Формирование базового звука л
Базовый звук Л искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно. Характер и количество упражнений в разделе
ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Восприятие звука Л в начале слов Посмотри на картинку и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит ее название. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи к, Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет Это вампа? Это уампа? Это лампа? Это йампа? Это лямпа? Это гампа? Это лапма? Это зампа? Если после выполнения упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия картинки, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов с первым звуком Л (см. лото, Приложение 14). Восприятие звука Л в потоке прочих звуков Послушай и запомни, как гудит плывущий корабль (возьми картинку-символ звука Л из Приложения 1). Изобрази руками движения корабля. Для этого пальцы вытянутых вперед рук сомкни под острым углом (корма корабля). Проделай эти движения (жестовый символ звука Л) только тогда, когда услышишь, как гудит плывущий корабль, а на другие звуки не реагируй. Согласные звуки произносятся коротко, так, как они слышатся в сочетаниях после гласной а: аль, ам, ан, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага и др. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагиро вать на каждое произнесение взрослым звука Л в длинном звуковом ряду. С-М-ЛЬ —Л—У —В —ЛЬ —3 —Г—Н —Р —ЗЬ —ВЬ —Л—И —НЬ —Л — з-в-л — хь — ы — у — л — э — ль — ж — у — л ЭТАП ВТОРОЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Выработка необходимых артикуляционных движений и поз
Сядь перед зеркалом, внимательно, не торопясь проделай каждое упражнение. Повтори его 5-8 раз. Правильность выполнения упражнений проверь по картинке и описанию. «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал. «Щетка - смётка» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта. «Парус» Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд. «Маляр» Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.
«Качели» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком по переменно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого. «Иголочка» Рот приоткрыть. Узкий напряженный язык высунуть вперед как можно дальше. «Змейка» Сделать упражнение «Иголочка». Узкий, похожий нажало, язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Л Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артикуляция звука Л. Проделай указанные движения. # Во время чтения сказки взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, со вместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначена в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести зеукД его произносит только взрослый. Приключения Ветерка1
1 Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 33, 100.
Текст читает взрослый | Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Язык прижимается к бугоркам за верхними зубами и ждет, что же сделает Ветерок. | Кончик языка подними к альвеолам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Но хитрый Ветерок не боится злого стражника, он движется по бокам языка, с двух сторон и гудит от радости. | Отчетливо, длительно произнеси звук Л. Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
i Часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук Л. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту - логопеду.
|
|