Предыстория инков: Тиауанако и Уари
Предыстория инков: Тиауанако и Уари
Что мы знаем о Тиауанако?
Одними из предшественников инков были индейцы из высокогорного (более 3, 8 тыс. м над уровнем моря) Тиауанако (VIII–XIII вв. н. э. ), располагавшегося на Боливийском плоскогорье в окрестностях крупнейшего (площадью 8300 кв. км) из высокогорных озер соленого озера Титикака, Окружающая его пуна, или безлесное высокогорное плато, поражает воображение своей дикостью и мрачностью. Это скалистое плато с жесткой травой ичу постоянно обдувают злые ветры с высоких гор. В этом труднодоступном районе Анд за день по четыре времени года: весна начинается с восходом солнца, в полдень господствует лето, вечером царит осень, а ночью правит бал суровая и лютая зима. Ни один древнеперуанский памятник культуры, кроме, пожалуй, Чавина и Куско, не вызывал у первых европейцев такого волнения и таких фантастических домыслов о его происхождении, как Тиауанако. Долгое время Тиауанако считали останками некой легендарной «мегалитической империи», возникшей чуть ли не 16–17 тыс. лет назад. В древности ежегодно стекавшиеся в южные окрестности озера Титикака многочисленные паломники якобы приносили с собой огромные каменные глыбы, из которых собственными руками возводили мощные стены своего «священного града». Некоторые особо ретивые «исследователи» считали, что к строительству Тиауанако причастны… скандинавские викинги! Есть и другие, порой нелепые версии происхождения Тиауанако: например, Адам и Ева обитали в… Тиауанако, или Тиауанако построили… космонавты‑ инопланетяне. Сегодня такие версии, придающие Тиауанако ореол загадочности, вызывают лишь скептические усмешки ученых.
Исследователи не исключают, что Тиауанако, подобно центральноамериканскому Теотиуакану, был городом‑ государством с некой подвластной ему окрестной территорией. Среди руин этого древнего южноамериканского культурного центра, чье население могло насчитывать десятки тысяч (от 20 до 40 тыс. ) людей, наиболее впечатляют самая крупная постройка города – Акапана, 15‑ метровая пирамида с основанием 230 метров, и Каласасайя – приподнятая над поверхностью земли платформа площадью около 1300 кв. м, окруженная четырехгранными каменными столбами. Именно на ней находится знаменитые Ворота Солнца, которые сложены из гигантских 3‑ метровых андезитовых глыб, весящих много десятков тонн. Тиауанакские скульпторы были большими мастерами своего дела, оставив после себя множество великолепных статуй (иногда высотой 7 м), запечатлевших скорее всего образы воинов и жрецов. Изящные изделия гончаров Тиауанако не уступают керамике Наска. Порой тиауанакские вазописцы позволяли себе причуды, изображая такие фантастические существа, как, например, крылатые пумы и т. п. Тиауанакцы, несомненно, знали искусство обработки металлов – им были знакомы золото, серебро, медь и бронза; они также были искусными ткачами. Эта, безусловно, интереснейшая горная культура еще недостаточно изучена. Однако предполагается, что к концу своего существования Тиауанако оказывало существенное культурное влияние не только на свои окрестности, но и на южное Перу, вплоть до пустыни Атакама в Чили.
Уари – наследница Тиауанако?
Результатом культурного влияния Тиауанако, по мнению некоторых ученых, могло быть появление во 2‑ й половине 1 – го тысячелетия н. э. культуры Уари с одноименным центром, населенным десятками (? ) тысяч людей, в горной долине Аякучо в Центральном Перу. Его стены и укрепления, здания и храмы нанимали 10 000 кв. м. Архитектура и скульптура Уари заметно уступали Тиауанако в искусности.
Не исключается, что именно культура Уари распространила свое влияние почти на всю территорию Перу накануне возникновения государства инков, став чуть ли не первой «империей» в Перу в доколумбову эпоху. (Впрочем, это всего лишь гипотеза. ) Ее семерным форпостом, очевидно, был город‑ крепость Виракочапампа в горной долине Кахамарке, а южным – Пикильякта (фантастический лабиринт из более 500 комнат и коридоров) близ Куско. Принято считать, что горная «империя» Уари оказала огромное влияние на развитие современных ей прибрежных культур. Подробнее рассказать об Уари, пришедшей в упадок в VIII в., затруднительно из‑ за недостатка проверенной информации. Тем более что картина жизни древних народов горного Перу только‑ только начинает вырисовываться.
Чимор – предпоследний владыка Древнего Перу
Прибрежное «царство» Чимор, или культура Чиму (X–XV вв. ), заслуживает особого внимания. К моменту инкского завоевания (XV в. ) оно превратилось во внушительную «империю» на северном побережье Перу со знаменитой столицей Чан‑ Чан (площадью около 26 кв. км, населением около 20–30 тыс. человек) в низовьях долины Моче, где когда‑ то находился центр цивилизации мочика. В Чан‑ Чане, крупнейшем городе доколумбовой Южной Америки, наряду с кварталами городской бедноты, жившей в небольших глиняных хижинах, существовал район зажиточных и знатных граждан. Центральную часть города составляли 10 больших прямоугольных дворцов комплексов (сьюдадел), чьи сырцовые стены достигали 4–5 м в толщину и 9 м в высоту. Сьюдадела обычно делилась на три части. Передняя часть, где находились двор с колодцем и хранилища, очевидно, предназначалась для накопления, хранения и распределения продуктов, которые стекались в столицу государства с сельской округи и подчиненных территорий в качестве налогов или дани. Назначение центральной части сьюдаделы связано с заупокойным культом. Здесь погребали знать, правителя и членов его семьи. Жил же «царь» со своими домочадцами, свитой и слугами в задней, наименее доступной части дворца. Логичен вопрос – почему сьюдадел десять?
Установлено, что сьюдаделы строились последовательно, причем каждая возводилась, видимо, для определенного правителя. После его смерти сьюдаделу покидали, и наследник (следующий «царь») жил и правил уже в другой, новой. Таким образом, эти постройки отражают жизнь около 10 поколений «царей» Чимора. Вот почему сьюдадел десять, В целом облик Чан‑ Чана напоминает современный ему центральномексиканский город ацтеков – Теночтитлан. Чан‑ Чан окружали поля, которые орошались сложными ирригационными системами, в том числе грандиозными акведуками, вроде канала Ла‑ Кумбре между соседними долинами Моче и Чикама. На подвластной «царству» территории располагались поселения, напоминающие по своей планировке столицу. Видимо, это были местные административные центры. Одним из них был Пакатнаму – сегодняшний Пакасмайо. Глиняные стены столичных сьюдадел покрыты затейливым рельефным орнаментом. Это ступенчатые узоры и спирали, многократно повторяющие изображения стилизованных фигур рыб, птиц, животных, изображения божеств в пышных головных уборах. В таком же ковровом стиле были изготовлены ткани и отчасти черная керамика Чимора. В последней особенно четко видна преемственность культур чиму и мочика, ведь изначально чиму занимали земли, на которых некогда жили мочика. И все же творческий дух и эстетический вкус чимуских гончаров существенно уступали мочикским. Продукция их была однотипной, в ней не чувствовалось мочикского стремления к совершенству и изобретательности. Уже не делались расписные сосуды со сценами, полными жизни, как у мочика. Характерным изделием ремесленников чиму стал сосуд с двумя отверстиями, одно из которых издавало свист, когда в него входил воздух при выливании жидкости из другого отверстия. Заметно уступая мочика в керамике, мастера чиму достигали высокого искусства в обработке металлов (медь, мышьяковистая бронза, серебро и золото). Холодная штамповка, очевидно, была наиболее распространенным приемом обработки металла. Иногда для улучшения его ковкости заготовку могли нагревать.
Будучи преемником цивилизации мочика, государство Чимор и XIV в. вышло за пределы территории своего «прародителя», и уже в середине XV в. образовалась «империя», включившая в себя нее побережье Перу, от Тумбеса (Эквадор) на севере до Лимы (Перу) на юге. Ее границы защищали форпосты, например мощная крепость Парамонга. Расположенная на скалистом холме, она тремя уступами поднималась на высоту 15 м, господствуя над долиной Форталесы. По мнению некоторых специалистов, Парамонга нисколько не уступает средневековым замкам. Взять ее приступом было почти невозможно. Даже если бы неприятель сумел проникнуть внутрь цитадели, ему пришлось бы преодолеть много препятствий: вся постройка состояла из множества тупиков и коридоров. Интересно, что и сюда, в это поистине орлиное гнездо, чиму сумели провести водопровод. Парамонга, одна из наиболее хорошо сохранившихся крепостей чиму, выглядит особенно эффектно, когда на нее смотришь с самолета. История Чимора трагична, но рассказ об этом впереди.
* * *
Мочика, Наска, Тиауанако, Уари, Чимор и Лима (конец 1‑ го – начало 2‑ го тысячелетия н. э. ) на центральном побережье Перу со столицей Пачакамак, вторым по величине городом древнего Перу, а также некоторые другие, по ряду веских причин не рассматриваемые нами, до‑ испанские культуры Перу вполне заслуживают того, чтобы поставить их в один ряд с наиболее выдающимися цивилизациями мира. В начале XV в. в Перу сложились все необходимые условия для возникновения андской «империи» инков. Население андского региона значительно увеличилось, а хорошо развитые земледелие, животноводство, рыболовство, охота, собирательство и другие виды хозяйственной деятельности позволили освободить большое количество людей от производства и добывания продуктов питания. Появились профессиональные жрецы, чиновники‑ администраторы, военные, строители, торговцы и др. Была усовершенствована ранее созданная превосходная сеть коммуникаций (дорог, мостов, переправ), облегчавшая контроль над подданными и связь со всеми частями «сверхдержавы». Отлаженное хозяйственно‑ административное устройство «империи» позволяло накопить огромные запасы продуктов питания и предметов роскоши. Их распределением ведала центральная (верховная) власть. Спокойствие народных масс обеспечивалось запасами продовольствия, а лояльность знати и жречества – распределением между ними предметов роскоши. В результате инки, унаследовавшие и развившие многие вековые традиции в области архитектуры, агрономии, сооружения оросительных систем, ремесленной техники, астрономии, искусств, медицины и т. п. более ранних цивилизаций, разгромили всех своих соперников и создали самую обширную и могущественную «империю» доколумбовой Америки, простиравшуюся от Центрального Чили до Южной Колумбии. Но об инках чуть позднее, а сейчас обратимся к рассказу о самых знаменитых и самобытных металлургах и ювелирах доколумбовой Америки – золотых дел мастерах древней Колумбии. Именно здесь располагался один из важнейших центров по обработке металлов древнего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|