Учение В.И. Ленина о государстве и праве (не лекция)
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Опубликовал множество работ по вопросам государства, политики, власти. «Что делать», «Империализм как высшая стадия капитализма». Взгляды основаны на классовой природе государства. Классовость – неотъемлемая врожденная черта государства. Она присуща государству в силу нескольких причин: 1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовших общество со времен утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречащими экономическими интересами, т.е. государство - есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. 2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса. 3) осуществление политики, угодной для господствующего класса, отвечающей его интересам. Кроме классовых и межклассовых отношений для Ленина нет иных факторов детерминирующих природу государства. Суть всех государств – диктатура класса. Конкретное содержание феномена диктатур класса Ленин видит таким: 1) осуществление господства над остальными социальными группами. 2) опора власти на насилие, применяемое в разных формах. 3) полная раскрепощенность, не связанная никаким законом.
Оборотная сторона марксистско-ленинской теории государства как классов диктатур – это восприятие и оценка демократии, свободы, права как малозначимых компонентов общественно-политической жизни. Различные демократическо-правовые институты достойны разоблачения и отрицания, но некоторые из них (парламентаризм) следует стараться исполнять в борьбе против диктатур господствующего класса. К вопросу о свободе, реализуемой посредством института демократии, Ленин оставался равнодушным. Он вообще был анти-либералом, презирал либерализм. Анализируя проблемы государства и революции, он писал, что переход власти из одних рук в другие есть первый признак революции.
Применительно к социалистической революции встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству (либо пролетариат обладает уже готовой государственной машиной, либо разрушает ее и создает новый тип государства. Ликвидацию государственной машины он мыслит следующим образом. Это ликвидация бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидация репрессирующего аппарата, отказ от территориальных принципов формирования представительных учреждений, отказ от принципа разделения властей, от равенства всех граждан перед законом и от многих начал демократического устройства. Вообще пролетариат учреждает новое государство не для установления свободы в обществе, а для свержения своих противников. Но противником пролетариата может оказаться почти любой гражданин Российского государства. Следовательно, царит произвол. Ленин является решительным сторонником террористических методов для осуществления диктатуры пролетариата. Ленин понимал, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве не только для подавления своих врагов, но и для управления страной. Государственной формой должна быть Республика советов. В ней соединяются элементы представительной и непредставительной демократии. Советы - это учреждение, которое одновременно является законодательным органом, которое исполняет закон и контролирует их исполнение. Строится и функционирует республика на основе выборности всех органов власти, подотчетности и подконтрольности, сменяемости депутатов. Для Ленина главное насколько Советы фактически в состоянии будут инструментом диктатуры пролетариата. Роль коммунистической партии в механизме государственной власти определяется как «диктатура, осуществляемая организационно в совете пролетариата, которым руководит коммунистическая партия». Большевик, в качестве партийного функционера выносит управленческие решения, а в качестве руководства государственного аппарата – приводит их в исполнение.
По сути дела, большевики нелегетимным путем устанавливают господство над страной и концентрируют в своих руках закон. Суд, исполнительная власть не нужны однопартийному государству, ибо по серьезному счету нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть государство подобных образов. Отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда социально-экономических и общественных условий. Но сама идея отмирания государства является в марксистско-ленинской теории сугубо важной.
64. Политико- правовые идеи национально- освободительного движения в Индии (Ганди) (не лекция) МОХАНДАС КАРАМЧАНД ГАНДИодин из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием «гандизм». Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Когда в 1919 англичане провели законы Роулетта, продлившие срок действия ограничений, касавшихся гражданских свобод индийцев, Ганди объявил первую всеиндийскую сатьяграху. Тысячи жителей страны выразили свой протест, не прибегая к насилию, но во многих местах происходили массовые уличные беспорядки. Англичане прибегли к репрессиям, завершившимся побоищем в Амритсаре, где из пулеметов была расстреляна толпа индийцев и погибли 379 человек. События в Амритсаре превратили Ганди из сторонника Британской империи в ее решительного противника.
Ганди не ограничился сатьяграхой, выдвинув т.н. конструктивную программу. Проводил энергичные кампании: против неприкасаемости и за мусульмано-индусское единство, за права женщин, подъем начального образования, запрещение алкогольных напитков, внедрение правил личной гигиены. В 1929 конгрессисты объявили 26 января Днем национальной независимости, и Ганди возглавил третью всеиндийскую сатьяграху. В следующем году выступил с протестом против повышения налога на соль. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л.Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
Ганди идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости. Ганди боролся против всех проявлений английской политики и "разделяй и властвуй", против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919-22) Ганди возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Ганди прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Ганди сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества. В годы нового подъёма антианглийского движения (1929-33) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии ("Соляной поход"). В 1931 Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Ганди соглашался представлять конгресс на конференции "Круглого стола", а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Ганди заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Ганди оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.
В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: "Вон из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Ганди осуждал революционные выступления (в т.ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Ганди выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства Индию и Пакистан. Ганди выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Ганди был убит членом индусской шовинистической организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|