Бентам о праве и государстве
БЕНТАМ (1747-32) родился в семье адвокатов, не стал заниматься практикой а интересовался вопросами фсф права. "Отрывок об управлении", "О лучшем состоянии и обработке законов". Он основатель современного утилитаризма. Он решает построить фсф права опытным путем и найти верховный принцип, которым должен руководствоваться законодатель в своей деятельности. Различал 3 возможных принципа нравственности: 1.Аскетичность (отвержение чувственных удовольствий, основа морали в лишениях и отказе от материальных благ). Это принцип ханжей. Не имел никакого влияния на правотворчество. 2.Произвольность (симпатии/антипатии) - имеют большое влияние на деятельность, но его несостоятельность доказывается разнообразием суждений человека о добре и зле. 3.Принц пользы - верховный принцип всей человеческой жизни - основным двигателем всей политической жизни является заложенное в человеке чувство удовольствия и страдания, т.о. удовольствие - высшее благо, поэтому максимальная польза – в достижении максимальной суммы удовольствия. Человек, стремясь к личному счастью, может увеличить счастье других. Наибольшее количество счастья для наибольшего количества людей - руководящий принцип утилитаризма. При издании закона надо взвешивать все вытекающие отсюда удовольствия и страдания, вычесть - итог. Для измерения - своя теория морального счета: наши ощущения разнообразны => необходимо их делить на 1- Простые (неделимые удовольствия и страдания) 2- Сложные (состоящие из нескольких удовольствий и страданий) 15 групп простых удовольствий - общение, надежда, дружба, власть, богатство... 11 групп простых страданий - неловкость, вражда, страх...
Цена страданий и удовольствий определяется следующими признаками: 1.Интенсивность 2.Продолжительность 3.Прочность 4.Близость 5.Плодотворность 6.Чистота 7.Распространенность по числу причастных лиц.
Основными различиями чувственности служат темперамент, здоровье, сила, уродство и увечье, степень умственного развития, религиозные чувства... Если закон причиняет страдания и не причиняет удовольствия, он должен быть отменен. Предлога для вмешательства законодателя в жизнь граждан нет и не может быть, закон в любом случае - зло, т.к. он ограничивает свободу и его существование может быть оправданно, когда он запрещает еще большее зло, чем установлено законом, стесняющим свободы. Преступление - зло и наказание – зло. Нравственность охватывает все действия человека: публичные и частные. Закон не может идти так далеко и не должно этого делать, т.к.: 1.Законодатель может влиять на поведение людей посредством наказания, а это зло и может быть оправдано лишь когда им устраняется большее зло. Дело в средствах: право - принуждать, нравственность опираться на другие санкции. Когда нравственную норму следует переводить в юридическую - это вопрос целесообразности. Нравственная обязанность - на обязанностях к себе в отношении других => может быть отрицательная (в воздержании от посягательств на другое счастье) и + (содействие умножению чужого счастья). Благоразумие не нуждается в содействии закона: себе вред не причинишь - только по недостатку ума или по ошибке. Общее правило - предоставляя людям самые широкие свободы во всем, они могут вредить только сами себе. Достаточно лишь установление штрафа, когда дело получит огласку. В отношении благодеяния следует различать содействие общему благу и благу отдельных лиц. Обязанности по содержанию общественному благу должны быть законодательно установлены (дело общественного призрения). Содействие личному благу должно быть предоставлено нравственностью. В некоторых случаях (неоказание помощи гибнущему) устанавливается исключение.
Отношение к учению естественного права Существования естественных прав он не признавал, т.к. оно предполагает природу человека началом повелевающим, устанавливающим закон, чего в действительности нет. В человеке есть только чувства, удовольствия и страдания, но и они регулируются определенными нормами. Таким образом, все законы устанавливаются правительствами, а все существующие правительства были установлены путем насилия, а затем стали привычкой и обычаем. Действительно право создается правительством, а естественное право - химера. Форма правления: государственная власть всегда будет заботиться о своей пользе и эксплуатировать граждан. Власть должна находиться в руках народа и чистая демократия - наилучшая форма правления. Большинство имеет право требовать, чтобы меньшинство ему подчинялось.
Вопросы государства и права в «Манифесте Коммунистической партии» (не лекция)
В "Манифесте коммунистической партии" изложена программа пролетарской революции: «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения". Там же перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе производства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного банка, подчинение производства плану, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия, и др.). В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки. "Этот социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, — есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще".
Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готской программы" (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых "в обществе, основанном на началах коллективизма", сохранится "узкий горизонт буржуазного права" в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения "по потребностям", отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о "будущей государственности коммунистического общества" впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею "общенародного государства", против которой Маркс энергично возражал в той же самой работе. Другие дополнения и уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е гг. Маркс говорил о возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США (предположительно сказано о Голландии), где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнительной власти. Энгельс в 90-е гг. писал, что можно "представить себе" (чисто теоретически) мирное осуществление требований социалистической партии в демократических республиках (Франция, Америка) или в таких монархиях, как Англия. Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса — во "Введении" к "Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г." К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем "Введении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания. Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства. Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией. Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству.
В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну 1871 г. В работе "Гражданская война во Франции" Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской коммуны. Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных лиц, соединение в Совете коммуны законодательных и исполнительных функций и др.), Маркс писал, что "Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... Она была, по сути дела, правительством рабочего класса... Она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда". Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство "в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором".
Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими социалистическими и коммунистическими учениями. Большая часть их произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических и коммунистических теорий того времени. Уже в книге "Нищета философии" крайне резко критикуется доктрина Прудона, в "Манифесте коммунистической партии" все вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи отвергаются как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в научности собственной доктрины. Авторы "Манифеста коммунистической партии" открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении "перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения". Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с "Манифеста коммунистической партии" марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или. опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом. Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддерживавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идеями социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в современном им обществе, при капитализме. "Манифест коммунистической партии" не утратил значения программного документа, однако стремление сторонников марксизма опереться на социал-демократическое движение привело к тому, что марксистскую теорию стали называть «научным социализмом».
60. Развитие марксистского учения о государстве и праве в труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (не лекция)
Как подчёркивает Ф. Энгельс в предисловии к своей работе, "определяющим моментом в истории является, в конечном счёте, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Оно двояко - производство средств к жизни и производство самого человека". Производство, таким образом, определяющий момент. Но невозможно объяснить историю, исходя только из производства. Дело в том, что человека отличает не только "производство необходимых средств к жизни", но и наличие нравственности, т.е. сознание своего отношения к другим людям. Нравственность отдельных индивидов существенно зависит от существующих материальных условий, но не является их прямой функцией: чтобы объяснить эту связь, нужно привлечь определённые нравственные законы. Таким образом, экономические законы (т.е. законы воспроизводства жизни) с одной стороны, и нравственные законы (законы отношения человека к другим людям и к себе) с другой стороны, взаимодействуя, определяют движение человечества. Это взаимодействие - и есть предмет, рассматриваемый им в данной работе. Законы товарного обмена приводят к образованию новых общественных форм жизни. Семьи, осознавшие свою самостоятельность, подрывают тем самым родовой строй. Родственные отношения уступают место товарным, могущественные семьи, осознавшие важность власти в распределении богатств, понемногу эту власть узурпируют. Недоставало лишь учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним, частную собственность. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. Государство Ф. Энгельс отмечает две особенности государства - деление по территориальному признаку и публичная власть. Материальные посылки возникновения государства: 1) всё развивающееся обособление от рода отдельных семей 2) развитие обмена (которое привело к большей мобильности людей 3) появившаяся частная собственность на землю (которая привела к тому, что племена не владели цельной территорией, а территория эта всё больше дробилась 4) развившееся рабство, требующее регулярного насилия. Таким образом, на довольно большой территории перемещалось множество племён; вследствие такой перемешанности средства управления, принятые в родовом обществе, оказались неэффективными, да к тому же они преследовали совсем другую цель: цель рода была - выжить всем вместе, цель семьи стала - нажиться самой. В такой ситуации наиболее богатые и сильные семьи, осознав важность власти как средство распределения и удержания материальных благ стремились её удержать. Должности вождей стали постепенно закрепляться за выходцами из богатых семей. Очевидно, это связывается с процессом признания богатства как меры человека: с одной стороны сами богатые семьи укреплялись в мысли, что лишь они достойны властвовать (и эта мысль укреплялась: тем более, по мере укрепления традиции). С другой стороны, более слабые семьи, сознавая свою растущую зависимость от богатых семей и не умели ничего этой зависимости противопоставить, признавали за ними это право. Круг замкнулся: наиболее влиятельные семьи, удерживая власть, ещё более увеличивают свои богатства, что опять-таки ведёт к усилению их власти; слабые же семьи, раз попав в затруднительное положение (а помощь им уже не оказывается безвозмездно) - попадают в зависимость от сильных и, теряя из-за этой зависимости власть, а значит, и богатства, стремительно разоряются. "Такова была светлая заря цивилизации", иронизирует Ф. Энгельс: "Как только производители перестали сами непосредственно потреблять свой продукт, а начали отчуждать его путём обмена, они утратили свою власть над ним. Они уже больше не знали, что с ним станет. Возникла возможность использовать продукт против производителя, для его эксплуатации и угнетения". И, поскольку, люди созрели морально для того, чтобы эту возможность использовать, они её использовали. Начавшийся процесс интеграции привёл к тому, что вожди племён образовали совет. В связи с тем, что территория, подчиняющаяся совету, была достаточно большой, народное собрание не всегда могло решать вопросы управления. Таким образом, власть уже отделялась от народа и вожди могли использовать её в своих интересах, а поскольку их интересы были - богатство, то они использовали её именно для наживы. Чтобы закрепить и узаконить это своё положение, они внесли в первые законы право на власть только для лиц, имеющих определённый доход. Общественное мнение уже пришло к тому, что так и должно быть, несогласные же были слишком слабы, чтобы что-либо изменить. Поскольку написаны были законы, или правила, которым должны были следовать граждане зарождающегося государства, должны были появиться и люди, наблюдавшие за соблюдением этих законов, люди, пресекавшие нарушения этих законов, люди, совершенствующие эти законы, наконец, люди, знающие эти законы достаточно, чтобы консультировать незнающих. Появился государственный аппарат. Всем этим людям некогда уже было заниматься производительным трудом; чтобы их прокормить, понадобилось собирать налоги; а значит, нужны были люди, определяющие размер этих налогов, люди, собирающие их - и их нужно было кормить. Не все люди, работавшие в государственном аппарате, были собственниками. Но большинство из них было заражено жаждой собственности, жаждой наживы. И им недостаточно было того, что они жили за чужой счёт. Они нашли способ добывать сверхприбыль из самой власти. Различного рода поборы, взятки, вымогательства ввергали массы во всё более глубокую нищету. Как отмечает Ф. Энгельс: "Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных". С появлением собственности происходит раздвоение человека, как от содержания его отделяется форма, как форма эта приобретает самостоятельную жизнь и подчиняет себе человека. В государственном аппарате это раздвоение достигло высшей точки: если человек, занятый в производстве, осознаёт свою необходимость и необходимость в других, то чиновник живёт в мире, порождённым человеческим сознанием, в мире, управляемом законами, людьми же и придумываемыми, т.е. это человек, в котором осталась одна форма; не зря чиновники всех времён на редкость бездушны. Как пишет Л. Н. Толстой, "в жизни этих людей форма господствует над содержанием. Пользуясь благами, добытыми чужим трудом, они не испытывают острой во взаимной поддержке и помощи, а потому руководятся в отношениях друг к другу не внутренними побуждениями, но внешними правилами. Это приводит их к фальши и лжи." В сущности, об этом же и говорит и Ф. Энгельс: "Обладая публичной властью, и правом взыскания налогов, чиновники, становятся, как органы общества, над обществом. [...] Носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путём исключительно законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|