Денежные доходы и заработная плата
Таблица 23 Динамика показателей уровня жизни населения[53]
По предварительной оценке по итогам 2011 года среднедушевые денежные доходы населения за 2011 год составили 30 922,7 рубля, снизившись на 1,6 % к уровню 2010 года, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения (скорректированные на уровень инфляции) составили 90,4 % (по Российской Федерации – 100,8 %). На снижение реальных располагаемых доходов населения по итогам 2011 года повлияло: – недостаточный рост уровня заработной платы; – падение доходов от собственности (в 6 раз к уровню 2010 года), от продажи иностранной валюты (72,7 % к уровню 2010 года). – уменьшение числа лиц, осуществляющих работу по совместительству, по договорам гражданско–правового характера на 1%, при этом по видам деятельности основной отток произошел по организациям топливно–энергетического комплекса на 20 %;
– снижение дохода, полученного населением по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности организации более чем на 50 %; увеличение на работающего нагрузки по содержанию семьи, в связи с положительным сальдо естественного прироста. Кроме этого косвенно на снижение темпов уровня доходов населения повлияли следующие факторы: высокий уровень жизни в Югре, среднедушевые доходы населения автономного округа обеспечивают три бюджета прожиточного минимума, что позволяет сделать выбор в пользу ведения домашнего хозяйства; постепенное снижение коэффициента совмещения ставок у работников бюджетной сферы, в связи с планомерным повышением уровня заработной платы; В Югре сложилась тенденция устойчивого роста потребительских и ипотечных кредитов, по числу которых автономный округ занимает 7 место, а по их объему 4 место среди субъектов Российской Федерации[57]. В связи с этим в 2011 году было зафиксировано увеличение более 10% на платежи по займам в связи с ускорением кредитования физических лиц. Такая ситуация существенно влияет на один из основных показателей благосостояния населения автономного округа – “среднедушевые денежные доходы населения”. В соответствии с методикой Росстата по расчету этого показателя из суммы совокупного дохода вычитается сумма обязательных платежей (в том числе кредитов), которые население вносит в отчетном периоде. При этом оживление потребительского кредитования, повлияло на успехи торговли. Впервые с момента начала кризиса в автономном округе индекс физического объема розничной торговли превысил уровень предыдущего года и составил 100,8 %. В то же время в номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2011 год – 4 место по Российской Федерации после Ямало–Ненецкого, Ненецкого и Чукотского автономных округов)[58].
Принципиальным результатом 2011 года является достижение темпа роста реальной заработной платы на уровне 104,3 %. Годом ранее Югра входила по этому показателю в группу аутсайдеров среди субъектов Российской Федерации с показателем в 99,4 %, при среднероссийском 105,2 %. Таблица 24 Динамика заработной платы работников[59] рублей
Улучшению ситуации на рынке труда способствовала политика, проводимая Правительством автономного округа в социальной сфере. В целях повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда с 9 415 рублей в 2011 году на 8,9 % до 10 250 рублей был увеличен минимальный размер оплаты труда. Завершен переход на новую систему оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях Ханты–Мансийского автономного округа – Югры, на реализацию которого расходы по фонду оплаты труда государственных и муниципальных учреждений автономного округа с 1 декабря 2010 года увеличены на 20 %.
С 1 сентября 2011 года в автономном округе на 7 % вновь увеличены расходы, направляемые на фонд оплаты труда государственных и муниципальных учреждений автономного округа. Кроме того, на 18 % увеличен фонд оплаты труда в отношении отдельных категорий работников, в том числе учителей, работников дошкольных образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинского персонала общеобразовательных и дошкольных учреждений, а также музейных и библиотечных работников. В результате оплата труда перечисленных категорий работников с 1 сентября 2011 года в среднем увеличилась на 25 %. В 2011 году на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы из консолидированного бюджета автономного округа направлено 2,4 млрд. рублей.
Пенсионное обеспечение
Численность получателей пенсий в автономном округе в 2011 году составила около 350 тыс. человек или 22,0 % от общей численности постоянного населения автономного округа. В целях увеличения уровня доходов граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение, в 2011 году были предприняты меры как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Правительства автономного округа. Государственные пенсии проиндексированы: 1 февраля на 8,8 %; 1 апреля на 10,27 %. На 1 января 2012 года число получателей дополнительной пенсии из бюджета автономного округа составляло 179,5 тыс. человек. Индексация дополнительной пенсии из бюджета автономного округа в 2011 году прошла: в марте на 7 %; в сентябре на 10 %. В результате средний размер доплаты составил 1010,9 рублей (2010 год – 844 рубля). В 2011 году в результате принятых Правительством автономного округа мер по государственному стимулированию развития дополнительного пенсионного обеспечения законом Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2011 года № 63–оз “О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечении отдельных категорий граждан в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре” установлена доплата из бюджета автономного округа гражданам, в пользу которых работодатель вносит пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения.
Занятость населения
Одной из первоочередных задач органов власти в 2011 году было создание условий для сохранения и повышения уровня занятости населения. Правительством автономного округа был реализован комплекс мероприятий, направленных на содействие занятости населения, высвобождаемого с предприятий или оказавшегося под угрозой увольнения: содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; содействие временному трудоустройству граждан, а также несовершеннолетних граждан; оказание услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации; содействие трудоустройству незанятых инвалидов и родителей, воспитывающих детей–инвалидов, многодетных родителей и другие. В результате по итогам 2011 года Ханты–Мансийский автономный округ–Югра вошел в число 10 субъектов Российской Федерации имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы (1,0 % и менее). Таблица 25 Динамика показателей занятости населения
х– нет данных.
Активная политика, проводимая Правительством Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в сфере занятости населения, позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда и достичь показателей докризисного периода. За последний пятилетний период (2007–2011 годы): численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, снизилась в 1,4 раза: с 11,3 тыс. человек в 2007 году до 8,0 тыс. человек в 2011 году; уровень регистрируемой безработицы снизился в 1,5 раза и составил на конец 2011 года 0,87 %, что в 2 раза ниже значения показателя в целом по Российской Федерации (по РФ на 31.12.2011 – 1,7 %); коэффициент напряженности снизился с 0,8 человек на 1 свободное рабочее место в 2007 году до 0,5 в 2011 году, а по сравнению с кризисным 2009 годом показатель снизился в 3,6 раза (на конец 2009 года – 1,8 чел./раб. место). Стабилизации ситуации на рынке труда способствовала реализация мероприятий программ автономного округа: “Содействие занятости населения” на 2011–2013 годы” и “О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда автономного округа, в 2011 году”. Объем консолидированных средств, направленных на реализацию политики в сфере занятости населения и снижения напряженности на рынке труда за 2011 год, составил 581,7 млн. рублей (включая субвенции федерального бюджета направленные на реализацию мероприятий активной, в том числе: федеральные средства – 177,8 млн. рублей, средства автономного округа – 403,9 млн. рублей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|