Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы.




Литература.

1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987, 15с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: мысль, 1991.

3. Баярд Р., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.

6. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии, №2, 1988.

7.   Драгунова Т. В. Подросток. М., 1976.

8.  Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. -232с.

9. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972.

10.   Кон И. С. Социология личности. М., 1987.

11.  Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

12.   Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: «Беларусь», 1988.

13. Крайг Г. Психология развития/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

14.  Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М, 1977.

15. Никитин Е. П., Харламенкова Н. С. Феномен самоутверждения человека. СПб., 2000.

16. Сафин В. Ф., Новиков Г. П. Психологический аспект самоопределения личности// Психол. журнал, Т. 5, №4, 1984. С. 65-73.

17. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.

18. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Феномен человека. М., 1996.

19. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред И. В. Дубровиной. М., 1987.

20. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

21. Шендрик И. Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости. Автореф. … канд. психол. наук. М, 1989.

22. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1999.

23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

24. Юпитов А. В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования, 1997, №3. С. 84-92

 

Основные понятия модуля:   д оверие, стиль общения и взаимодействия, автономия, стратегия взаимодействия, депривация, адаптивное поведение, дезадаптивное поведение, эскапизм, самоопределение, ответственность.

Задания для самостоятельной работы.

Написание эссе на тему: «Каковы причины дисгармонии подростково- родительских отношений».

Контрольные вопросы.

1. Особенности влияния семейного окружения на формирование личности ребенка.

2. Доверие в семье как один из источников оптимального взросления.

3. Характер эмоциональных отношений в семье и его влияние на детско-родительские отношения.

4. Основные стратегии детско-родительских отношений.  

5. Особенности социальной и психологической депривации.

6. Психология адаптивного и дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.  

7. Подростковый эскапизм.

8. Методологические основы самоопределения субъекта в концепциях

9. Ответственность как качество социальной зрелости подростка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К

СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И К КОЛЛОКВИУМАМ

 

 Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.  

По дисциплине «Психология детского и подросткового эскапизма семинарские занятия могут проходить в форме дискуссий, конкурсов рефератов и т. д. Всё это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.  

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

 В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться.

Семинарское занятие может проходить в виде коллоквиума. В вузе коллоквиум является одной из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Под коллоквиумом принято понимать: 1) беседу преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. В переводе с латинского коллоквиум означает собеседование.  

Исходя из данного определения коллоквиум является эффективной формой контроля за самостоятельным изучением монографий. Преподаватель может заранее объявить вопросы, выносимые на обсуждение, по изучаемой работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса. Вопросы, выносимые на коллоквиум, объявляются преподавателем не позднее, чем за неделю до проведения подобного итогового занятия. На коллоквиумах такого рода могут быть заслушаны доклады на базе лучших, по мнению преподавателя, рефератов, относящихся к данному разделу изучаемого курса. Такой коллоквиум может быть также проведен в форме конкурса рефератов, где лучший реферат выбирается самими студентами в ходе обсуждения. Подобный ход занятия, помимо всего прочего, формирует у студента навыки защиты курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях и т. п. Необходимо отметить, что коллоквиумы не является формой проверки исключительно самостоятельной работы, а предполагает комплексный подход к контролю за качеством усвоенного учебного материала, полученного как в ходе аудиторных занятий, так и выполненных самостоятельно. Можно сказать, что коллоквиумы, кроме контроля за выполнением самостоятельных заданий, служат прекрасным тренингом для подготовки выступления студентов на различных олимпиадах, научных конференциях, защитах курсовых и дипломных работ.

Коллоквиумы могут проводиться по темам, по которым не запланированы в планах семинарских занятий и вне сетки расписания по согласованию с деканатом и со студентами. Для подготовки к подобного рода занятиям, студенты заблаговременно получают у преподавателя задание к коллоквиуму.

Важнейшей работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий. Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов.

 В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «Психология детского и подросткового эскапизма», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т. п.

Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (аннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем? », имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование- написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей – подбор сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк, - одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Накопленный исследовательский материал следует постепенно сохранять и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...