Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неукротимые тараски 1 страница




Неукротимые тараски

 

Накануне европейского вторжения множество древнемексиканских городов и селений, народов и племен оказались под игом верховного правителя ацтеков Теночтитлана. Кроме одного!

Этот свободолюбивый народ из западномексиканского штата Мичоакан (Мичуакан) звали пурепеча, нам они более известны как тараски. В этом самом живописном штате Мексики множество больших пресноводных озер крупнейшее из которых – высокогорное Пацкуаро – до сих пор дает богатый улов тысячам рыбаков.

Основным занятием тарасков, естественно, была рыбная ловля. Недаром соседи называли их мичуаке – «владетели рыбы»[32]. Однако это не исключало наличия у тарасков охоты и земледелия‑ Земли были общинными, жреческими или принадлежали военачальникам и верховному правителю (ирече). В управлении ирече помогали верховный жрец (петамути) и главный полководец (окам‑ беча), считавшийся вторым лицом после верховного правителя.

Тараски знали много ремесел, но особенно преуспели в ткачестве и отделке тканей перьями. Здесь они достигли вершин подлинного искусства. Тарасканские металлурги умели обрабатывать золото, серебро и медь. Они прекрасно шлифовали полудрагоценные и драгоценные камни – вулканический туф, обсидиан, пирит, горный хрусталь, бирюзу, аметист и др. Обитатели Мичоакана были неплохими архитекторами, что видно на примере руин Цинцунцана (Город Колибри) – их бывшей столицы на побережье oзepa Пацкуаро. Календарь тарасков не был столь совершенен, как у ацтеков и тем более у майя Они просто выделяли четыре времени года: сезон звезды, дождя, льда и цветов.

Тарасканский Олимп возглавляла божественная пара – бог солнца, огня и войны Курикауери и его жена Куэрауапери, богиня жизни и смерти, защитница рожениц и посевов. Их дочерью была Шаратанга, богиня луны, кукурузы, бобовых и перца. Среди других божеств почитались Уинтуропатина – бог молодой кукурузы, Акице‑ Катапеме – богиня воды и рыбы, Тариакури – бог ветра, младший брат Курикауери Пунгареча – бог войны, страшный бог смерти Уаричу‑ Укуари и его супруга, богиня голода Тангачурани Ауиканиме. В отличие от многих центрально‑ американских индейцев доколумбовой Америки, тараски не практиковали кровавых человеческих жертвоприношений. Для этих целей им служили змеи, птицы и кролики.

Сохранились некоторые любопытные сведения об одежде, нравах и брачных отношениях тарасков. Их мужчины ходили без набедренных повязок, обходясь лишь куртками без рукавов, оставляя интимную часть тела неприкрытой. В губах и ушах они проделывали очень большие дырки для разнообразных украшений. Женщины отличались несколько большей стыдливостью: они были обнажены до пояса, прикрываясь лишь очень узкой и короткой набедренной лентой, весьма похожей на современные мини‑ юбки. Никто из тарасков не носил длинных волос, все они брили голову – мужчины и женщины, даже почтенные старики.

Если родители девушки узнавали, что она согрешила, потеряла девственность, то они активно бранили ее, упрекали в распутстве, а затем всячески стремились побыстрее выдать замуж за… коварного соблазнителя, обесчестившего девушку, мотивируя тем, что сделать их дочь девственницей уже невозможно… Впрочем, зачастую все обходилось без подобных треволнений, если тайное (грех) не становилось явным…

И все же тараски вошли в историю не пикантными подробностями внешнего вида и морали, а как народ, которому удалось остановить считавшиеся непобедимыми в древней Центральной Америке «легионы» ацтеков! Не один ацтекский полководец «обломал себе зубы» о стойкость и отвагу тарасканских воинов. Чего стоит лишь победа над «императором»‑ воином из долины Мехико – Ашайякатлем в местечке Синапекуаро! Создается впечатление, что у тарасков существовала сеть специальных стратегических форпостов для сдерживания ацтекского нашествия,

Однако всему приходит конец. Тараски не устояли против натиска испанцев во время конкисты – потерпели поражения в 1522 г и 1523 г. Последний правитель Цинцунцана – Цинцича добровольно сдался испанцам… и спустя годы разделил судьбу многих индейских правителей эпохи испанского завоевания: в 1532 г он был заживо сожжен на костре конкистадором‑ изувером Нуньесом Гусманом из‑ за сокровищ тарасков, которые уже давно присвоил другой испанский авантюрист– Кристобаль де Олид, быстро переплавивший их в безликие слитки…

 

 

Ацтеки – «ассирийцы» Нового Света? (XII/XIII в. (? ) – начало XVI в. )

 

Легендарные ацтеки! История сохранила предания о славной воинской доблести и великой трагедии этого бесстрашного на‑ рода‑ воина, «ассирийцев» Нового Света, одним из первых встретившего вторжение вооруженных чужеземцев и побежденного в неравной кровопролитной борьбе не только силой огнестрельного и стального оружия, но и с помощью интриг и вероломства.

История создания ацтекского государства. Покинув в начале XII в. (то ли в 1110 г., то ли в 1116 г. ) свою легендарную прародину Астлан (Место цапель, или Место журавлей), на рубеже XII–XIII вв. из северо‑ западной Мексики в высокогорную (2200 м над уровнем моря) долину Мехико, или Анауак (Центральная Мексика), пришли племена воинственных и свирепых ацтеков. Предполагается, что они могли прийти либо из Кульякана, находившегося на территории современного западномексиканского штата Синалоа, либо из соседнего штата Найярит, где до сих пор существует селение с названием Астлан[33].

В богатой на бурные, кровавые события истории ацтеков особо выделяются два: долгая и жестокая борьба за господство в долине Анауака и внезапная, трагическая гибель от европейского нашествия.

Сначала пришельцы‑ ацтеки не могли соперничать с двумя самыми сильными городами‑ государствами долины Мехико – Аскапоцалько и Кульхуаканом. В результате с 1250 по 1298 г. неустрашимые и неприхотливые ацтекские воины, закаленные многолетними тяготами постоянных странствий, вынуждены были довольствоваться службой у не менее воинственных тепанеков, а затем, в 1319 г., предпочли перейти под начало правителей более могущественного Кульхуакана.

Служа под началом кульхуаканекого правителя Кошкоштли, в одном из своих первых сражений они взяли в плен несколько десятков человек, но прежде чем отослать их в тыл, отрезали ножами из обсидиана у каждого из них по… уху! После битвы Кошкоштли, превознося доблесть своих воинов, взявших много пленных, поносил наемников‑ ацтеков, вернувшихся с пустыми руками. Оскорбленные лютые ацтекские «ландскнехты» поинтересовались, почему же у большинства пленных не хватает… одного уха? Не получив вразумительного ответа на столь поразительный вопрос, они торжественно развязали свои походные мешки и гордо продемонстрировали опешившим кульхуаканцам отрезанные вражеские уши – бесспорное доказательство своего неподдельного геройства и… исключительной свирепости. Кульхуаканцы содрогнулись от ужаса, но от услуг бесстрашных наемников не отказались. Вскоре они об этом сильно пожалеют, но будет уже поздно…

За неоднократные отличия в военных походах и битвах новый правитель Кульхуакана Ачитомитль в 1323 г. удостоил ацтекских «ландскнехтов» высочайшей награды – отдал в жены ацтекскому вождю свою любимую дочь‑ принцессу. А дальше случилось непредвиденное… По указу ацтекских жрецов юную красавицу… принесли в жертву Уицилопочтли – богу войны, требовавшему постоянных жертвоприношений в виде человеческих сердец. Мало того, со злополучной принцессы живьем (! ) сняли кожу, облачили в нее главного жреца ацтеков и… представили его в таком виде приглашенному на свадьбу любимой дочери отцу!

Расплата за содеянное не заставила себя ждать. Правитель Кульхуакана изгнал неблагодарных наем ников‑ изуверов из своих владений. Ацтеки ушли на болотистый западный берег озера Тескоко, где, как гласит легенда, увидели сидящего на кактусе нопаль гигантского орла со змеей в клюве[34].

Ацтекские мудрецы истолковали это как благое знамение, означающее, что народ наконец достиг «земли обетованной» Это были два небольших болотистых островка в западной части озера Тескоко. Здесь, на относительно твердой почве одного из них, скалистого Чапультепека (Холм кузнечиков), около 1325 г. (точная дата его основания неизвестна до сих пор) ацтеки заложили укрепленный город Теночтитлан (Место плодов кактуса)[35], позднее ставший столицей ацтеков[36]. Вследствие религиозных споров часть ацтеков отделилась и основала на острове рядом с Теночтитланом соперничающий город Тлателолько.

Озеро Тескоко было глубоким, соленым и неспокойным, но в западной части, где обосновались ацтеки, условия для существования в целом оказались сносными – болотистое мелководье с довольно пресной водой, к тому же сама природа надежно защищала город от любых врагов. Ведя постоянные войны ради грабежа и захвата рабов у соседних племен, ацтеки хотели иметь хорошо укрепленный оборонительный пункт, своего рода город‑ убежище, город‑ крепость, где они могли бы укрываться после набегов на окрестные поселения. Поэтому выбор места для города был не случаен, а хорошо обдуман: на острове выросла настоящая крепость, поднявшаяся среди вод и совершенно неприступная, учитывая индейские способы нападения. Строительство Теночтитлана далось ацтекам нелегко не хватало дерева и камня. Их приходилось выменивать у прибрежных соседей на «продукты» озера: водоплавающую птицу, рыбу, раков, тростник и т. п. Не было в достатке на острове и пригодной для земледелия почвы – ее пришлось добывать со дна озера.

Не обладая еще значительной военной силой, ацтеки умело использовали постоянную вражду своих ближайших соседей по долине Мехико и всегда становились союзниками либо наемниками сильнейшего. Решающим стал 1367 г., когда они пошли на службу к талантливому полководцу и правителю возвысившегося тепанекского города Аскапоцалько – Тесосомоку, прожившему чуть ли не 100 лет. Объединив усилия, тепанеки и ацтеки стали той неодолимой силой, которая покорила все поселения в долине Мехико. Особо прославились в военных походах два ацтекских вождя: Акамапичтли, или Рука, сжимающая пучок тростниковых стрел (1376–1396), взявший город Теско ко, и Уицилиуитль И, или Перышко Колибри (1396–1416), сражавшийся с жителями Морелоса. Прагматично дальновидный Уицилиуитль И закрепил союз с правителем Аскапоцалько Тесосомоком династическим браком, женившись на его дочери.

Прославленные воины Теночтитлана постоянно свозили в свою островную столицу огромные богатства – причитавшуюся им долю военной добычи. Разбогатев, ацтеки создали одно из своих величайших творений – дамбу, соединявшую Теночтитлан с берегом. (Пройдут годы и их станет три. ) Теперь они могли посуху перебираться на берег. К тому же дамба чрезвычайно облегчала доставку всего необходимого в быстро растущую ацтекскую цитадель.

Спустя много лет после заключения военного союза с тепанеками, в 1428 г, ацтеки, возглавляемые незаконнорожденным сыном славного Акамапичтли, знаменитым впоследствии правителем Ицкоатлем, или Обсидиановым Змеем (1428–1440), и его мудрым и деятельным советником легендарным Тлакаепелем[37], окрепли настолько, что решительно повернули оружие против своего бывшего союзника‑ покровителя – Аскалоцалько. Там тогда правил любимый сын самого известного долгожителя среди правителей Древней Мексики, грозного и могущественного Тесосомока, вероломный и жестокий Маштла – убийца (? ) Чимальпопоки, или Дымящегося Щита (1416–1428), сына и преемника покойного Уицилиуитля II[38]. Заручившись помощью новых союзников из городов Тескоко и Уэшоцинко, неустрашимые ацтеки наголову разгромили огромные войска тепанеков и разорили их прекрасную столицу. Окрыленный крупной победой, Ицкоатль затеял войну с южными соседями ацтеков – могущественными шочимилками и чалками – и победоносно завершил ее.

Новые богатства, поступившие в результате этих удачных походов в Теночтитлан, позволили значительно расширить город. Кроме больших домов, построенных состоятельными воинами, была предпринята постройка храмов. Сооружаются еще две дамбы, с разных сторон соединившие остров с материком. Благодаря им связь Теночтитлана с подвластными ему областями стала легкой и быстрой.

Блестящее победы внушили ацтекам чувство превосходства, безмерной гордости и самоуверенности. Дошло до того, что Ицкоатль выразил эти изменения в народном самосознании весьма оригинальным поступком… велел сжечь все древние исторические «рукописи», так как их якобы не ценил простой народ. На самом же деле подобной «реформой истории» Ицкоатль, возможно, хотел уничтожить память о том времени, когда ведущую роль в древнеацтекском обществе играла родовая знать. Теперь судьбоносные вопросы решала небольшая группа высших военачальников. Естественно, в заново переписанной истории ацтеков появились пробелы, особенно в ее раннем периоде.

Вскоре настал черед создания нового военно‑ политического союза. В 1434 г им стала «Тройственная лига», или «Тройственный союз», – триумвират Теночтитлана, Тескоко и тепанекского города Тлакопана, кардинально повлиявшая на исторические судьбы народов Древней Мексики. С ее образованием начался отсчет новой политической эры. Эпоха неустойчивых союзов и непрерывных местных, локальных войн подошла к концу.

Как это случалось и прежде, сначала главную роль в союзе играло более крупное и сильное государство Тескоко, и именно ему причиталась большая часть военной добычи. Наивысшего расцвета Тескоко достигло при правителе Несауалькойотле (1434–1472), когда были завоеваны Оахака и побережье Мексиканского залива – будущая житница Теночтитлана – всего около 150 селений.

Несауалькойотль был одной из удивительнейших личностей древней Мексики – правитель, поэт, оратор, астроном, астролог, философ и строитель, чьи деяния оставили глубокий след в народных сказаниях Мексики. Подростком он стал свидетелем того, как захватчики убили его отца, и 8 лет ему пришлось пробыть в изгнании. Целых два года он был вынужден скрываться в горах, живя впроголодь. Только получив военную помощь от ацтеков, он смог вступить в вооруженную борьбу с узурпаторами‑ убийцами его отца, одолеть их и вернуть себе трон Тескоко. Тескоко при нем переживал свой «золотой век», став центром интеллектуальной жизни долины Мехико. По официальной версии, Несауалькойотль правил долго и счастливо, оставшись в преданиях как образец справедливого и достойного «царя». В действительности он, вероятно, был сыном своего времени, кровавого и жестокого, сочетая в характере все противоречия, свойственные эпохе.

После смерти Несауапькойстля в семидесятилетием возрасте влияние Тескоко внутри союза ослабевает и ведущая роль переходит к ацтекскому Теночтитлану. Но это будет потом, а пока – с 1440 по 1469 г. – у ацтеков правит Мотекухсома I Старший, прозванный Гневным Владыкой или Лучником, стреляющим в небо. Он был внуком Акамапичтли, сыном Уицилиуитля, племянником Ицкоатля и сводным братом Тлакаелеля. Если Мотекухсома действительно родился в 1398 г., как это утверждают некоторые источники, то власть он получил в достаточно зрелом возрасте – ему было в то время более 40 лет.

При Мотекухсоме I столица ацтеков продолжает неуклонно расти. Новый правитель построил акведук, тянувшийся от родников из Чапультепека в центр города. Теперь город был в изобилии снабжен питьевой водой. Для защиты от наводнений, случавшихся в период зимних дождей, восточную окраину ацтекской столицы оградили высокой насыпью. Ее в течение длительного времени сооружало огромное количество рабов‑ военнопленных, недостатка в которых не было.

Проявивший себя способным полководцем еще во времена Ицкоатля, эдакий «Тутмос III» ацтеков, Мотекухсома I продолжал агрессивную политику своих предшественников и, ведя жестокие войны с чалками, уастеками, тотонаками, миштеками и сапотеками, еще больше расширил сферу влияния Теночтитлана – от Пуэблы и Веракруса – на востоке до Морелоса и Герреро – на юге. При нем войска ацтеков стремились достичь берегов обоих океанов, ведя Соевые действия в Оахаке и Пуэбле. По свидетельству источников, в годы его правления было завоевано «25 городов» и «33 народа».

При Мотекухсоме I явно начал складываться такой важный элемент восточной деспотии, как обожествление правителя. Правитель ацтеков Теночтитлана появлялся на людях только в исключительных случаях: он был доступен лишь ограниченному кругу приближенных, так как начали формироваться представления о нем как о божестве. Была продолжена возникшая еще при Ицкоатле практика увековечивания образов верховного правителя ацтеков и наиболее важных событий. Теперь это делали на священной скале в районе Чапультепека. «Император» приказал высечь на ней собственное изображение и изображение своего сподвижника Тлакаелеля.

Благодаря военным успехам члены «Тройственной лиги» утвердили свою власть в богатой золотом Оахаке, что способствовало укреплению экономических основ альянса.

После почти 30 лет правления Мотекухсома I серьезно заболевает и умирает в 1469 г. По официальной версии, чувствуя приближение смерти, он, у которого не было законных сыновей, предложил своему постоянному и верному советнику Тлакаелелю стать следующим правителем ацтеков. В случае если Тлакаелель умрет раньше Мотекухсомы, преемником последнего должен был стать один из сыновей Тлакаелеля. Однако после смерти Мотекухсомы I на заседании специального совета по выборам верховного правителя, где присутствовали Несауалькойотль и Тотокиуатцин (правители Тескоко и Тлакопана), Тлакаелель якобы отказался принять власть, так как считал себя слишком старым. Тогда был найден следующий выход из этой непростой ситуации. Дочь Мотекухсомы I Атотоцтли была замужем за сыном Ицкоатля. Один из сыновей от этого династического брска, т. е внук Мотекухсомы, Ашайякатль [Водяное лицо), стал новым правителем ацтеков Теночтитлана[39]. Таким образом, право наследования осталось за родом Мотекухсомы I.

Ашайякатля пришел к власти в обстановке сложных дворцовых интриг и закулисной борьбы аристократических группировок. Дело в том, что у покойного Мотекухсомы I все‑ таки были два законных сына: Икеуатцин и Мачималли! Первый из них по возрасту и военным заслугам (он уже обладал высшим воинским званием) вполне мог претендовать на трон отца.

Однако в результате подковерной борьбы его «обошла» сестра Атотоцтли, женщина, видимо, выдающихся способностей. Не исключено, что она и стала непосредственной наследницей Мотекухсомы, о чем ацтекские хроники по ряду причин (в частности, у народа‑ воина на троне… женщина?! ) умалчивают. Неизвестно, сколько она правила: не исключено, что Атотоцтли находилась у власти с 1469 по 1477 г., и лишь потом официально верховным правителем ацтеков стал ее сын Ашайякатль, получивший власть практически из рук своей матери. Время ее правления можно рассматривать как своего рода «междуцарствие» (между смертью Мотекухсомы I и началом правления Ашайякатля). Возможно, она правила страной вместе со своим мужем Тесосмоком, нельзя исключать и ее официального опекунства при несовершеннолетнем Ашайякатле.

Весьма вероятно, что Атотоцтли и ее первенец получили власть в обход Икеуатцина благодаря хитроумным маневрам «серого кардинала» – старого Тлакаелеля. Дело в том, что у него самого было достаточно многочисленное потомство. И он вполне мог рассчитывать, что рано или поздно трон ацтеков достанется кому‑ то из его сыновей. Но этого не случилось, и, не добившись власти для своих потомков, Тлакаелель «нажал на все педали», чтобы «притормозить»‑ Икеуатцина и открыть путь к власти 19‑ летнему Ашайякатлю, которым благодаря его сравнительной молодости легко можно было бы руководить. Вероятно, по этой же причине был обойден и Тисок, старший брат Ашайякатля, ставший верховным правителем ацтеков лишь после него.

Мотивы отклонения кандидатуры Икеуатцина не ясны, но он и его брат Мачималли – законные сыновья Мотекухсомы – не смирились со случившимся и подняли кровавый мятеж против своего удачливого племянника Попытка захвата власти силой оружия закончилась неудачей и их гибелью.

В общем, борьба за трон после смерти Мотекухсомы I Старшего была крайне напряженной и сложной, продолжалась несколько лет, и в конце концов шестым «императором» ацтеков стал именно Ашайякатль.

В 1473 г. Теночтитлан покорил соперничавший с ним соседний крупный ацтекский город‑ государство Тлатэлолько, фактически превратившийся после этого в предместье столицы ацтеков, а затем и долину Толуки. Но в жестокой борьбе с воинственными тарасками, жившими на территории современных Мичоакана, Герреро и Халиско, Ашайякатль вынужден был уступить. Особо серьезная неудача поджидала его войска у деревянных фортификационных сооружений тарасков в Тлашималойане. (Именно здесь грозная «военная машина» ацтеков дала первый сбой: это было единственное крупное поражение ацтекских «легионеров» вплоть до прихода испанцев! )

Мы мало знаем о последних годах правления Ашайякатля, которого принято считать последователем экспансионистской политики его воинственного деда Мотекухсомы I Старшего, правителем‑ полководцем. Довольно трудно назвать общее число походов Ашайякатля: данные колеблются от 14 до 37! Характерно, что уже тогда ацтеки не только захватывали новые земли, но и были вынуждены тратить много сил и времени на усмирение постоянных восстаний на покоренных территориях. Крупная военная неудача Ашайякатля с тарасками, видимо, вызвала серьезное недовольство со стороны военизированной верхушки общества. Возможно, это предопределило и его довольно скорую смерть. Сказались, очевидно, и прежние тяжелые ранения: Ашайякатль был безусловно очень смелым человеком, первым вступая в сражение и последним покидая поле битвы.

Так, во время одной из жестоких битв за Толуку, когда противник стал отступать, Ашайякатль, преследуя врага, оторвался от своей охраны и на него напал и ранил в бедро один из неприятелей. Подоспевшие телохранители хотели убить противника, но правитель ацтеков приказал взять его живым. Однако вражеский воин, по прозвищу «Черная Ящерица», храбро и умело защищаясь, сумел отбиться и избежать пленения. Полученная рана оказалась очень серьезной и сильно пошатнула здоровье Ашайякатля.

Ашайякатль умер относительно молодым, пробыв у власти не так много времени. Помимо незаурядной природной храбрости, он отличался поэтическим даром (сочинил два гимна), высокомерием (за что вассалы и данники его просто ненавидели) и любвеобильностью (у него была масса наложниц и 18 детей). Законной женой его была Аскашочитль, дочь Несауалькойотля; два их сына – Мотекухсома и Куитлахуак в разное время будут верховными правителями ацтеков. А его внук, Куаутемок, сын одной из дочерей, станет последним «императором» ацтеков и национальным героем Мексики!

Чувствуя приближение смерти, Ашайякатль, следуя примеру предшественника, приказал высечь свое изображение на скале Чапультепек рядом с изображением Мотекухсомы I Старшего. Это повеление было исполнено под наблюдением Тлакаелеля. Умирающий правитель приказал отнести себя к Чапультепеку, чтобы полюбоваться своим портретом. Проведя почти всю жизнь в дороге, на обратном пути в Теночтитлан он умер. Это случилось в 1481 г.

Сменивший Ашайякатля Тисок правил недолго– с 1481 по 1486 г. Обстоятельства, при которых оборвалось его весьма короткое правление, весьма туманны: то ли он был отравлен, то ли ус гранен своими политическими противниками, очевидно, за военные неудачи. Его характер и деятельность остались для нас весьма загадочными. Знаменательно, что сами ацтеки прозвали его Заходящим Солнцем, как бы символизируя закат при нем ацтекского военного могущества.

Восьмым верховным правителем ацтеков Теночтитлана был выбран Ауисотль или «Водяная собака» (1486–1502). Его избранию предшествовала серьезная борьба между дворцовыми группировками. По некоторым данным, она была столь острой, что трон даже оставался незанятым весьма продолжительное время

Принято считать, что были две возможные кандидатуры – Тлакаелель и младший брат Ашайякатля и Тисокг – Ауисотль. Причем они оба могли претендовать на наследование власти по одному и тому же принципу – принципу перехода власти от брата к брату Только Тлакаелель имел это право как брат Мотекухсомы I Старшего, а Ауисотль – как брат Тисока и Ашайякаля Подобное противостояние поколений и ветвей правящего рода было причиной всех проблем.

Правитель города Тескоко, сын Несауалькойотля, влиятельный Несауальпилли отдавал предпочтение Тлакаелелю, а Ауисотль, естественно, заявлял о своих правах. Престарелый Тлакаелель, якобы сославшись в очередной раз на преклонный возраст (вспомним историю с выборами Ашайякатля?! ), заявил, что сначала свои права должен реализовать последний из трех законных потомков Мотекухсомы I, т. е. Ауисотль, и только затем это право перейдет к его, Тлакаелеля, потомкам! Что это – хитроумный «ход конем» многоопытного «серого кардинала» нескольких ацтекских «императоров», предпочитавшего руководить, находясь в тени, либо…?

Безоговорочно принимать версию о добровольном отказе Тлакаелеля от высшей власти сегодня вряд ли возможно: слишком многое остается неясным. Тем более что неспроста Тлакаелель был объявлен «покровителем» Ауисотля до самой своей смерти, т. е. сохранял право контроля за действиями нового верховного правителя.

С именем Ауисотля связан важнейший период в истории ацтекского государства. Военная экспансия Теночтитлана достигла при нем наибольшего размаха. Ауисотль – один из самых (если не самый) знаменитых ацтекских завоевателей. О нем отзывались как о прирожденном воине, настоящем военном маньяке. Все военные успехи «Тройственной лиги» той поры напрямую связаны прежде всего с его именем. При нем продолжалось активное укрепление ведущего положения Теночтитлана в «Тройственной лиге», окончательно утвердившееся только при следующем верховном правителе.

Главным делом Ауисотля на протяжении всей жизни была война. Продолжая традиции своих предшественников, он сосредоточился на двух стратегических направлениях – на юг и восток, так как путь на запад был перекрыт неукротимыми тарасками, умело давшими отпор ацтекам еще при Ашайякатле, а на севере жили отсталые племена, чье покорение не представляло ни экономического, ни политического интереса. К тому же Ауисотлю приходилось тратить очень много сил на усмирение бунтов и восстаний на ранее завоеванных землях.

В начале 90‑ х годов XV в. по его приказу полчища ацтекских суперсолдат стремительно вышли на побережье Тихого океана, захватив территорию от современного Акапулько до Гуатуско на границе Гватемалы. На побережье Мексиканского залива они подчинили уастеков и дошли до устья реки Пануко. Ведомые своим воинственным «императором», ацтекские «легионы» совершили изнуряющий (путь туда‑ обратно составлял более 1200 км), но в целом успешный поход и на Теуантепек.

В этой далекой экспедиции были крайне заинтересованы богатые ацтекские купцы, которые стремились установить контроль над торговыми путями, ведущими в Соконуско и далее к гватемальским майя. Теуантепек поставлял продукцию и продукты тропического юга, прежде всего какао, перья редких птиц, использовавшихся в ацтекских ремеслах и искусстве, золото и хлопок. Значительную часть населения Теуантепека составляли сапотеки. Какое‑ то время ацтеки, удовлетворившись экономическим контролем, позволили им сохранять политическую автономию. Однако скоро присутствие ацтеков стало вызывать острое недовольство местного населения и особенно местных торговцев. Ацтеки, опираясь на оставленные здесь гарнизоны, навязывали жителям Теуантепека в обмен на какао, золото, изделия из него и из драгоценных камней товары, не представлявшие для них интереса.

В то время сапотеками правил Косихоеса, последний сильный правитель этого народа. Не желая оставаться марионеткой «Тройственной лиги», он для совместной борьбы против могущественных ацтеков пошел на заключение союза со своими заклятыми врагами – миштеками. Сапотеки и миштеки, объединившись, создали внушительную армию. Под руководством Косихоесы она разгромила оставленные ацтеками гарнизоны и отбила Теуантепек.

Узнав о мятеже Косихоесы, Ауисотль сначала не собирался выступать в далекий поход, поскольку его армия была ослаблена предыдущими тяжелыми кампаниями. Однако, получив сообщение о разгроме гарнизонов в Теуантепеке, пришел в неописуемую ярость и решил наказать свободолюбивых сапотеков и их союзников.

Между тем сапотеки, понимая, что им не устоять в открытом бою против стремительного натиска многочисленных спаянных железной дисциплиной «легионов» Ауисотля, предусмотрительно отступили высоко в горы и прекрасно укрепились на одной из них, обеспечив себя запасами продовольствия и вооружения (особенно отравленными стрелами). Ацтекские «легионеры», изнуренные длительным переходом, отказались от лобовой атаки, предпочтя осаду. Однако сапотеки очень умело защищались, совершая частые и неожиданные вылазки. В результате ацтекская армия, хотя и неоднократно перегруппировывала свои силы, потеряла почти половину своего состава убитыми, ранеными и больными. Подкрепления, не раз подходившие из далекого Теночтитлана, не смогли изменить хода безуспешной осады.

Тогда Ауисотль решил пойти на мир с Косихоесой, закрепив его браком вождя сапотеков с самой красивой своей дочерью. Осторожный Косихоеса не поверил в искренность предложения о мире, отказался он и от женитьбы, резонно заявив, что никогда не видел предлагаемой ему в жены девушки. По совету мудрого Тлакаелеля Ауисотль ловко устроил «случайную» встречу своей дочери с Косихоесой в момент ее… купания. Правитель сапотеков был сражен прелестями ацтекской красавицы‑ «принцессы». Свадьба состоялась, почетный для обеих сторон мир был заключен, но покорение сапотеков ацтеками было скорее номинальным, чем фактическим Неопределенность в отношениях этих двух народов сохранялась до конца правления Ауисотля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...