Методика ознакомления с обратным счетом (задача 7)
Предварительная работа В подготовительной группе после выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке формируем у детей умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число). Особенности наглядного материала Любые множества с «исчезающим» элементом, числовые и цифровые карточки, палочки X. Кюизенера.
Счетная лесенка:
Методика обучения Сначала рассматриваем множества из пяти элементов. Просим назвать количество, убирая один элемент. Обратный счет в пределах десяти даем с использованием счетной лесенки. Затем учим называть числительные в прямом и обратном порядке без наглядности. Фрагмент: Программная задача: познакомить с обратным счетом в пределах пяти. Наглядный материал: пять желтых кленовых листьев. Ход: —Что это? —Это листья какого дерева? —Какого они цвета? —Почему они желтые? —Что еще происходит с листьями осенью? — Наши листья будут падать, а вы говорите хором, сколько осталось. Замечание: необходимо это делать быстро, чтобы счет прозвучал слитно. В начале необходимо задать вопрос «сколько?», чтобы прозвучало число «пять», а затем убирать предметы. Последний предмет не убирать. Аналогичная работа проводится на разном материале до выработки навыка называния числительных в обратном порядке. —Пять, четыре, три, два, один. —Попробуйте по памяти повторить. —Этот счет называется «обратным». Повторите хором: «обратный счет».
—Как вы думаете, почему он так называется? —Петя, посчитай обратным счетом! —Каким счетом посчитал Петя? Варианты вопросов и заданий на закрепление и усложнение —Посчитай от одного до десяти! —Посчитай от десяти до одного! —Посчитай прямым счетом! —Посчитай обратным счетом! —Что мы делаем, считая от одного до десяти? (Прибавляем по единице.) —Что мы делаем, считая от десяти до одного? (Отнимаем по единице.) —Назови последующее число! —Назови предыдущее число! —Назови соседей числа 7. Дидактические игры «Разложи по порядку», «Найди ошибку». (Дети раскладывав ют числовые и цифровые карточки в нужной последовательности или исправляют неправильный ряд.); «Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей». (Поймав мяч, надо правильно выполнить задания с числами.) и др. Методика ознакомления с цифрами (задача 8) Предварительная работа После выработки счетной деятельности можно учить соотносить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и соответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абстрактность математических понятий. Особенности наглядного материала Любые множества, числовые и цифровые карточки. Методика обучения Необходимо научить детей различать понятия: • количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов); • число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств); • цифра (знак для записи чисел). На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предварительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозначения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто путают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процессе многократных упражнений.
Фрагмент 1: Программная задача: познакомить с цифрой 1. Наглядный материал: коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка. Ход: —Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я? —Что это? Сколько? —Как вы думаете, как я догадалась? —Здесь написана цифра. Что она обозначает? —Люди придумали цифры, чтобы записывать числа. —Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в коробке только один предмет. —На что похожа цифра 1? —Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я. —Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1. —Ответьте на вопрос молча, показав карточку. —Сколько у человека носов? —На сколько шесть больше пяти? Фрагмент 2: Программная задана: познакомить с цифрой 0 и записью числа 10. Наглядный материал: материал, используемый для обратного счета (10 предметов). Ход: Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько осталось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет. —Сколько? —Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль. —Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож? —Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0. Схема работы с каждой цифрой 1. Повторение предыдущей цифры. 2. Рассматривание множества с нужным количеством элементов. 3. Рассматривание цифры. 4. Обсуждение на что похожа цифра. 5. Рисование цифры пальцем в воздухе. 6. Поиск карточки с нужной цифрой. 7. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы. 8. Возможна запись цифр. Варианты заданий —Покажите цифрой, сколько предметов на столе. —Покажите цифру, которая обозначает число 7. —Отсчитайте столько предметов: [ 5 ] —Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти. —Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Семь. —Присядьте столько [ 3 ] раз. Осложнения Цифровые карточки применяются при решении других программных задач (при сравнении чисел, при изучении состава числа из двух меньших чисел, для записи решения задач и др.). Знание цифр используется при отгадывании загадок, выучивании стихов. В подготовительной группе иногда учат записывать цифры. Спешить с этим не надо, так как здесь необходимы: достаточно развитая мелкая моторика и умение ориентироваться на цисте бумаги в клетку.
Дидактические игры «Молчанка». (Воспитатель задает вопросы, а дети показывают ответы с помощью цифровых карточек); «Веселый счет». (Инсценировка стихотворения Маршака) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|