Задание для самостоятельной работы студентов
Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о различных величинах
Лекция № 9 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ ПЛАН 1. Анализ программных задач. 2. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д) дидактические игры и упражнения. Анализ программных задач 1. Учить выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы по размеру на глаз: а) разные по величине (резко контрастные); б) одинаковые по величине. Активизация словаря: учить пользоваться словами: «большой — маленький»; «больше — меньше»; «одинаковые по размеру». '2. Показать трехмерность пространства. Познакомить с различными параметрами величины предмета: а) длиной; б) шириной; в) высотой; г) толщиной. Активизация словаря: учить величину и результаты сравнения обозначать словами: а) «длинный — короткий», «длиннее — короче», «одинаковые по длине»; б) «широкий — узкий», «шире — уже», «одинаковые по ширине»; в) «высокий — низкий», «выше — ниже», «одинаковые по высоте»; г) «толстый — тонкий», «толще — тоньше», «одинаковые по толщине». 3. Учить сравнивать предметы по величине приемами приложения и наложения. 4. Развивать глазомер. 5. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру (выкладывать сериационные ряды). 6. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов по размеру. 7. Учить измерять длину с помощью условной мерки.
8. Познакомить с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром. 9. Формировать представление об объеме, измерении объема жидких и сыпучих веществ условными мерками. Познакомить с литром.
10.Формировать представление о массе предметов и ее изменении условными мерками. Познакомить с килограммом. 11.Учить делить предметы и геометрические фигуры на две и четыре равные части.
Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета (задачи 1, 2) Предварительная работа Маленькие дети (до 3 лет) в процессе игр, самостоятельной и специально организованной деятельности начинают выделять величину как пространственный признак предметов. Воспитатель показывает способы обследования предметов осязательно-двигательным путем, активизирует в речи слова «большой», «маленький» при сравнении резко контрастных по размеру предметов. Можно ввести термины: «размер», «одинаковые по размеру». Особенности наглядного материала Одинаковые предметы с ярко выраженным одним параметром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и равные по величине. Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др. Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др. Высота: дома, башни, деревья, люди и др. Толщина: палки, карандаши, деревья и др. Методика обучения Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, затем возвращаемся к общей величине как обобщению полученных сведений. Вначале рассматриваем два предмета контрастные по размеру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предмета по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине. Последовательность ознакомления: - длина, ширина, высота, толщина, величина (размер) * знакомство с параметром: «длинный – короткий»; * сравнение контрастных по величине параметров: «длиннее – короче»; * сравнение одинаковых по величине параметров: «одинаковые по длине».
Фрагмент 1: Программная задача: дать понятия «длинный — короткий». Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза. Организация: подгруппа детей вокруг стола. Ход: —Что это? —Какого цвета ленты? —Чем ленты отличаются? —Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.
Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами, Затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины. —Какая эта лента? —А эта? —Покажи длинную ленту. —Покажи короткую ленту.
Фрагмент 2: Программные задачи: дать понятия «длиннее — короче». Повторить понятия «один — много». Наглядный материал: демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, одинаковой ширины на фланелеграфе; раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и грибы (игрушечные или нарисованные). Организация: дети за партами. Ход: I. Работа с демонстрационным материалом. —Что это? —Какие? Чем отличаются? —Когда сравнивают, говорят: «красная полоска длиннее синей». —Повторите. —Про это можно сказать по-другому: «синяя полоска короче красной». —Повторите. Замечание: на вопрос «какой по длине?» дети отвечают «длинный, короткий». При сравнении говорят «длиннее, короче», не проглатывая окончания предложения. Взаимно обратные отношения «длиннее — короче» даются одновременно. Проговаривание терминов сопровождается проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности. //. Работа с раздаточным материалом —Покажите длинную полоску. —Покажите короткую полоску. —Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче. —На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов. —Расскажите, сколько грибов куда поставили. Фрагмент 3: Программная задача: дать понятие «одинаковые по длине». Наглядный материал: две полоски разной длины на фланелеграфе и много полосок двух таких же размеров на столе (по количеству детей). Организация: подгруппа детей вокруг стола. Ход: —Что это? —Какие? —Какая полоска длинная?
—Найдите на столе длинные полоски, прикрепите их на фланелеграф под длинной полоской.
—Эта полоска длинная, эта полоска длинная. Они все одинаковые по длине. Повторите.
— Покажи длинную полоску. Еще одну. Сравни их по длине. — Какая это полоска?
—Найдите короткие полоски на столе, прикрепите под короткой полоской. —Эта полоска короткая, эта полоска короткая. Они тоже одинаковые по... длине. Повторите. Замечание: дети могут предложить свои формулировки «по корочине». Надо объяснить им, что так говорить не принято, и тренировать в использовании правильных терминов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|