Семинар 2. Психологические особенности подросткового возраста.
Контрольные вопросы. 1. Понятие субъекта в философии. 2. Основные этапы формирования субъектного подхода в психологии дореволюционной России. 3. Категория субъекта как одна из категорий советской психологии. Методология субъекта в концепции С. Л. Рубинштейна. 4. Понятия «индивид», «субъект» и «личность» в теории Б. Г. Ананьева. 5. Современные подходы к проблеме психологии субъекта и субъектности. 6. Индивидуальный и групповой субъект в концепции А. В. Брушлинского. 7. Теория отраженной субъектности В. А. Петровского. 8. Интегральная периодизация психического развития субъекта В. И. Слободчикова. 9. Концепция субъектогенеза В. А. Татенко. 10. Основные подходы к проблеме развития. 11. Развитие как процесс «самодвижения» личности. 12. Развитие как активное взаимодействие с социальным окружением. 13. Соотношение понятий «развитие» и «взросление». 14. Формирование субъектности как критерий взросления. 15. Взросление как динамический процесс. Модуль 2. Подросток как субъект взросления. Отрочество в культурно-историческом контексте. Физическое развитие. Когнитивное развитие. Подростковый эгоцентризм. Психосоциальное развитие. Зарубежные концепции «кризисности-безкризисности» перехода от детства к взрослости. Кризис подросткового возраста. Задачи развития: достижение автономии и формирование идентичности. Направления в развитии взрослости и формировании жизненных ценностей. Подросток среди сверстников: дружба и близкие отношения, компании и проблема одиночества. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Влияние общения со сверстниками на развитие личности подростка. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.
Взросление – процесс и результат. Подростковый возраст как возраст развития самосознания в концепции Ж. Ж. Руссо. Антропологические концепции развития подростка (М. Мид, Р. Бенедект). Основные подходы к психологии подростка в теории Г. С. Холла. Маргинальность подросткового возраста в понимании К. Левина. Формирование идентичности в концепции Э. Эриксона. Современные психологические теории взросления подростка (Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Н. Е. Харламенкова и др. ).
Семинар 2. Психологические особенности подросткового возраста. Коллоквиум по теме: «Психологическая характеристика подростка». Доклады студентов по темам: · Теории подросткового возраста: биогенетическая, эволюционная модель развития, социальная модель развития, эпигенетическая теория. · Основные теории развития подростка в отечественной психологии.
Литература: 1. Кле М. Психология подростка. – М., 1991. 2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. 3. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984. 4. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. 5. Крайг Г. Психология развития. – СПБ., 2002. 6. Обухова А. Ф. Возрастная психология. – М., 1995. 7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990. 8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. 9. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.
Семинар 3. Психологические особенности взросления в подростковом возрасте. 1. Особенности психического развития подростка в концепции Г. А. Цукерман. 2. Психологические особенности развития в отрочестве в концепции В. И. Слободчикова. 3. Психологические особенности развития подростка в теории Д. И. Фельдштейна.
Литература: 1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. . 2. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития// Вопросы психологии. 1996, №5. С. 38-50. 3. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М, 1995. 4. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. - М., 1987. 5. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М., 1994. Содержание модуля 2. Подросток как субъект взросления.Подростковый возраст как период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью, был выделен в качестве особого периода развития человека относительно недавно. До XVII – XVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Так, французский этнограф и историк П. Арье (P. Aries, 1962) полагает, что на изменение периодов онтогенеза, связанных с развитием капиталистической формации в истории человечества, повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних специальных и высших учебных заведений, обязательная воинская обязанность. Поэтому выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека (от полового созревания до взрослости) - продукт XIX века. Ценность данного периода определяется его особым положением в ряду возрастов человека. Это и начало того сложного возраста, который носит название переходного, и самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, следовательно, ценная сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений возрастных границ данного периода. Так Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, Дж. Биррен указывает, что подростковый период охватывает 12-17 лет. В классификации Д. Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. В современной западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет.
В отечественной психолого-педагогической литературе акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Однако эта периодизация тоже не однозначна и не охватывает всех сторон развития личности. Д. Б. Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11–15-летних (средний школьный возраст) Д. Б. Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. У 15-17-летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у подростков формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. По мнению Д. И. Фельдштейна, подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания, как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка в общественном признании. А В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев снижают границу подросткового возраста и указывают на тот факт, что начало подросткового возраста совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах средней школы (7 -11, 5 лет). Однако кульминацией подросткового периода является возраст 11–14лет, на который приходится кризис отрочества. Данный период развития человека, по мнению исследователей, приходится на ступень персонализации, задача которой заключается в достижении внутренней свободы и саморазвитии субъекта.
На сегодняшний день в психологии существует достаточно теорий подросткового возраста, поэтому остановимся только на некоторых из них. Первым, кто обратил свое внимание на новое социальное явление – подростковый возраст, был Ж. Ж. Руссо, охарактеризовавший этот период человеческого развития как «второе рождение», в процессе чего формируется самосознание. Отцом психологии переходного возраста справедливо считается Ст. Холл, который впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд противоречий, присущих этому возрасту, и назвавший подростковый период онтогенеза периодом «бури и натиска», отразив все это в двухтомной работе «Взросление: его психология, также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», вышедшей в 1904 году. Особое место в изучении подросткового периода занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивида принципиально не сводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. В 1924 г. Э. Шпрангер написал книгу " Психология юношеского возраста", в которой он рассматривает подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определяет 13-19 годами у девушек и 14-21 годом у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами и характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста, согласно которой подростковый возраст - это возраст врастания человека в культуру. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Главными новообразованиями подросткового возраста Э Шпрангер считал открытие " Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Теоретические положение Э. Шпрангера были продолжены Ш. Бюлер. Она выделила в юношеском возрасте две фазы: негативную и позитивную. Подростковый этап относится к негативной фазе, со свойственными ей тревожностью, раздражительностью, агрессивностью, бесцельным бунтом, стремлением к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими психическими и физическими возможностями. У девочек эта фаза начинается в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16.Французский исследователь психологии подростков М. Кле отмечает общественную обусловленность процессов развития, концентрированно выраженную в понятии «задачи развития», которые в подростковом возрасте (им конкретно не разводится подростковый и юношеский возраст) формулируются им относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1. Пубертатное развитие. Втечение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения, что влечет за собой две основные задачи развития: а) необходимость реконструкции телесного образа Я и построения мужской или женской идентичности; 2) постепенный переход к взрослой сексуальности. 1. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. 2. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьив отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки, 2) постепенное вхождение в группу сверстников. 3. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: 1) осознаниe временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее, 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов, 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок). В отечественной психологии основы понимания закономерностей психического развития подростка были заложены Л. С. Выготским, который указывал на тот факт, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости. Л. С. Выготский рассматривал проблему интересовподростков, называя ее ключом ко всей проблеме психического развития в этом возрасте, так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов и возникновение новых. Л. С. Выготский описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта»— интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали»— установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; «доминанта усилия»— тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях; «доминанта романтики»— стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Л. И. Божович выделяла две стадии взросления: подростковую и стадию юности. Первая стадия характеризуется многочисленными соматическими, психическими и психосоциальными изменениями, хотя происходит более или менее внезапная утрата детского статуса, все еще сохраняются нереалистичные представления о собственных привилегиях и о статусе взрослых. Вступив в период полового созревания, люди попадают в двойственное положение: они уже не дети, но еще и не взрослые. Вторая стадия взросления, по мнению Л. И. Божович, это фаза реорганизации. Господствовавшие на первой стадии беспокойство и неуверенность уменьшаются, подростки ориентируются в жизни, находят контакт со сверстниками и в значительной степени отказываются от детского статуса. Тем не менее, по мнению Л. И. Божович, статус взрослого на данной стадии подростком еще не достигнут. В связи с чем могут возникнуть проблемы идентификации и столкновение с традиционными общественными структурами. Д. Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком взросления ребенка, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взросломупроявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста: непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними. Подростковый возраст, как считают С. В. Березин и К. С. Лисецкий, исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека. Во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей; поэтому период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает завершение физического, в частности, полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Когда подростковый опыт необходимо переосмыслить для того, чтобы осваивать социальный мир взрослых, человек вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития Несмотря на большое число исследований, пока нет единого мнения относительно ключевых аспектов ведущей деятельности и центрального новообразования подросткового возраста. В отечественной литературе существует, по крайней мере, три варианта определения ведущей деятельности подростка. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как и любой новый период в развитии человека, связан с новообразованиями, которые вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность уже обращена не в мир, а на самого своего субъекта. В связи с чем к концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, как ему их реализовать. Вопрос поиска себя многие исследователи связывали с началом полового созревания, однако Д. Б. Эльконин полагал, что самоизменение начинает осознаваться ребенком сначала психологически, в результате овладения учебной деятельность и лишь потом подкрепляется физиологическими изменениями. Это, по мнению Д. Б. Эльконина, и делает поворот ребенка к себе интимным. В качестве ведущего вида деятельности подростка Д. Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д. И. Фелъдштейн — общественно полезную деятельность, В. В. Давыдов — общественно значимую деятельность. Данное различие в точках зрения на одну и ту же проблему определяется прежде всего тем, что своеобразие социальной ситуации развития подростка и состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. И все же основная точка зрения в отечественной возрастной психологии заключается в том, что общение со своими сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив сверстников. Подростки включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе, по мнению Д. И. Фельдштейна, формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение и остается для подростка основным видом деятельности, однако основные новообразования психики связаны с общественно полезной деятельностью. Исследования Д. И. Фельдштейна показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сенситивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь. Автор выделяет три основные стадии развития подростков: 10-11 лет (I стадия), 12—13 лет (II стадия), 14—15 лет (III стадия). Основные тенденции развития заключаются в том, что меняются потребности и мотивы, стремления подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. На первый план все более выступает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации, повышается уровень социальной активности подростков, развивается способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств. На первой стадии подростки «принимают» себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт. На второй стадии ситуативно негативная самооценка сочетается с общим позитивным отношением к себе. На третьей стадии подростки начинают критически относиться к себе, вследствие чего у многих преобладает отрицательная самооценка. Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе онтогенетического развития, представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно поэтому в психологии и поведении подростка, с одной стороны, еще представлены черты ребенка, а с другой — уже назревают черты взрослого человека. Д. Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком взросления подростка и определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста: непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также как и взрослый, он обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, в то же время у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Т. В. Драгунова выделяет следующие виды взрослости: Подражание внешним признакам взрослости— курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т. п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается всемьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т. п. ), а девочки — готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста — очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п. ). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. Особенности физического развития. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным и нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональную нестабильностьусиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). По мнению некоторых западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификациядостигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Осознание соматических изменений и их включение в схему тела (совокупность когнитивных представлений о собственном теле) – одна из важнейших проблем периода полового созревания. На ее разрешение воздействуют как внутренние (аффективность, эротическая и сексуальная привлекательность, регуляция настроений, влечения, механизмы переработки, познавательные способности, внутренние психические конфликты), так и внешние (оценка и интерпретация физических изменений окружающими, нормы и идеалы внешнего вида и поведения, социальная поддержка и т. д. ) переменные. В период взросления представления о собственном теле значительно изменяются вследствие психической переработки различных соматических преобразований. Одновременно формируется новое отношение окружающих к индивиду, достигшему половозрелости в ходе своего физического развития. В связи с этим подростки довольно болезненно относятся к любым отклонениям от «нормы», тем более что за эталон принимаются кинозвезды, модели, выдающие спортсмены и т. д. Сравнивая себя с ними, подростки находят «недостатки» в своей внешности, а это, в свою очередь, вызывает чувство беспокойства, неуверенности в себе, доходящее иногда до навязчивого страха (дисморфофобия) или сверхценной идеи физического недостатка (дисморфомания). У мальчиков обычно вызывает беспокойство невысокий рост, слаборазвитая мускулатура, отсутствие волос на теле, недостаточные, по их мнению, размеры половых органов. Для девочек источником тревоги чаще бывают излишняя полнота, высокий рост, «неправильные» черты лица, угреватость кожи, оволосение отдельных участков тела и т. д. Эти дисморфические переживания характерны для того периода, когда физическое «несовершенство» подростков наиболее заметно, если сравнивать их со взрослыми. Они становятся неуклюжими, конечности их непропорционально удлиняются, черты лица заостряются, У некоторых подростков в начальной стадии полового созревания образуются жировые накопления. У мальчиков заметно увеличиваются грудные железы по женскому типу. У девочек, наоборот, усиливаются признаки маскулинности, голос грубеет, движения становятся быстрыми и угловатыми. Объективные признаки «физического несовершенства» наряду с завышенными претензиями к своей внешности делают подростков особенно чувствительными к насмешкам, прозвищам и нетактичным замечаниям. Особенности когнитивного развития. Многие особенности поведения взрослеющего человека сильно зависят от его когнитивного развития в этот период жизни. По мнению Ж. Пиаже, между 11-м и 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Они завершают линию развития, начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжавшуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода становления конкретных умственных операций. На ранней стадии взросления этот процесс идет тремя путями: развитие комбинаторики, развитие пропозициональных операций и появление гипотетико-дедуктивного мышления. Комбинаторика мышления характеризуется тем, что подросток способен классифицировать неоднородные объекты в соответствии с произвольно выбранными критериями высшего порядка. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. Осуществление пропозициональных операций заключается в том, что у подростка появляется возможность анализировать любую ситуацию независимо от реальных обстоятельств, что позволяет ему строить и проверять различные гипотезы. Становится возможной рефлексия по поводу собственных мыслей. На ней основаны умозаключения, не нуждающиеся в проверке на практике, поскольку в них соблюдены формальные законы логики. Мышление начинает подчиняться формальной логике. Возможность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и законам формальной логики, позволяет выдвигать гипотезы, делать их них выводы и экспериментально проверять их на практике, что формирует гипотетико-дедуктивное мышление подростка. Помимо того, что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Развитие этих процессов, также как и развитие мышления во многом зависит от усложнения учебных задач в процессе обучения. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей подростки начинают трансформировать любой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, с помощью которых облегчается усвоение учебного материала. В подростковом возрасте активно развивается логическая память, и подросток начинает активно использовать этот вид памяти. Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтизму, воображение подростка принимает более реалистичный и критический характер. Воображение подростка носит, прежде всего, творческий характер. И хотя воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого, все же оно существенно богаче фантазии младшего школьника. Анализ подросткового возраста достаточно дискуссионный вопрос в отечественной психологии, в тоже время практически все исследователи сходятся во мнении, что подростковый возраст – период наиболее интенсивного личностного развития. Особенности личностного развития. Важнейшей момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Возрастает самоинтерес подростка, более диффернцированными и осознанными становятся его эмоциональные реакции, его самооценочные суждения. Несмотря на многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи считают ее одним из новообразований подросткового возраста. Так еще С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя ко все более определенной самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. Самооценка представляет собой центральное новообразование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма — то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, — это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения и формируется самооценка. В старшем подростковом возрасте озабоченность своей внешностью ослабевает, и на первый план выступают повышенный интерес к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств. Этот период самосознания связан с выработкой собственных взглядов на окружающий мир, построением реальны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|