Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные параметры консолидированного бюджета автономного округа




Таблица 26

Динамика параметров бюджета[64]

млрд. рублей

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год
План Факт План Факт План Факт
Доходы консолидированного бюджета, в том числе: 147,1 152,4 162,7 167,4 201,7 204,5
доходы бюджета автономного округа 104,5 109,0 117,2 121,1 155,8 157,3
Расходы консолидированного бюджета, в том числе: 163,2 150,6 181,4 170,1 211,3 192,5
расходы бюджета автономного округа 112,1 109,9 123,6 120,8 155,8 149,7
Доля расходов на социальную сферу в общей сумме расходов, в процентах х 62,4 х 60,9 х 63,2
Доля расходов экономического характера в общей сумме расходов, в процентах х 21,7 х 23,3 х 22,8
Профицит/дефицит консолидированного бюджета, в том числе: –16,1 1,8 –18,7 –2,7 –9,6 12,0
профицит/дефицит бюджета автономного округа –7,6 –0,9 –6,4 0,3   7,7
Резервный фонд автономного округа 5,0 5,0 8,0
Государственный долг автономного округа 13,9 10,9 6,0

 

Бюджетная политика автономного округа в 2011 году была направлена на повышение качества жизни населения округа, обеспечение сбалансированности бюджетной системы автономного округа, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе обеспечения экономической стабильности в автономном округе.

Стабилизация экономической ситуации в округе обусловила планомерное поступление доходов в бюджетную систему Ханты–Мансийского автономного округа – Югры и, соответственно, бесперебойное финансирование запланированных расходов.

Политика в сфере доходов в 2011 году была направлена на создание условий для сохранения и развития налогового потенциала Югры.

Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного и делового климата, в том числе в форме благоприятного режима налогообложения, координация действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления автономного округа с налоговыми органами и другими администраторами доходов, установление жесткого контроля за ростом недоимки по налогам и сборам и принятие всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения, стало залогом обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета автономного округа по итогам года.

Кроме того, заметно изменившаяся экономическая ситуация в стране и округе, в том числе за счет роста цены на нефть, способствовала исполнению доходов с превышением плановых назначений и ежегодному увеличению темпа роста.

За 2011 год в консолидированный бюджет Ханты–Мансийского автономного округа – Югры поступило доходов (без учета территориальных внебюджетных фондов) в сумме 204,5 млрд. рублей, что выше уточненного плана на 1,4%, или на 2, 8 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом в консолидированный бюджет автономного округа дополнительно поступило 37,1 млрд. рублей

В 2011 году реализованы основные приоритеты заявленной бюджетной политики в области расходов, которые заключались в решении приоритетных задач социальной сферы, экономически значимых программ и мероприятий, безусловном выполнении принятых социальных обязательств перед гражданами Югры.

Расходы консолидированного бюджета Ханты–Мансийского автономного округа – Югры (без территориальных внебюджетных фондов) исполнены в сумме 192, 5 млрд. рублей, или на 91,1 % к годовым бюджетным назначениям, к уровню 2010 года прирост составил 22,4 млрд. рублей.

Консолидированный бюджет автономного округа был и остается социально–ориентированным. Его социальная направленность сохранилась и по итогам 2011 года.

От общих расходов консолидированного бюджета автономного округа 63,2 % направлено на развитие здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта. В абсолютной сумме это составляет 121, 7 млрд. рублей. Прирост социальных расходов к уровню 2010 года сложился в сумме 16, 3 млрд. рублей.

Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления автономного округа в 2011 году осуществлялось в направлении дальнейшего укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышении заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала, для эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Используемый в процессе межбюджетного регулирования механизм замещения дотации дифференцированным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц позволил привлечь в бюджеты муниципальных образований 290,6 млн. рублей сверх причитающейся дотации, что дало возможность муниципалитетам направить их на свои нужды.

По итогам 2011 года обязательства округа перед муниципальными образованиями в предоставлении межбюджетных трансфертов выполнены в полном объеме.

С 2011 года в механизм стимулирования муниципальных образований автономного округа к повышению эффективности своей деятельности был введен инструмент, оценивающий муниципальные образования по качеству организации и осуществления бюджетного процесса с предоставлением поощрительной выплаты (грантов) по результатам набора максимального количества баллов.

Сбалансированным результатом бюджетной политики автономного округа отчетного 2011 года стало исполнение консолидированного бюджета Ханты–Мансийского автономного округа-Югры с профицитом.

Долговая политика Югры свидетельствует о консервативном применении долговых инструментов для финансирования проектов развития, поддержания безупречной репутации заемщика.

В 2011 году сохранен Резервный фонд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в объеме 8,0 млрд. рублей, средства которого предназначены для исполнения расходных обязательств автономного округа в случае недостаточности доходов бюджета автономного округа для финансового обеспечения расходных обязательств.

 

15. Программно–целевой метод планирования бюджета

 

Основным инструментом перехода от планирования ресурсов к планированию результатов выступают бюджетные целевые программы, позволяющие в рамках программно–целевого метода сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения проблем.

Таблица 27

Динамика показателей целевых программ

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
план факт план факт план факт план факт
Количество бюджетных целевых программ, сформированных в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 30.11.2007 № 306–п, ед., в том числе:        
количество целевых программ, ед.        
количество ведомственных целевых программ, ед.        
Объем финансирования из бюджета автономного округа бюджетных целевых программ, млрд. рублей, в том числе: 55,4 48,2 24,8 24,6 29,8 27,5 44,9 42,2
объем финансирования целевых программ, млрд. рублей 54,6 47,5 24,2 24,0 29,0 26,7 42,2 39,7
объем финансирования ведомственных целевых программ, млрд. рублей 0,8 0,7 0,6 0,6 0,8 0,8 2,7 2,5
Доля расходов бюджета автономного округа, формируемых через бюджетные целевые программы в соответствии с перечнем программ, утвержденным законом о бюджете автономного округа, % 26,9 22,8 23,7 29,3

 

Основными принципами формирования бюджетных целевых программ являются:

применение комплексного подхода, который предусматривает решение проблемы с учетом факторов (социально–экономических, демографических, экологических, культурных, организационно–административных и др.), оказывающих влияние на соответствующую сферу;

разграничение сфер деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

эффективное использование финансовых средств, направляемых на реализацию программ, обеспечивающее достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Руководствуясь вышеизложенными принципами, в 2011 году осуществлялась реализация 28 целевых и 15 ведомственных целевых программ.

Объем расходов бюджета автономного округа, формируемых программно–целевым методом, по итогам 2011 года составил 42,2 млрд. рублей. По оценочным данным, с учетом всех источников финансирования, объем средств на реализацию целевых программ сложился в сумме 93,5 млрд. рублей.

Доля программно–целевых расходов в общем объеме расходов бюджета автономного округа в 2011 году составила 29,3 %, увеличившись против уровня 2010 года на 5,6 процентных пунктов.

В соответствии со стратегическими документами социально–экономического развития автономного округа, а также основываясь на послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, средства бюджета автономного округа на реализацию целевых программ в 2011 году были распределены по следующим сферам деятельности:

Таблица 28

Динамика структуры бюджетных средств

 

Направление 2010 год 2011 год
бюджет автономного округа млрд. рублей доля, % бюджет автономного округа млрд. рублей доля, %
Улучшение жилищных условий и содействие развитию жилищного строительства 7,8 29,3 14,0 35,4
Социальная сфера 10,3 38,5 12,9 32,4
Снятие инфраструктурных ограничений 6,1 22,9 9,8 24,7
Безопасность жизнедеятельности 1,4 5,1 1,7 4,3
Реальный сектор экономики 1,1 4,2 1,3 3,2
Итого 26,7   39,7  

 

Перед Правительством автономного округа поставлена задача по переходу на “программный бюджет”, подразумевая формирование расходной части бюджета с использованием программной структуры. В целях наиболее полного охвата сфер социально–экономического развития планируется формирование государственных программ, включающих в себя целевые, ведомственные целевые программы и отдельные программные мероприятия исполнительных органов государственной власти.

В перспективе, государственные программы автономного округа станут своеобразным ядром всей системы управления, увязки стратегического планирования, бюджетного планирования, прогнозирования, законотворческой деятельности и организационных мероприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...