Задание для самостоятельной работы студентов
Составить конспект занятия для средней группы ДОУ по теме «Формирование счетной деятельности». Подобрать дидактические игры для выработки навыков счета с использованием различных анализаторов (задача 2).
ЛЕКЦИЯ № 7 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с 6-го года жизни) ПЛАН 1. Анализ программных задач. 2. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д) дидактические игры и упражнения. Анализ программных задач 1. Познакомить с составом числа из единиц. 2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел. 3. Познакомить с действиями сложения и вычитания. 4. Познакомить со знаками: +, —, =, <, >. 5. Научить решать и составлять арифметические задачи. 6. Познакомить с денежными знаками. Замечание: задачи № 3 и 4 решаются одновременно с задачами № 2 и 5 или еще раньше (см. «Счетную деятельность»). Методика ознакомления с составом числа из единиц (задача 1) Предварительная работа Когда сформирована счетная деятельность и у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц. Особенности наглядного материала Множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др. Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис.): Рис. Методика обучения Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например: «Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур». «Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры». В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка. Примерные задания: —Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал. —Расскажи по карточке, как составлено число. —Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.) Усложнения Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности. В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными). Дидактические игры «Я знаю пять имен девочек...» (игра с мячом) и др. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел (задача 2, 3, 4) Предварительная работа После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел. Особенности наглядного материала Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.
Методика обучения В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач. Фрагмент: Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел. Наглядный материал: круги голубые и красные, цифровые карточки). Ход: —Что это? —Какие? —Сколько?
—Какой цифрой можно обозначить? —А теперь сколько всего? —Сколько каких? —Обозначьте цифрами. —Как мы составили число 4? —Как можно по-другому? Вывод: — Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ. Усложнения Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10. Замечание: состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка. Примерные задания и вопросы: — На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому? — Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей? — У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке? — Нарисуйте на листе фигуры: треугольники — слева, квадраты — справа, всего — 7 фигур. Расскажите, кто как нарисовал. — На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла. — Покажите две карточки, чтобы всего было 9. — Какое число и как я составила? — Как можно составить число 10? — Составьте число 5 из двух меньших чисел. — Придумайте два числа, которые вместе составят число 6. Дидактические игры «Лото» (настольно-печатная игра: числовая или цифровая карточка кладется в нужное место); «Гаражи» (Игра может быть настольно-печатная или подвижная: на машине номер из двух цифр, надо ехать в гараж с соответствующим номером, обозначенным одним числом); «Найди пару», «Назови соседа», «Кто где живет?» (рис.);
«Назови сумму», «Назови разность» (карточки с примером на одной стороне и с ответом на другой) (рис.).
Рис.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|