Основные параметры консолидированного бюджета автономного округа
Таблица 26 Динамика параметров бюджета[64] млрд. рублей
Бюджетная политика автономного округа в 2011 году была направлена на повышение качества жизни населения округа, обеспечение сбалансированности бюджетной системы автономного округа, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе обеспечения экономической стабильности в автономном округе. Стабилизация экономической ситуации в округе обусловила планомерное поступление доходов в бюджетную систему Ханты–Мансийского автономного округа – Югры и, соответственно, бесперебойное финансирование запланированных расходов. Политика в сфере доходов в 2011 году была направлена на создание условий для сохранения и развития налогового потенциала Югры. Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного и делового климата, в том числе в форме благоприятного режима налогообложения, координация действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления автономного округа с налоговыми органами и другими администраторами доходов, установление жесткого контроля за ростом недоимки по налогам и сборам и принятие всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения, стало залогом обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета автономного округа по итогам года.
Кроме того, заметно изменившаяся экономическая ситуация в стране и округе, в том числе за счет роста цены на нефть, способствовала исполнению доходов с превышением плановых назначений и ежегодному увеличению темпа роста. За 2011 год в консолидированный бюджет Ханты–Мансийского автономного округа – Югры поступило доходов (без учета территориальных внебюджетных фондов) в сумме 204,5 млрд. рублей, что выше уточненного плана на 1,4%, или на 2, 8 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом в консолидированный бюджет автономного округа дополнительно поступило 37,1 млрд. рублей В 2011 году реализованы основные приоритеты заявленной бюджетной политики в области расходов, которые заключались в решении приоритетных задач социальной сферы, экономически значимых программ и мероприятий, безусловном выполнении принятых социальных обязательств перед гражданами Югры. Расходы консолидированного бюджета Ханты–Мансийского автономного округа – Югры (без территориальных внебюджетных фондов) исполнены в сумме 192, 5 млрд. рублей, или на 91,1 % к годовым бюджетным назначениям, к уровню 2010 года прирост составил 22,4 млрд. рублей. Консолидированный бюджет автономного округа был и остается социально–ориентированным. Его социальная направленность сохранилась и по итогам 2011 года. От общих расходов консолидированного бюджета автономного округа 63,2 % направлено на развитие здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта. В абсолютной сумме это составляет 121, 7 млрд. рублей. Прирост социальных расходов к уровню 2010 года сложился в сумме 16, 3 млрд. рублей.
Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления автономного округа в 2011 году осуществлялось в направлении дальнейшего укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышении заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала, для эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения. Используемый в процессе межбюджетного регулирования механизм замещения дотации дифференцированным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц позволил привлечь в бюджеты муниципальных образований 290,6 млн. рублей сверх причитающейся дотации, что дало возможность муниципалитетам направить их на свои нужды. По итогам 2011 года обязательства округа перед муниципальными образованиями в предоставлении межбюджетных трансфертов выполнены в полном объеме. С 2011 года в механизм стимулирования муниципальных образований автономного округа к повышению эффективности своей деятельности был введен инструмент, оценивающий муниципальные образования по качеству организации и осуществления бюджетного процесса с предоставлением поощрительной выплаты (грантов) по результатам набора максимального количества баллов. Сбалансированным результатом бюджетной политики автономного округа отчетного 2011 года стало исполнение консолидированного бюджета Ханты–Мансийского автономного округа-Югры с профицитом. Долговая политика Югры свидетельствует о консервативном применении долговых инструментов для финансирования проектов развития, поддержания безупречной репутации заемщика. В 2011 году сохранен Резервный фонд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в объеме 8,0 млрд. рублей, средства которого предназначены для исполнения расходных обязательств автономного округа в случае недостаточности доходов бюджета автономного округа для финансового обеспечения расходных обязательств.
15. Программно–целевой метод планирования бюджета
Основным инструментом перехода от планирования ресурсов к планированию результатов выступают бюджетные целевые программы, позволяющие в рамках программно–целевого метода сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения проблем.
Таблица 27 Динамика показателей целевых программ
Основными принципами формирования бюджетных целевых программ являются: применение комплексного подхода, который предусматривает решение проблемы с учетом факторов (социально–экономических, демографических, экологических, культурных, организационно–административных и др.), оказывающих влияние на соответствующую сферу; разграничение сфер деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа; эффективное использование финансовых средств, направляемых на реализацию программ, обеспечивающее достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Руководствуясь вышеизложенными принципами, в 2011 году осуществлялась реализация 28 целевых и 15 ведомственных целевых программ.
Объем расходов бюджета автономного округа, формируемых программно–целевым методом, по итогам 2011 года составил 42,2 млрд. рублей. По оценочным данным, с учетом всех источников финансирования, объем средств на реализацию целевых программ сложился в сумме 93,5 млрд. рублей. Доля программно–целевых расходов в общем объеме расходов бюджета автономного округа в 2011 году составила 29,3 %, увеличившись против уровня 2010 года на 5,6 процентных пунктов. В соответствии со стратегическими документами социально–экономического развития автономного округа, а также основываясь на послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, средства бюджета автономного округа на реализацию целевых программ в 2011 году были распределены по следующим сферам деятельности: Таблица 28 Динамика структуры бюджетных средств
Перед Правительством автономного округа поставлена задача по переходу на “программный бюджет”, подразумевая формирование расходной части бюджета с использованием программной структуры. В целях наиболее полного охвата сфер социально–экономического развития планируется формирование государственных программ, включающих в себя целевые, ведомственные целевые программы и отдельные программные мероприятия исполнительных органов государственной власти. В перспективе, государственные программы автономного округа станут своеобразным ядром всей системы управления, увязки стратегического планирования, бюджетного планирования, прогнозирования, законотворческой деятельности и организационных мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|