность повысить квалификацию по данной специальности. Если убывание спроса на профессию является неизбежным, то молодым людям необходимо предоставить условия переобучения на другую специальность, но на такую, которая позволила бы им наиболее полно использовать приобретенный ранее трудовой потенциал.

Отдельную группу составляет незанятая молодежь, не имеющая профессиональной подготовки (на рис. 9в – 7.3). Данная группа требует повышенного внимания к возможному развитию трудового потенциала ее представителей через систему профессиональной подготовки государственных служб занятости. Речь идет о том, чтобы работники данных служб активно предлагали каждому молодому человеку данной группы возможные варианты обучения по профессиям, пользующими спросом на рынке труда.

Следует отметить, что подобную структуру имеет и группа молодежи с ограниченной трудоспособностью. Для оценки трудовых возможностей молодежи данную группу следует рассматривать отдельно от молодых людей, имеющих нормальное здоровье. Это связано как с тем, что их шанс найти работу ниже, чем у здоровых людей, но и с необходимостью создания специфических условий для профессиональной подготовки и переподготовки данной категории людей. Также должны быть учтены особенности представителей данной группы при создании рабочих мест для их трудоустройства, продуманы условия их работы. Иными словами, привлечение этой молодежи в сферу общественного производства и полноценное использование их трудового потенциала предполагает проведение определенной государственной политики в сфере занятости.

Особую специфическую группу в структуре незанятой молодежи представляют лица, не претендующие в настоящее время на трудоустройство (на рис. 9в – 7.2). Одну из подгрупп составляют молодые люди, ожидающие изменений условий труда на рынке (на рис. 9в – 7.2.1), к ним относятся: лица, ожидающие изменения в размерах оплаты труда; лица, ожидающие изменения профессионально-квалификационной структуры рабочих мест; лица, ожидающие изменения территориального размещения рабочих мест; лица, ожидающие возможности профессиональной подготовки и переподготовки по интересующей их профессии и т.п. Несмотря на то, что данная группа занимает относительно пассивную позицию в отношении собственной занятости, игнорировать ее существование нельзя: с одной стороны, она может в любой момент выйти на рынок труда и изменить его конъюнктуру, с другой стороны, она представляет собой недоиспользуемый трудовой потенциал.

Вторую подгруппу молодежи, не заинтересованной в трудоустройстве, составляют лица, занимающиеся воспитанием детей и ведущих домашнее хозяйство (на рис. 9в – 7.2.2). Очевидно, что в данную группу могут быть включены молодые женщины, имеющие ребенка старше трех лет, или нескольких детей, трудовая карьера которых прервалась с их рождением, и в перспективе (не менее 3-х лет) женщины не планируют свое трудоустройство в сфере общественного производства. Сюда же могут входить и те молодые люди, которые в качестве своей основной деятельности рассматривают работу по дому.

И, наконец, последнюю подгруппу составляет молодежь, чьи жизненные ценности не включают потребность в трудовой деятельности в качестве определяющей их бытие (на рис. 9в – 7.2.3). Для представителей данной группы характерны различные проявления девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, преступность, бродяжничество и т.п.).

Предложенная классификация молодежи дает возможность оценить данную социальную категорию с точки зрения формирования и реализации трудового потенциала, позволяет проанализировать возможные изменения в соотношении трудоустроенной и безработной молодежи по социально-демографическим и профессионально - квалификационным признакам, определить вероятные трудовые перемещения молодежи, спрогнозировать ситуацию на молодежном рынке труда в регионе, сформировать адресную систему помощи в трудоустройстве применительно к каждой группе молодежи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...